Цели: убедить родителей в важности патриотического воспитания детей, привития чувства любви к Родине, малой родине, своей семье.
Предварительная подготовка: дети пишут сочинение «Что я знаю об истории своей семьи?»; класс украшен плакатами с пословицами и поговорками:
• Любовь к Родине сильнее смерти.
• Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
• Плоха та птица, которая гнездо свое марает.
• Каждому свой край сладок.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Мы живем в неспокойное время, время, когда заново переписывается история страны, развенчиваются мифы о прежних героях. Есть немало людей, которые не хотят жить в такое время в нашей стране и уезжают. Но ведь большинство все-таки остается, и очень важно, чтобы оставались молодые, образованные люди, которые бы возродили былую мощь великой державы. Поэтому слово «патриотизм» вряд ли стоит считать устаревшим, и думаю, что вы согласитесь с моим мнением о том, что наши дети должны любить свою родину.
Но начинается эта любовь к родине с любви к своим родителям, своей семье.
Может ли возникнуть это чувство любви в результате наших требований? Конечно, нет. Знание, например, цитаты из драмы «Вильгельм Тель» Шиллера:
Всем сердцем к родине прильни,
В любви к ней будь и тверд и постоянен,
Здесь мощный корень сил твоих таится...
или другой, с похожим содержанием, еще не пробуждает и не укрепляет любви к родине.
Но если ребенок в родительском доме окружен любовью и сам отвечает на нее, если он знает историю своей семьи, помнит о том, какую самоотверженную борьбу вели многие люди (и среди них его ближайшие родственники) для того, чтобы наша страна жила в мире без войн, то тогда можно сказать, что его знание сочетается с уважением и любовью к родине, к природе и людям, живущим в любимой стране.
Любовь к родине начинается в семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования. Рождаясь, это чувство развивается и крепнет по мере того, как растут и знания о родине, ее становлении, росте, ее природе, потому что любить по-настоящему можно только то, что хорошо знаешь. И как только ребенок открывает мир, он начинает рассматривать его как собственный. Не так уж важно, чтобы пейзажи были живописными, а город или деревня полны туристических достопримечательностей. Куда важнее, чтобы ваши сын или дочь воспринимали свое окружение как полученное от предков наследство.
II. Сообщение председателя родительского комитета по теме «Семья как специфическая среда патриотического воспитания».
Итак, как было уже сказано, семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей.
Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между родителями и детьми.
Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка является его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине. Не случайно, как подметил педагог Василий Александрович Сухомлинский, слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец.
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколением. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта, формированию чувств, убеждений, поведения.
Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации от поколения к поколению.
В одной семье это могут быть вечерние беседы с родителями, бабушками и дедушками об их жизни, о том, как жила страна в те годы, когда они были детьми.
В других семьях с энтузиазмом составляют родословную своей семьи.
В третьей - родители и дети вместе работают в поисковых отрядах, разыскивают безымянные захоронения солдат, павших в годы войны.
В четвертой семье отец и сын увлекаются коллекционированием моделей отечественных танков. Вариантов тут может быть множество.
Какое патриотическое воспитание ведется в семьях учеников нашего класса, каким интересным опытом могут поделиться с нами родители, бабушки и дедушки по привитию чувства патриотизма у детей, что по этой проблеме могут посоветовать специалисты - этому посвящена наша беседа.
III. Дискуссия о роли и методах патриотического воспитания в семье.
Вопросы для обсуждения (объявляются заранее при подготовке к собранию):
1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, своего края и т. п., или для вас это неважно?
2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
3) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?
4) Хранятся ли в вашей семье реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?
6) Читаете ли вы с детьми книги о великих людях, героях нашей страны?
7) Считаете ли вы важным подготовить мальчиков к военной службе?
8) Расскажите об одной из форм патриотического воспитания в вашей семье, которую вы считаете наиболее удачной?
Родители обсуждают тему собрания, делятся опытом.
IV. Заключительное слово классного руководителя.
Тема патриотического воспитания обсуждается нами сегодня потому, что 10-12-летние дети еще как губка впитывают все то, что мы хотим в них вложить. Пусть это не всегда бывает сознательно, в чем-то дети просто копируют наше поведение, наши поступки, но то, что они узнают, прочувствуют в эти годы останется с ними навсегда. А ведь это так важно, чтобы человек гордился своей страной, своей семьей. Тогда вряд ли он будет пить, употреблять наркотики. У него будет цель: не растерять, а приумножить то, что досталось ему в наследство.
Перед собранием ученики нашего класса писали сочинение: «Что я знаю об истории своей семьи». Вот послушайте, с какой гордостью они пишут о своих семьях.
Учитель зачитывает несколько сочинений детей.
Как видите, в нашем классе есть семьи, имеющие хороший положительный опыт воспитания патриотов своей страны, своей семьи. Вряд ли родители в этих семьях ставят перед собой задачу: «Вот сегодня я буду воспитывать патриота».
Патриотическое сознание, чувства и действия передаются ими в процессе каждодневного общения с детьми, на собственном примере. Главное при этом, чтобы слова взрослых не расходились с делом.
Можно дать несколько советов по патриотическому воспитанию.
1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
3. Научите своих детей ценить представителей разных народов земли.
4. Познакомьте детей поближе с соседями, друзьями, своими коллегами, научите их уважать этих людей и их труд.
5. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
6. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
В заключение мне хочется отметить: семья и школа в содружестве решают многие проблемы.
Давайте объединим наши усилия для проведения многообразной работы в классе по воспитанию патриотов. Помощь родителей здесь будет неоценима.
Кроме того, без вас уважаемые родители, мы не сможем обойтись и в организации походов по родному краю, и экскурсий в музеи и т. п.
Автор-составитель: Ольга Викторовна Павлова
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Нет комментариев. Ваш будет первым!