Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.
Гете
Задачи: определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для старшеклассников; оказать родителям психолого-педагогическую помощь в формировании этих качеств у детей.
Участники: родители, классные руководители, школьный психолог.
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога (с проведением тренинговых упражнений).
3. Рефлексия. Итоги собрания.
4. Принятие решения собрания.
Подготовительная работа.
1. Подготовить памятки для родителей «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка».
2. Подготовка и анализ теста.
Тест «Определение уровня своей самооценки»
1. Как часто Вас терзают мысли, что Вам не следовало бы что-то говорить или делать?
- Очень часто - 1 балл;
- иногда - 3 балла;
- практически никогда - 5 баллов.
2. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, то:
- постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
- не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл;
- поддержите беседу и попробуете запомнить его шутки, чтобы потом пересказать знакомым - 3 балла.
3. Выберите одно из мнений, наиболее Вам близкое:
- то, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда - 5 баллов;
- успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;
- в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить, - 3 балла.
4. Вам показали пародию на Вас. Вы:
- рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в Вас есть что-то оригинальное, - 3 балла;
- тоже попытаетесь найти что-то смешное в Вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
- обидитесь, но не подадите вида - 1 балл;
- уйдете, хлопнув дверью - 5 баллов.
5. Вы всегда спешите, Вам не хватает времени или Вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека:
- Да - 1 балл;
- нет - 5 баллов;
- не знаю - 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок и купите:
- духи, которые нравятся Вам, - 5 баллов;
- духи, которым, как Вы думаете, будут рады, хотя Вам лично они не нравятся, - 3 балла;
- духи, которые рекламировали в недавней телепередаче - 1 балл.
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых Вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
- Да - 1 балл;
- нет - 5 баллов;
- не знаю - 3 балла.
8. Задевает ли Вас, когда Ваши друзья добиваются большего успеха, чем Вы?
- Да - 1 балл;
- нет - 5 баллов;
- не знаю - 3 балла.
9. Доставляет ли Вам удовольствие возражать кому-либо?
- Да - 5 баллов;
- нет - 1 балл;
- не знаю - 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
- голубой - 1 балл;
- желтый - 3 балла;
- красный - 5 баллов.
Подсчет баллов.
50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о Вас говорят, но сами Вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у Вас баллов, тем больше Вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у Вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста Вам не понравятся, скорее всего, Вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...
37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу Вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, Вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.
23-10 баллов. Очевидно, Вы недовольны собой, Вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил Вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от Вас самодовольства, но Вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Позвольте начать наше сегодняшнее общение с двух интересных притч, поучительных историй про жизнь, которые дают нам пищу для размышлений.
Однажды маленький мальчик потерялся в лесу. Он долго искал дорогу, но так и не смог выбраться из леса. И вдруг увидел старичка. Мальчик очень обрадовался и бросился к нему. «Я потерялся, - сказал он. - Мне очень страшно в этом лесу, я очень хочу есть. Пожалуйста, помоги мне». Старик посмотрел на малыша, покачал головой... и пошел дальше своей дорогой. Мальчик побежал за ним, повторяя: «Я хочу есть...» Но старик опять не предложил ему помощь... Через некоторое время мальчик стал наблюдать за тем, что делает старик, - тот собирал ягоды и срывал с дерева орехи. И мальчик стал повторять за ним. Старик хорошо знал, как выжить в глухом лесу, и мальчик многому научился у него. Он научился собирать ягоды, грибы и орехи, ловить рыбу, строить жилище. Он стал сам нести ответственность за себя. Мудрый старик научил его этому, вместо того, чтобы взять ответственность за ребенка на себя.
Говорят, если ты хочешь помочь человеку, то предложи ему не рыбку, а удочку. Пусть он сам ее поймает. Вот так и поступил наш мудрый старик.
Как часто мы принимаем условия игры, по которым другие несут ответственность за нас. Все начинается с самого рождения, когда отец и мать отвечают за свое дитя. В школе учителя берут ответственность за наши знания, а когда начинаем работать, то считаем, что за все отвечает начальник, а мы только работаем на него. И так повторяется из поколения в поколение.
Многие из нас вместо того, чтобы заботиться о себе или, другими словами, нести ответственность за свое здоровье, за свои знания, за свою работу, за свое место в жизни, тратят свою жизнь на раздумья о том, что должны делать другие.
Может быть, пора прервать этот порочный круг и учить детей самим нести полную ответственность за свою жизнь, вселяя в них уверенность, что они необыкновенны, что они личность яркая и самобытная. Предлагаю вам послушать еще одну притчу.
Однажды мудрец пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, мудрец нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов мудрец получил такой ответ: «Я думаю, что, когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И это самое лучшее, что я могу сделать.
Дети растут, взрослеют и наступает подростковая пора - это время второго рождения личности. И чаще всего это рождение не обходится без мук... Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...
Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками «не по росту»: то слишком детскими, то слишком взрослыми.
Как воспитать в наших детях такие важные качества, как ответственность, как сформировать правильную оценку своего «Я», как научить самообладанию и контролю? В этом мы и будем сегодня разбираться.
2. Выступления педагога-психолога школы.
— Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других. Ответственность является решающим фактором в успешном получении образования. И если над этим вопросом вы задумались только в девятом классе, то вы безвозвратно опоздали лет на 13-14. Воспитывать ответственность в ребенке необходимо с раннего детства. Что можно отнести к условиям воспитания ответственности?
• Самоуважение;
• разумные ограничения;
• продолжительность и постепенность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• учет особенностей характера;
• учет личного опыта.
Ребенок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нем. Поначалу это проявляется в том, что его привлекают к совместному труду: «Помоги мне накрыть стол к чаю», «Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?», «Эту обувь мы помоем вместе...» Посильное дело для малыша всегда найдется. Но в возрасте старшего школьника ответственность имеет уже более глубокий и явный смысл. Он наравне должен участвовать в принятии общесемейных решений. Его голос должен быть услышан, его мнение должно учитываться. Родители должны чувствовать, что ответственность в их сыне или дочери уже сформирована и подросток отвечает за свои поступки, несет ответственность за свою успеваемость и поведение в школе, помогает родителям в быту и т. д.
Но вопрос в другом! Всегда ли родители готовы к самостоятельности и ответственности своих стремительно повзрослевших детей?
Давайте разберем вот такую ситуацию.
Ситуация.
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.
Что это: ответственность по отношению к другим или безответственность по отношению к своим родителям?
Разбор ситуации с позиции родителей и детей.
Вывод: прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности.
Научите вашего ребенка заботиться о других людях, и он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке.
Из чего складывается ответственность
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Психолог У. Джеймс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности («Я большой», «Я сильный»), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.
В подростковую пору на первый план выходит общение.
Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, «делать все, как все»; с другой стремление к самовыражению, желание «иметь свое лицо», быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.
Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.
Родителям необходимо:
- создавать для ребенка «ситуацию успеха»;
- возвышать ребенка в его собственных глазах;
- хвалить его даже за небольшой успех.
Как формируется самооценка.
Самооценка определяет поведение человека, его самосознание и выступает в качестве предпосылки успешного развития личности. Адекватная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе. Она образует систему представлений человека о себе. По своей сути это и есть самосознание, которое складывается из физических, интеллектуальных и нравственных качеств человека, а также их самооценки.
Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть и без большой переоценки себя, и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Если самооценка занижена - это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что...» и т. п. У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.
Вашим детям в этом году предстоит сдача первых в жизни экзаменов (за курс основной средней школы). И очень важно, чтобы ребенок не получил нервный срыв. Экзамен - это всегда стресс. Мы должны помочь нашим детям спокойно перенести экзаменационный период. И здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать над собой диктат власти других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения может скрываться неправильное понимание свободы, извращающее представление личности о себе. Имеются в виду люди безвольные, «плывущие по течению» в поисках легкой жизни, а также люди, стремящиеся быть похожими на всех или на большинство, что проявляется в слепой погоне за модой, в стремлении не отстать от толпы.
Вы, родители, можете влиять на формирование положительной самооценки подростка, на воспитание чувства его собственной значимости. В ученическом коллективе, а особенно в семье, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.
Анализ теста «Определение уровня своей самооценки».
Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности.
Существуют две формы самоконтроля:
• поведенческий самоконтроль: контроль собственных действий и воздействий;
• эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.
- Объяснить это я хочу вам, вновь прибегнув к притче.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется...
- Так что же такое самоконтроль?
➣ Самоконтроль - это умение подчинить эмоции собственному разуму.
➣ Самоконтроль - это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.
➣ Самоконтроль - это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.
➣ Самоконтроль - это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, независимо от того, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.
Но чтобы научить своего ребенка самоконтролю, нужно самому обладать этим качеством. Давайте проверим себя.
Тренинг для родителей. Упражнение «Психологическое время».
- Прошу вас сесть, расслабиться и закрыть глаза. Я буду подавать вам сигналы, громко хлопая в ладоши. Вы должны определить, когда пройдет ровно минута между моими сигналами. Когда вы решите, что минута прошла, вы, не открывая глаза, должны поднять руку и молча сидеть дальше. Когда можно будет открывать глаза, я вам скажу. Задача понятна? Начали. (Хлопает.)
- Итак, как вы думаете, у кого минута прошла быстрее, чем в реальности, поднимите руку?
Родители поднимают руки.
- А кому показалось, что она идет дольше?
Смысл упражнения - в развитии внутреннего «чувства времени», анализ отличий между теми людьми, которым кажется, что время течет быстрее, чем в реальности, и теми, кому представляется наоборот. Как правило, те, для кого время течет быстрее, существуют по принципу «И жить торопится, и чувствовать спешит», те же, кому ход времени представляется существенно медленнее, обычно и жить предпочитают размеренно и неспешно. Кроме того, восприятие времени зависит от состояния, в котором находится человек: когда он очень активен, возбужден, то кажется, будто время ускоряет свой ход. Такое упражнение дает возможность определить, насколько человек обладает самоконтролем, и каждый сделает выводы для себя.
3. Рефлексия. Итоги собрания.
Родители высказывают свое мнение о том, насколько встреча была им полезна и что бы еще они хотели узнать на следующих родительских собраниях.
Всем родителям раздаются памятки.
Памятка «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка»
Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться.
Но с детьми нужно быть честными.
Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире.
Т. Лири
• Не оберегайте подростка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
• Оставляйте ребенку право выбора.
• Не вмешивайтесь бесцеремонно и пренебрежительно в жизнь ребенка, нарушая «границы», которые он выстраивает, это может повлиять на его отношения с вами и другими людьми.
• Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
• Поощряйте в ребенке инициативу, уважая его мнение.
• Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
• Излишние требования к ребенку могут вызвать у него негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование в себе, своих возможностях.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). Давайте ему возможность преодолеть сегодня то, что еще вчера казалось невозможным.
• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное, показывать ему свою любовь!
4. Принятие решения собрания.
Автор: Светлана Николаевна Лозовая
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!