Родительское собрание на тему «Роль самооценки в формировании личности», 4 класс

Сценарий родительского собрания в 4 классе

Дата проведение: III четверть.

Форма проведение: лекторий для родителей с элементами тренинга.

Цель: формирование у родителей понимания роли адекватной самооценки в деятельности ребенка.

Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования неадекватной самооценки ребенка; обратить внимание родителей на последствия формирования неадекватно высокой и низкой самооценки; рассказать о приемах, позволяющих повысить самооценку.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Провести диагностику уровня сформированное™ самооценки учащихся.

2. Совместно с психологом приготовить упражнения для тренинга.

3. Разработать памятку для родителей.

II. Организационный этап

Раздать тексты с заданиями для диагностики детей. Приготовить обработанные психологом результаты диагностики. Раздать памятки.

III. Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, востребованным, мог лучше адаптироваться к окружающему миру, спокойно преодолевал трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе. Как и почему Формируется у детей та или иная самооценка?

Авторитетным для ребенка в младшем школьном возрасте является мнение взрослых: родителей, учителей. Именно они, в основном, влияют на самооценку ребенка. Если взрослые уважают ребенка, ценят его личностные качества, достижения, успехи, то у ребенка формируется позитивная самооценка. Если родители равнодушны к проблемам ребенка или относятся к его успехам с пренебрежением, иронизируют, есть вероятность, что у него сложится негативная, отрицательная самооценка.

Попустительский стиль воспитания, потакание капризам ребенка, необъективная похвала могут привести к формированию неадекватно высокой самооценки. Иногда в обеспеченных семьях при определенных условиях дети считают себя избранными, «белой костью». Их жизненная установка типа: «Я получу все, что захочу» - в дальнейшем может привести к серьезным проблемам.

Высокая адекватная самооценка формируется у ребят в таких семьях, где четко распределена ответственность, где взрослые и дети относятся друг к другу искренне, с уважением. Ребенок знает свои обязанности и учится самостоятельно решать встающие перед ним задачи, не боится делать ошибки, чувствует уверенность в своих силах.

В семьях, где существует состязательный или авторитарный стиль воспитания, родители, пытаясь поставить сына или дочку в зависимое положение, снижают им самооценку. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он теряет инициативу, желание что-то делать: «Все равно у меня ничего не получится», - размышляет он. При этом в нем, безусловно, есть определенные достоинства. Ребенку же сложно подвергать критику родителей сомнению: «Как ты разговариваешь со взрослыми? Тебе сказали...» Чем чаще малыша критиковали в детстве, тем длиннее его путь к правильной оценке себя.

Неадекватная самооценка отражается на поведении, возникают проблемы в общении с окружающими. Так, ребенок с завышенной самооценкой имеет идеализированные представления о себе: о своей личности, возможностях, своей ценности в глазах других. В этом случае ребенок старается не замечать неудач, считает их случайными или же обвиняет в них окружающих. Он ставит себя выше своих одноклассников. Например, если учитель не назвал его работу в числе лучших, он демонстративно будет отрицать достижения других или показывать, что эта работа для него не имеет никакого значения. Это будет выражаться в таких фразах: «А мне не нравится! Ну и пусть! А мне все равно!» Так он стремится сохранить высокую оценку своих поступков и дел. Такой ребенок становится раздражительным, агрессивным, вспыльчивым. Справедливые замечания со стороны взрослых и детей он оценивает как негативное отношение к нему. Он считает, что учитель занижает ему оценки, никак не желает признавать, что неудачи - это результат его собственных ошибок, лени и неправильного поведения.

Негативно сказывается на успешности детей и неадекватно заниженная самооценка. Обычно это приводит к неуверенности в себе, застенчивости, робости, отсутствии желания пробовать свои силы, реализовывать свои способности. Такие ребята не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением привычных заданий, выбором одних и тех же поручений, слишком критичны к себе. Прикрытием от реальности может служить и уход в особый вымышленный мир, в котором нет проблем и ребенок чувствует себя значимым. Такие дети начинают сочинять про себя и свою семью небылицы, фантазируют о своих успехах. При заниженной самооценке тоже могут возникать конфликты с окружающими. Ребенок очень требователен к себе и еще более требователен к другим. Он не прощает ошибок, склонен выделять, подчеркивать недостатки других детей. В обыденной жизни о таких людях говорят, что они ворчливы, постоянно «пилят» даже близких людей. Естественно, у одноклассников это тоже вызывает чувство отторжения. Например, во время урока на этапе взаимопроверки диктанта такие ребята придираются даже к некрасиво написанной букве соседа по парте, намеренно занижают ему оценку. В конфликт приходится вмешиваться учителю.

В первом классе мы проводили диагностику уровня самооценки по методике «Лесенка», когда ребенку предлагалось нарисовать себя на одной из десяти ступенек. На самой высокой ступеньке находятся самые умные, красивые, послушные дети, а на самой низкой - те, кто ленится, обманывает родителей, плохо ведет себя. Такая методика соответствовала представлениям малышей 6-7 лет об оценке их личности окружающими. К четвертому классу представления детей о себе изменились. Они уже осознают свои способности и возможности не только в учебной деятельности, но и в общении, спорте, дополнительном образовании и т. п. Поэтому мы предложили ребятам оценить себя в разных направлениях: общении, эмоциональной сфере, поведении, деловых качествах. Диагностика, которую мы провели, так и называется «Самооценка». (Приложение 1.1.)

По результатам исследования в классе, выявилась следующая картина:

• неадекватно низкая самооценка - ... чел.;

• низкая самооценка -... чел.;

• самооценка ниже среднего - ... чел.;

• средний уровень самооценки - ... чел.;

• самооценка выше среднего - ... чел.;

• высокая самооценка-... чел.;

• неадекватно высокая самооценка - ... чел.

К норме относятся уровни «высокий» и «выше среднего» (ребенок заслуженно ценит и уважает себя), а также «средний» (ребенок уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию). Остальные варианты самооценки считаются неадекватными, должны вызвать тревогу и требуют внимания к личности Ребенка со стороны взрослых.

Необходимо отметить, что самооценка не является постоянной. Она может измениться под воздействием обстоятельств. Так, например, у школьника, который успешно учится, но вдруг не справился с контрольной работой, самооценка может временно снизиться. Или если в кругу сверстников успехи в учебе не являются ценностью, то самооценка тоже может поколебаться. Кроме того, по мере взросления ребята начинают осознавать, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. Особенно это актуально в том возрасте, в котором находятся сейчас наши дети, т. к. ведущей деятельностью в их развитии становится не учеба, а общение со сверстниками.

Зависит формирование самооценки и от осознания детьми своих способностей в какой-либо сфере. Если ребенок нашел такой вид деятельности, в котором он испытывает удовлетворение от успехов, гордость за свои достижения (спорт, искусство, общественная деятельность), его мнение о себе повышается.

Поскольку одним из путей формирования самооценки является оценка окружающих, то изменить ее можно, поменяв поведение и отношение к ребенку других людей (родных, близких, учителей, сверстников). Поэтому многое зависит от их справедливости, терпения, тактичности.

Особенно важно поднять мальчику или девочке неадекватно заниженную самооценку, помочь детям поверить в себя, в свои возможности, в свою индивидуальность, ценность, неповторимость. Следует отметить, что чем больше доверия вызывает у ребенка тот или иной человек, тем большее влияние оказывает это лицо на формирование самооценки. Самое сильное воздействие оказывает мнение родителей и близких. Самооценка сохраняется на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой установок. Если взрослые постоянно говорят ребенку, что он ленивый, безответственный, ему нельзя доверить серьезное поручение, то у мальчика или девочки о себе сложится именно такое мнение.

Но не следует увлекаться и неоправданной похвалой. Она должна соответствовать реальным возможностям и достижениям детей. Если взрослый щедро расточает комплименты в адрес ребенка с заниженной самооценкой, то реакция может быть обратной нашим ожиданиям. «Видимо, я совсем глупый, если мама без конца повторяет, что я умница». Повредит этот метод и ребенку с неадекватно завышенной самооценкой, создав у него впечатление своей исключительности. «Ты у меня самый замечательный, умный, красивый», - так искренне думают большинство мам о своих детях. Так оно и есть, ведь каждый из детей уникален! Вот только мера в таких высказываниях часто перехлестывает реальное положение вещей. Утверждение: «Ты умный, способный, но тебе нужно будет хорошенько позаниматься, чтобы подготовиться к контрольной», - больше похоже на правду.

Как же взрослым выстроить свои отношения с ребенком, у которого сформировалась неадекватная самооценка? Постарайтесь найти сильные стороны личности своего ребенка, на которые можно опереться. Затем необходимо помочь ему определить, к чему он больше имеет способности. И, наконец, надо найти возможность их реализовать, создать для этого условия.

Наши дети приближаются к периоду подростковых кризисов. В это время меняются жизненные установки, ценности, приоритеты. В связи с этим могут происходить изменения и в самооценке подростка. Взрослым надо знать, что мнение о себе прямо связано с употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Исследования психологов показывают, что люди, злоупотребляющие этими веществами, как правило, имеют низкую самооценку. А у ребенка, имеющего положительные представления о себе, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления психоактивных веществ. Он будет сопротивляться давлению сверстников и старших подростков, которые станут его провоцировать на это, т. к. ему не надо доказывать, что он «не хуже» других.

IV. Тренинг по формированию адекватной самооценки

Классный руководитель. С проблемой заниженной самооценки сталкиваются и многие взрослые. Одно неосторожное слово или взгляд коллеги может серьезно подорвать вашу уверенность в себе. Давайте проведем тренинг по повышению самооценки для взрослых. (Приложение 1.2.)

Конечно, не все эти упражнения надо принимать как руководство к действию, но некоторые из них можно использовать по мере необходимости. А такие упражнения, как составление списка полезных дел или успехов за день, можно применять и в повышении самооценки вашего ребенка.

Какие еще советы по формированию адекватной самооценки ребенка дают психологи? Мы постарались обобщить сказанное сегодня в своде правил для родителей. (Приложение 1.3.)

V. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Оценки взрослых, воспринимаемые ребенком, становятся затем его собственной самооценкой. Поэтому будьте осторожны в своих высказываниях, контролируйте свои эмоции и речь. Принимайте своего сына или дочку такими, какие они есть. Анализируйте вместе с ними недостатки, над которыми надо Работать. Отмечайте их положительные качества, радуйтесь вместе с ними их достижениям. В заключение хочется отметить, что если у ребенка в детстве не сформировались положительные представления о себе, исправить в подростковом возрасте, а тем более в юности, это будет сложно, если возможно вообще. Так что будущее вашего ребенка, его успешность в обществе зависит, в первую очередь, от вас.

Возможное решение родительского собрания:

1. Обсудить дома с остальными членами семьи памятки по формированию у ребенка адекватной самооценки.

2. Проанализировать причины неадекватной самооценки, наметить пути ее коррекции.

3. Провести тренинги с детьми с неадекватно низкой самооценкой.

VI. Анализ итогов родительского собрания

1. Классному руководителю ознакомить педагогов, работающих в классе, со списком детей, чью самооценку необходимо корректировать.

2. Организовать коррекционные занятия таких детей у психолога.

Приложения

Приложение 1.1. Тест «Самооценка»

Какие качества вы более всего цените в людях? Какие представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Этап 1

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны четыре набора качеств с пояснениями к ним. Вы должны в каждом наборе выделить те, которые вы особенно цените в людях. Сколько их будет - каждый решает сам.

3. Выпишите наиболее ценные для вас качества (вместе с их номерами) из первого набора в свой I столбик. Теперь приступайте ко второму набору качеств - те, что наиболее важны для вас, выпишите вместе с их номерами в свой II столбик. И так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре столбца идеальных качеств.

I. Межличностные отношения, общение

1. Вежливость - соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость - внимание к людям, помощь им.

3. Искренность - выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм - способность поддерживать общее дело, общие интересы.

5. Отзывчивость - готовность откликнуться на чужие нужды.

6. Радушие - сердечное, ласковое отношение, гостеприимство, готовность чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность - чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость - умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10. Чуткость - отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность - желание приносить добро людям, готовность.

12. Приветливость - способность выражать чувство симпатии.

13. Обаятельность - способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность - способность легко поддержать разговор, завязать знакомство.

15. Обязательность - верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность - осознание возможных последствий своих поступков.

17. Откровенность - открытость, доступность для людей.

18. Справедливость - объективная оценка людей и их поступков.

19. Совместимость - умение подчинять свои действия интересам Других.

20. Требовательность - строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

1. Активность - интерес к окружающему миру и самому себе, желание действовать в интересах коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость - чувство собственного достоинства.

3. Добродушие - мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность - честность, неспособность совершать подлые поступки.

5. Смелость - способность решительно действовать, невзирая на страх.

6. Твердость - умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость.

7. Уверенность - вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность - прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность - решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм - сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность - честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность - проявление активности в новых делах.

13. Интеллигентность - высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость - упорство в достижении целей.

15. Решительность - непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения.

16. Принципиальность - умение твердо придерживаться убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность - стремление оценивать свое поведение, свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность - способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность - ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность - стремление достичь своей цели.

III. Деятельность

1. Вдумчивость - глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость - предприимчивость, толковость.

3. Мастерство - высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость - умение уловить смысл, сообразительность.

5. Скорость - стремительность поступков и быстрота действий.

6. Собранность - сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность - умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие - любовь к работе, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность - умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость - усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность - соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность - сосредоточенность на выполняемой работе.

13. Дальновидность - способность предвидеть последствия, предсказывать результат.

14. Дисциплинированность - привычка к установленному порядку, понимание долга перед коллективом.

15. Исполнительность - старательность, хорошее исполнение заданий.

16. Любознательность - желание приобретения новых знаний, заинтересованность в поиске решений.

17. Находчивость - способность быстро придумывать выход из затруднительных положений.

18. Последовательность - умение выполнять задания, действия в строгом порядке.

19. Работоспособность - способность много трудиться.

20. Скрупулезность - точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость - ощущение силы, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие - отсутствие боязливости, храбрость.

3. Веселость - беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность - искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие - готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность - проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие - любовь и стремление к независимости.

8. Сердечность - задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность - способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость - способность испытывать чувство неловкости.

11. Взволнованность - частые переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность - склонность к большому подъему чувств, восхищению.

13. Жалостливость - склонность к состраданию.

14. Жизнерадостность - постоянство чувства оптимизма, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность - способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность - жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность - способность удержать себя от бурного проявления чувств.

18. Удовлетворенность - ощущение удовольствия от жизни, от исполнения желаний, от успеха.

19. Хладнокровность - способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность - повышенная эмоциональность.

Этап II

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка

1. Подсчитать, сколько испытуемый нашел у себя качеств, реально присущих ему (Р).

2. Подсчитать количество идеальных качеств, выписанных им (И), а затем вычислить их процентное отношение: П = Р : И х 100.

3. Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

Психодиагностическая шкала

Пол

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

Мальчики

0-10

11-34

35-45

46-54

55-63

64-66

67

Девочки

0-15

16-37

38-46

47-56

57-65

66-68

69

Приложение 1.2. Тренинг по формированию адекватной самооценки

Предлагаем несколько упражнений, которые помогут учащимся выработать навыки здравомыслия, уверенности в себе, а значит, повысить самооценку.

Упражнение 1. Вспомните всех ваших «доброжелателей» и запишите их типичные высказывания. Не забудьте про своего внутреннего критика. Просмотрите составленный вами список. Может быть, стоит подумать, кто вас хвалит? Кто критикует? Что это за люди? Насколько они компетентны в том, что говорят? «Тебе идет костюм, который ты сшила. Тебе надо стать модельером одежды», «Сшитый тобою костюм сидит на тебе, как мешок. Не шей больше никогда», - говорят вам две подруги. Насколько они в этом разбираются? Умеют ли они сами одеваться? Чего добиваются, сделать вас лучше или подрезать вам крылья? Может быть, самоутвердиться?

Теперь выбирайте, слушать вам их или нет. Соглашаться с ними или нет. Может быть, стоит заявить о своем несогласии вслух или пропустить мимо ушей замечания человека, который критически настроен к миру. А возможно, кое-что придется взять на вооружение. Но прежде чем позволить своей самооценке упасть до нижней отметки, обратите внимание, в вашу ли сторону направлена критика или вы ее себе приписываете.

Если критика действительно направлена в вашу сторону, то:

• умейте отвечать на критику. Она действует через чувство вины - универсальное оружие для манипуляций. Отклоняем манипуляцию: не объясняем причин, не приносим извинений, не ведем себя как человек, неуверенный в своих силах, не оскорбляем оппонента;

• некоторые вещи надо научиться пропускать мимо ушей и делать по-своему («Она всегда такая, ее не изменишь. Я не буду принимать ее слова на свой счет»);

• используйте критику конструктивно. Постарайтесь понять, на что она направлена, и примите к сведению. «Вы забыли отчету меня на столе». - «Спасибо, я его сейчас заберу», (вместо: «Я такая рассеянная. Я ничего не успеваю, у меня все валится из рук»);

• критика вашей внешности, ваших личных качеств таковой не является. Это прямое оценивание. Такую критику необходимо пресекать. Это можно сделать, отсрочив свою реакцию («Я подумаю, что вам ответить») или сообщив собеседнику о своих чувствах («Вы ведете себя бестактно! Я не заслужила такого обращения!»).

Упражнение 2. Вас воспитывали так, что вы усвоили: сделал доброе дело - поступил хорошо, а плохое - заслужил наказание. Попробуйте по-другому. Выберите вечером время, чтобы вам никто не мешал. Сядьте удобнее. Возьмите лист бумаги и ручку. Запишите все, что вы сделали в течение дня. Не пренебрегайте никакими мелочами. Запишите все по пунктам. Вы удивитесь, сколько полезного и хорошего вы совершили. Похвалите себя за это. Можно скорректировать получившийся список, добавив в него то, что-то одно, что вам по силам сделать завтра. Похвалите себя и за это. А все то, что не удалось осуществить, в расчет не берите. «Нельзя объять необъятное» - это же очевидно. Доставляйте себе какую-нибудь радость хотя бы раз в неделю. Начните с малого. Хвалите себя.

Упражнение 3. Примите удобную позу. Прикройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьтесь. Сосредоточьтесь на дыхании. Внимание направьте на область солнечного сплетения. Представьте, что внутри вас находится источник мудрости. Назовите его, как хотите. Можете представить его в виде какого-нибудь образа, символа. Мысленно пообщайтесь с ним. Задавайте вопросы, высказывайте просьбы: «Скажи, что мне нужно сейчас делать?» Это упражнение лучше всего делать 2-3 раза в день, оно способствует выработке умения самостоятельно принимать решения, что, согласитесь, достойно похвалы и уважения.

Упражнение 4. Мысленно задайте себе вопрос: «Кто я?» И ожидайте ответа. Может быть, ответ придет не скоро. Может, придет в виде какой-нибудь картинки или слова. Доверьтесь себе. Проанализируйте ответ, не ругая себя. Обязательно найдите в себе достоинства, а к недостаткам отнеситесь с чувством юмора. Это поможет повысить самооценку.

Приложение 1.3. Памятка для родителей

• Учите детей ставить перед собой реальные, вполне достижимые цели. Если родители или сам ребенок ожидают слишком многого, ориентируются только на успех, неудача может стать ударом по самооценке.

• Хвалите ребенка не столько за успехи и достижения, сколько за старания и усилия, которые он приложил к результату. Внушите ему, что старания и настойчивость важнее, они рано или поздно приведут к успеху.

• Ребенок должен знать, что его личные, пусть и небольшие по сравнению с другими, достижения вызывают у вас такую же гордость, как и высокие победы других детей.

• В случае неудач критикуйте поступки и неправильные действия, а не самого ребенка. Например, если он пришел поздно, не предупредив вас, лучше сказать: «Я очень переживала за тебя, ты поступил бессердечно, безответственно по отношению ко мне!», а не «Ты безответственный, неблагодарный сын! Ты думаешь только о себе!»

• Дайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Те дети, у которых есть серьезные домашние обязанности, чувствуют свою значимость в семье. Доверие взрослых они воспринимают как высокую оценку своих личностных качеств.

• Будьте готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения. Ваша задача - научить его делать выводы из ошибок.

• Что бы ни случилось, давайте ребенку понять, что вы любите его. Никогда после совершенного проступка не говорите ему сгоряча: «Я ненавижу тебя!», «Я тебя не люблю» и т. п. У сына или дочки надолго остается рана на сердце от сказанного. Скажите о своей обиде по-другому: «Я не люблю, когда ты такой (когда ты так себя ведешь)».

Автор: Ирина Фёдоровна Яценко

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты

Родительские собрания в начальной школе. Разработки

Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?

Нет комментариев. Ваш будет первым!