Нищете материальной нетрудно помочь, нищете души — невозможно.
Монтень
Задачи: обратить внимание родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.
Форма проведения: разговор по душам детей и взрослых.
Вопросы для обсуждения: значимость нравственного воспитания детей, нравственные традиции и обычаи.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); полезная информация (см. приложение); сочинение-размышление учащихся «Черно-белый мир. Как я это понимаю»; классный час «Примеры нравственности в истории цивилизации»; подготовка альбома пословиц и поговорок о нравственности; выставка сочинений учащихся «Нравственные заповеди моей семьи»; разработка сценария родительского собрания; подготовка приглашений для родителей (см. приложение).
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы, мальчики и девочки!
Снова мы собрались все вместе, нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности. Что означает это магическое слово — нравственность?
Нравственность — это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живет, кто формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.
Один человек живет так, что и через века его вспоминают с уважением и гордостью...
Этот человек жил на земле, он делал ее чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.
Люди эти — пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить.
В честь и в память о близких и далеких людях, несших в этот мир добро и свет, мы зажигаем свечу. Пусть она горит и напоминает нам о тех, чей нравственный подвиг не имеет цены.
II. Учащиеся читают стихи
И. Анненский «Завещание»
Где б ты ни стал на корабле,
У мачты иль кормила,
Всегда служи своей земле:
Она тебя вскормила.
В волнах иль по ухабам,
— Будь вынослив, отважен будь,
Но не кичись над слабым,
Быть добрым не забудь.
Не отступай, коль принял бой –
Платиться — так за дело,
А если петь — так птицей пой —
Свободно, звонко, смело.
В. Высоцкий «Песня о Земле»
Кто сказал: «Все сгорело дотла,
Больше в Землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря,
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки — как раны зияют,
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет, —
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа, —
Сапогами не вытравить душу!
III. Анализ сочинений учащихся
Учащиеся читают свои сочинения.
IV. Выступления родителей на тему «Нравственные традиции и обычаи нашего дома»
V. Продолжение выступления классного руководителя
Старый доктор зябко повел плечами, отодвинул дневник, снял очки и растер пальцем переносицу. Закончился трудный день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно, если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести...
В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве дом сирот, содержавшийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные дети обретали стараниями старого доктора нормальную жизнь и будущее. Он создал настоящую детскую республику, основой которой были любовь и уважение к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что можно говорить правду, что на свете есть правда».
Старый доктор долго не мог понять, что есть Бог, пока не решил, что его Бог — это глубочайшее уважение и любовь к детям. Старый доктор так и не завел семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал служение детям».
Все я, Боже, получил сполна,
Где, в какой мне расписаться ведомости?
Об одном прошу — спаси от ненависти,
Мне не причитается она.
Наступило завтра — 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, они, как птенцы, жались к старому доктору. Он шел впереди, держа на руках маленькую девочку, ослабевшую после тяжелой болезни. Старый доктор давал детям последний урок — он учил их достойно умирать.
У вагона, отправлявшегося в Треблинку, эсэсовец спросил: «Кто этот человек?». Ему ответили, что это — господин Януш Корчак, автор книги «Как любить детей», старый доктор, возглавивший Дом сирот в Варшаве.
Эсэсовец вспомнил, что в детстве он читал знаменитую книгу Корчака «Банкротство маленького Джека» и предложил доктору остаться. Но Корчак ответил: «Дети — это главное», вошел в вагон и захлопнул дверь в газовую камеру, уйдя вместе со своими чужими детьми в бессмертие...
VI. Мысли вслух о воспитании нравственности (см. приложение)
VII. Просмотр видеозаписи классного часа «Примеры нравственности в истории цивилизации» и чтение сочинений «Нравственные заповеди моей семьи»
VIII. Анализ анкетирования
IX. Рекомендации родителям по теме родительского собрания
X. Подведение итогов
Анкета родителей (1)
1. Считаете ли вы необходимостью проведение в классе родительского собрания, посвященного нравственной тематике?
2. Какие нравственные проблемы, на ваш взгляд, необходимо поднимать в классе?
3. Уделяете ли вы внимание нравственному воспитанию своих детей?
4. Какие нравственные заповеди существуют в вашей семье?
5. Как вы наказываете своего ребенка, если он нарушил нравственные запреты семьи?
6. Позволяете ли вы себе поступать безнравственно?
7. Что вы можете простить в своей семье, что вы простить никогда не сможете?
8. Можете ли вы поделиться опытом нравственного воспитания детей в семье?
Анкета родителей (2)
Любимый кинофильм детей и родителей.
Любимая телепередача детей и родителей.
Почитаемый в семье исторический персонаж.
Исторический персонаж, к которому в семье относятся плохо.
Идеал героизма в семье.
Антиидеал героизма в семье.
Любимая книга семьи.
Любимое время провождение в семье.
Самый почитаемый праздник в семье.
Люди рода, которых чтит семья.
Люди, которые не вызывают уважения в семье.
Нравственные качества, почитаемые в семье.
Качества, которые семья считает безнравственными.
Главный нравственный закон семьи.
Какие поступки детей в семье подлежат порицанию.
Какие поступки детей в семье приветствуются и поддерживаются.
Какие нравственные качества родители считают программой воспитания детей в семье.
Анкета учащихся (1)
Методика неоконченных предложений:
Добро — это ___________.
Человечность — это __________.
Воспитанность — это ________.
Доброжелательность — это ________.
Порядочность — это _________.
Зло — это _________.
Грубость — это _________.
Хамство — это ________.
Ложь — это ___________.
Учащиеся высказывают свое суждение по различным, нравственным категориям и определяют свое отношение к ним.
Анкета учащихся (2)
Я злюсь, когда __________.
Я вру, когда ________.
Я грублю, когда __________.
Я радуюсь, когда _________.
Мне нравится, когда _______.
Я не люблю, когда взрослые __________.
Я люблю, когда взрослые __________.
Дома я стараюсь _______.
В школе я стараюсь __________.
Мне плохо, когда меня ____________.
Приглашение для родителей
Уважаемые родители!
«Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и служить другим как можно лучше» (Л. Н. Толстой)
Родительский комитет и классный руководитель приглашают вас принять участие в разговоре о нравственности. Мы надеемся, что ваше участие поможет сделать обсуждение проблемы интересным и полезным для детей и взрослых.
Родительский комитет
Воспитание нравственности
— Дети отличаются от взрослых тем, что еще не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.
— Ребенок - тот же человек, что и взрослый, только маленький.
— Маленький — значит, еще слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере...
— Маленький — не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чем он там плачет...
— Чтобы понять ребенка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки.
— Я, классный руководитель ваших детей, прошу вас стать на цыпочки и прислушаться к тому, что говорят нам наши дети...
Родительское собрание «Ваш ребенок влюбился», 8 класс
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Родительское собрание «Нелегкий разговор о требовательности», 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!