Родительское требование к себе и ребенку, родительское уважение к себе и своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания.
А. С. Макаренко
Задачи: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребенка; формировать культуру родительского требования к ребенку.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа: подготовка необходимых материалов для организации дискуссии; подготовка ситуаций для обмена мнением; анкетирование детей и родителей (см. приложение).
Оформление класса: на доске в классе выписываются цитаты и утверждения для анализа родителями: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко); «Требовательность — взыскательное, не терпящее поблажек и послаблений отношение к себе и окружающим, к собственным обязанностям и к обязанностям других»; «Требовать — значит не быть безразличным к ребенку и его взрослению». (А.П. Чехов); «Нравственное воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» (В.А. Сухомлинский).
I. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Наше родительское собрание посвящено одному из главных родительских умений — разумному требованию.
Требования предъявляются к ребенку с самого раннего возраста. Повзрослев, ребенок имеет расширенный круг требований, что не всегда совпадает с его желанием.
Требовательность родителей, направленная на то, чтобы ребенок научился подчинять свои слепые капризные «хочу» важным и осознанным целям, научился серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании.
Дети родителей слабовольных и неразумно любящих вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.
В семьях, где любовь к ребенку сочетается с требовательностью, дети растут волевыми, организованными и дисциплинированными.
Но какой должна быть требовательность? Как она должна проявляться? Давайте обратимся к словам классиков.
II. Обсуждение высказываний мыслителей
Идет обсуждение цитат, выписанных на доске. Обсуждение результатов анкетирования учащихся.
III. Продолжение выступления классного руководителя
Классный руководитель раздает родителям и зачитывает правила требовательности, которые должны предъявляться к детям (см. приложение).
IV. Решение ситуаций (см. приложение)
V. Подведение итогов
Оценка родителями актуальности родительского собрания.
Ситуации для обсуждения
Классный руководитель делит родителей на группы, и они решают педагогические ситуации, связанные с умением взрослых предъявлять требования.
Ситуация 1. Мать и отец приходят с работы. В раковине — гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребенка. Он демонстративно затыкает уши. Мать идет на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.
Ситуация 2. Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась далеко позже назначенного ей времени. Отец возмущен неисполнением ею требования. Мать считает, что в этом ничего страшного нет. В другой раз придет вовремя. Предложите свой вариант решения проблемы.
Ситуация 3. К сыну пришли друзья. Они заперлись в комнате и что- то оживленно обсуждают. Родители требуют: «Немедленно иди за стол! Пора обедать! Ребята подождут!» Предложите свой вариант решения проблемы.
Ситуация 4. Мальчик встречается с девочкой. Мама приходит после родительского собрания и тут же говорит сыну: «Чтобы я больше тебя с этой девицей не видела! О ней знаешь, что говорят?» Предложите свой вариант решения проблемы.
Ситуация 5. Отец требует от сына в категорической форме, чтобы он прекратил курение. На что сын ему отвечает: «Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать». Предложите свой вариант решения проблемы.
Ситуация 6. Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с приятелями, он забыл обо всем на свете. Родители, вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушел за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители разругались, мать плакала, сын из комнаты так и не вышел. Предложите вариант решения проблемы.
Ситуация 7. Сын собрался в многодневный поход. Мама — против, но отец разрешил, объяснив это тем, что когда-то человек должен учиться ответственности за свои решения и поступки. Предложите свой вариант решения проблемы.
Правила требовательности
Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребенку.
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.
Требовательность должна иметь не только характер, но и душу. Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребенка.
Требовательность не должна быть бессмысленной.
Требовательность должна быть понятной.
Требовательность может быть выражена в игровой форме.
Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.
Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой. Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.
Требовательность не должна чередоваться с попустительством.
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Ваш ребенок влюбился», 8 класс
Родительское собрание на нравственную тему совместно с детьми, 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!