Цели собрания:
1. Выявить представление детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
2. Содействовать формированию нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.
3. Способствовать сплочению коллектива классного, родительского, семейного.
Участники: классный руководитель, родители второклассников, учащиеся 2 класса.
Форма проведения: коллективно-творческая работа.
Организация родительского собрания:
• подготовка приглашений для родителей;
• анализ анкетирования учащихся и родителей;
• подбор заданий для коллективно-творческой работы в группах;
• грамзапись песни В. Шаинского и М. Танича «Когда мои друзья со мной...»;
• разработка сценария родительского собрания;
• родители и учащиеся образуют три команды;
• анкетирование учащихся;
• анкетирование родителей.
(Проводится анкетирование учащихся.)
Анкета для учащихся
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Какие качества ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты еще с кем-то дружил?
4. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
5. Приходит ли друг к тебе домой?
6. Бываешь ли ты в гостях у друга?
7. Ты считаешь себя хорошим другом?
8. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
(Проводится анкетирование родителей.)
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка?
2. Кто виноват, если друзей у ребенка нет?
3. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка?
5. Знаете ли вы семью друга ребенка?
6. Дружите ли вы семьями?
7. Ваш ребенок умеет дружить?
8. Как вы поступите, если между друзьями возникает конфликт, ссора?
Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Аристотель
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель объявляет тему и цели собрания. На доске написано предложение: «Друг - это тот, кто...»
Родители и учащиеся по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями.
II. Беседа
На доске слова «друг», «приятель», «товарищ».
- Чем отличаются эти слова друг от друга? (1. Друг, подруга - человек, находящийся в дружбе с кем-нибудь; очень близкий товарищ. 2. Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях. 3. Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам благодаря общей работе.)
III. Сообщение председателя родительского комитета класса Все мы знаем, что детям необходимо общество сверстников. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, учатся подчиняться законам коллектива и самое главное получают более верное представление о жизни.
Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть на стоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
(Председатель родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей и детей. Наиболее интересные ответы зачитываются (авторы не называются).)
IV. Рассказы учащихся о своих друзьях. «Портрет моего друга»
V. Работа в группах
(Родители и ребята работают в трех микрогруппах. Каждая группа выбирает себе название. Члены команды, посоветовавшись, представляют свое название. Группа получает цветок - ромашку и на каждом лепестке пишет по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может. Получается «цветок дружбы». Решение проблемных ситуаций, описание которых находится в конвертах. Предлагаются конверты с ситуациями.)
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
4. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
6. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты. (В группах обсуждают ситуации, а затем комментируют их.)
1. Конкурс «Пословицы о дружбе».
- Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
(Команды называют пословицы о дружбе.)
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друга ищи, а найдешь - береги.
• Старый друг лучше новых двух.
• Друзья познаются в беде.
• Без друга в жизни туго.
• Верный друг лучше сотни слуг.
• Друга иметь - себя не жалеть.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Легко друзей найти, да трудно сохранить.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Человек без друзей - это дерево без корней.
• Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
• С кем поведешься, от того и наберешься.
2. Блицопрос.
(Группам задаются вопросы.)
1. Что же такое дружба?
2. Зачем человеку друг и как его найти?
3. Кто такой друг и какими качествами он должен обладать?
4. Почему распадается дружба?
3. Законы дружбы.
Классный руководитель говорит о том, что академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья познаются в юности. Помните это!» - А каковы же законы дружбы?
Предлагается каждой группе сформулировать и записать на листе правила дружбы.
4. Защита разработанных правил.
Каждая группа зачитывает правило дружбы и прикрепляет лист с его записью на доску.
VI. Подведение итогов
1. Председатель родительского комитета подводит итоги работы.
- Мы все победители, потому что сегодня мы стали настоящими Друзьями.
2. Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной...» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича).
(Дети и родители рисуют портреты своих друзей.)
3. По результатам родительского собрания оформляется газета о дружбе.
VII. Решение родительского собрания
Принимается решение собрания: жить по правилам дружбы ежедневно. В качестве возможного варианта таких правил могут быть «Законы дружбы», предложенные В.А. Сухомлинским.
Памятка для учащихся «Законы дружбы»
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе небезразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
3. Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм - несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
В книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то - научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
2. Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями - всем, что могло бы помочь другу.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
1. Статья «Дружба» из книги Аллана Фромма «Азбука для родителей»
Вы, конечно, знаете, что обычно происходит с ребенком в магазине игрушек: у него загораются глаза при виде стольких замечательных вещей. Впрочем, мы тоже приходим в восторг, оказавшись среди обилия чудес - всех этих великолепных велосипедов, роликовых коньков, электрических железных дорог, кукол, разного рода занимательных настольных игр. И все же самое главное, что нужно детям для игры, в этот перечень не входит. Как ни разнообразно все, что выставлено на прилавках магазина, там нет того, что ребенок ценит больше всего, в чем больше всего нуждается. Там нет Дружбы.
Разумеется, для большинства из нас это настолько очевидно, что нет никакой нужды говорить об этом. Все мы знаем, что детям необходимо общество сверстников, причем не только для совместного развлечения, но и по другим исключительно важным причинам. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находить свое место в нем и самое главное получают более верное представление о жизни. Другими словами, их умственное, психическое, социальное и даже физическое развитие глубоко связано с тем, как складываются их отношения с ДРУЗЬЯМИ.
Эта сторона жизни наших детей не требует больших усилий с нашей стороны, и все-таки мы многое можем сделать для того, чтобы у нашего ребенка было больше друзей, притом хороших друзей. Советы, которые мы рекомендуем, особенно важны для родителей, чьи дети имеют мало настоящих товарищей или, похоже, с ними не очень дружат.
Помочь детям в этом случае - значит всячески способствовать тому, чтобы у них появилось желание принимать участие в общественной жизни. Вот некоторые самые эффективные способы для достижения подобной цели.
1. Нельзя требовать от детей, чтобы они поняли значение дружбы задолго до того, как начнут ходить в детский сад, то есть до 4 лет. А к этому возрасту они приобретают достаточно большой опыт общения с ближними, который уже накладывает отпечаток на их будущее социальное поведение. Очень важно, чтобы ребенок с младенчества соприкасался с людьми. Не стоит держать его под стеклянным колпаком ради сохранения здоровья. Гораздо лучше будет, если ребенок станет как можно больше общаться с окружающими. Общение это, как правило, нравится детям. Если малыш с самого раннего детства научится легко и свободно держаться с людьми, у него появятся хорошие возможности избежать страха перед ближними, какой нередко возникает у многих детей в более старшем возрасте.
2. Наша собственная общественная жизнь влияет на ребенка и его последующее участие в ней, или, иными словами, мы сами создаем модель, которую ребенок будет воспроизводить позже. Если в нашем доме мало бывает друзей, если мы пренебрежительно отзываемся о людях, то, конечно, подаем детям пример недружелюбия. Они так или иначе все же научатся жить в согласии с ближними.
3. Очень часто мы сами в состоянии помочь ребенку преодолеть некоторые трудности общественной жизни. Так, например, если шестилетний малыш не умеет столь же ловко брать мяч, как его сверстники, он, конечно, отвергнут ими. Но если отец этого ребенка возьмет на себя труд в выходные дни научить сына играть в футбол, он поможет ему улучшить отношения с товарищами.
Если наша дочь, единственная среди подруг, не умеет ездить на велосипеде, то время, которое мы потратим, помогая ей преодолеть свой страх, будет вознаграждено радостью, какую получит девочка, катаясь уже вместе с подругами.
4. Вероятно, самый целесообразный способ улучшить отношения нашего сына с друзьями и товарищами заключается в нескольких простых и практичных советах:
а) дарить ребенку игры, в которых надо участвовать вместе с товарищами, крикет и пинг-понг например. В некоторые из них мы будем играть вместе с сыном. Позднее можно использовать настольные игры;
б) если нам настолько повезло, что возле дома есть собственный сад, хорошо было бы оснастить его предметами, привлекающими других детей. Как это ни покажется странным, гораздо выгоднее купить просторный манеж, в котором смогут поместиться несколько детей со своими игрушками, чем один маленький. Одни качели тоже никогда не принесут столько пользы, сколько двое или трое! Место для игры (в доме или на воздухе), где дети могли бы пачкать свою одежду и шуметь, сколько им угодно, очень привлекательно для них, и они всегда охотно будут вновь и вновь приходить туда. Стакан молока и кусок хлеба с маслом, которые мы предложим маленьким гостям в подходящий момент, позволят им чувствовать себя как дома;
в) когда мы в первый раз поведем ребенка в цирк (и в каждом последующем случае), отправимся смотреть какое-нибудь соревнование или обозревать достопримечательности родного города, то возьмем кого-нибудь из его друзей. Детям не только будет веселее, им станет привычнее находиться в компании. Во всяком случае, так должно быть. Тут есть еще одно преимущество - нашего ребенка наверняка тоже пригласят принять участие в совместной прогулке, и дети быстрее подружатся, испытают больше радости. Кроме того, у нас будет повод сказать сыну: «Видишь, как ты вырос - тебя уже приглашают!» Таким образом, окажутся слитыми воедино чувство коллективизма и желание поскорее вырасти;
г) со временем, когда ребенок начнет ходить в детский сад, мы тоже можем быть ему полезны в этом отношении. Прежде всего начнем записывать имена и адреса детишек, с которыми он чаще всего играет. Когда Н. станет рассказывать что-либо дома о детском саде и упомянет, к примеру, Томми, то спросим: «А Томми - тот ли, что живет неподалеку от нас?» Ребенок интересуется, знакомы ли мы с ним, и мы ответим, что нет, но были бы рады познакомиться - ведь он наш сосед. В разговорах с сыном станем чаще упоминать его товарищей по детскому саду, более того, созвонимся с некоторыми из них и пригласим к себе домой поиграть. Спустя какое-то время ребенок сам попросит нас снова пригласить его друзей. И если мы, проявив добрую волю, пойдем ему навстречу, у ребенка начнет складываться общественное сознание;
д) прием гостей - всегда интересное событие для ребенка, и чем чаще мы будем приглашать его друзей, тем лучше. Кроме обычных поводов, таких, как день рождения, именины, Рождество, Пасха, Новый год и так далее, с помощью некоторого воображения всегда можно придумать разные предлоги собирать ребят.
5. Наконец, все, что мы делаем для улучшения взаимоотношений с ребенком, всегда будет иметь исключительное значение и для его отношений со сверстниками. Если ребенок скован в общении с нами, вполне возможно, что ему плохо и в обществе друзей. Если мы замучили его нравоучениями, пусть даже невольно, и наказываем, вызывая тем самым глухую вражду и обиду, он может перенести эти чувства на друзей и испортить отношения с ними. И наоборот, если мы слишком мягки и ласковы с нашим ребенком, чересчур балуем его, он будет излишне болезненно реагировать на грубость и жестокость сверстников. Если же он привык находиться в центре внимания дома, ему может быть неприятным отношение товарищей в сравнении с той лаской и заботой, какие окружают его в семье. И напротив, если наши взаимоотношения с ребенком хорошие, мы можем толково объяснить ему, как он должен вести себя с товарищами, и он поймет нас. Совершенно естественно, что дети ведут себя непоследовательного крепко любят друг друга, то ненавидят, сегодня дружно играют, а завтра дерутся и, плача, уверяют, что больше никогда в жизни не будут друг с Другом разговаривать. Они обвиняют товарищей во лжи, воровстве, обмане, в том, что кто-то кого-то ударил, и в бесконечном множестве Других дурных поступков. Однако родителям вместо того, чтобы разбираться, кто прав, кто виноват, следует прежде всего унять своего ребенка. А когда тот успокоится, на конкретных примерах объяснить ему, что подобные ссоры случаются со всеми, и со взрослыми тоже, но мы научились забывать про них. Позднее малыш и сам поймет, что лучше жить с окружающими в согласии, чем быть всегда правым.
Мы поможем нашему ребенку и другим способом, если с уважением отнесемся к его товарищам. Тогда мы вправе ожидать, что и он в свою очередь будет уважать наших друзей. Кроме того, по мере возможности не будем ставить его в неловкое положение перед друзьями - не станем ругать его в их присутствии, а отложим объяснения на потом. Поможем ему укрепить товарищеские отношения с ребятами. Например, если заболел его друг, выскажем озабоченность, поинтересуемся, как тот себя чувствует, не нужно ли ему чем-нибудь помочь. Постараемся сделать так, чтобы наши дети охотно рассказывали нам о своих приятелях, и для этого надо почаще расспрашивать о них.
Для чего нужно все это, объяснять не приходится. Мы существуем среди людей. Вся наша жизнь проходит во взаимном общении. И если мы не научимся находиться в согласии с окружающими, то постоянно будем испытывать разные трудности и неприятности. Чем лучше сложатся наши взаимоотношения с людьми, тем легче будет протекать наша жизнь. И чем больше мы будем любить не только родных, но и многих других людей, так или иначе связанных с нами, тем сильнее полюбим саму жизнь.
2. Статья «Друзья ребенка» из книги "Все о младшем школьнике"
Поступив в школу, ребенок начинает больше общаться со сверстниками - с одноклассниками, с соседом по парте, с теми, кто живет рядом, с кем вместе можно идти в школу и домой. Так у него появляются новые друзья. Они начинают играть значительную роль в нравственном формировании младшего школьника. Как складываются и развиваются его отношения с товарищами? Интересуются ли этим родители? Ведь это очень важный момент в жизни ребенка. Во многом характер общения, отношений с товарищами развивает такие качества, как внимание к людям, способность им сочувствовать, помогать. Но этому также надо учить. Родители смогут оказать ребенку нужную помощь, если будут интересоваться, с кем и как дружат сын и дочь. Родители могут показать, как надо дружить, на примерах из произведений детской литературы. Такие произведения, как «Дядя Федор- пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья» Э.Н. Успенского, «Волшебник Изумрудного города» A.M. Волкова, «Три толстяка» Ю.К. Олеши, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского, дают повод побеседовать с детьми о взаимопомощи, дружбе. Нужно, чтобы дети приглашали друзей домой, тогда родители смогут увидеть, как они общаются, играют, почему ссорятся, как разрешают свои разногласия. Подскажите друзьям, во что можно играть, как в игре налаживать отношения, справедливо распределять роли, решать спорные вопросы.
Некоторые родители неохотно пускают одноклассников ребенка в свой дом. Это большая ошибка. Именно бесконтрольное общение сына или дочери вне дома часто приводит к тяжелым последствиям. Известно немало случаев вовлечения детей в группы малолетних правонарушителей, которыми руководят старшие. Поэтому так важно все время держать контакты младших школьников под контролем, знать не только их товарищей, но, по возможности, и родителей.
Обычно детей объединяет взаимная симпатия. Однако бывает, что симпатию проявляет лишь один из детей, любыми средствами стараясь привлечь к себе внимание того, кому он симпатизирует. Так, второклассница Рая не отходит от своей подруги ни на шаг на перемене, во дворе, она приносит из дому и дарит подруге всевозможные мелочи, конфеты. Последняя их спокойно принимает. Они играют, делают вместе уроки. Родители Раи охотно поддерживают общение девочек, рассчитывая, что подруга, которая хорошо учится, положительно будет влиять на неуспевающую Раю. Родители подруги, наоборот, недовольны, что дочь дружит с такой «бесполезной» девочкой, обсуждают это в присутствии дочери. Таким образом, родители вносят в отношения детей корыстные мотивы (пока, может быть, не очень осознаваемые): дружить надо с тем, с кем «выгодно».
Умение дружить, ценить дружбу, стремление к общению со сверстниками обогащают жизнь ребенка, приносят ему радость, иногда и огорчения, учат находить общие точки соприкосновения, интересы, строить добрые отношения с окружающими. Во многом именно родители определяют характер взаимоотношений детей, которые перенимают пример отношений отца и матери со своими друзьями.
Родители в состоянии оказать детям помощь в организации совместных игр, занятий. С этой целью приобретите игры, в которых должны участвовать несколько человек: настольные игры-соревнования, пинг-понг, бадминтон и др. Если в гости к вашему ребенку пришли друзья, предложите им компот, чай, печенье, бутерброды, какое-нибудь простое блюдо - это тоже объединяет детей. Можно пригласить их на совместную прогулку, в музей, на спортивные состязания. Вашего сына или дочь тоже будут приглашать родители их Друзей.
Нельзя резко отрицательно отзываться о товарищах ребенка, необходимо с уважением, бережно относиться к их дружбе. Возможные ссоры друзей старайтесь рассудить по справедливости, так, чтобы Дети сами пришли к нужному выводу. Побуждайте детей рассказывать вам о своих товарищах, почаще спрашивайте о них.
Родительское собрание во 2 классе. Домашнее чтение
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье
Родительское собрание во 2 классе на тему «Выполняем домашнее задание»
Нет комментариев. Ваш будет первым!