Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать.
Всякая другая жизнь — смерть.
В. Г. Белинский
Задачи: совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций; способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у учащихся.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности; роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Подготовительная работа: выставка рисунков «Радости и горести окружающего мира»; создание учащимися-шестиклассниками гигантского рассказа «Счастье»; оформление родителями таблицы «Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком» (см. приложение); анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); полезная информация (см. приложение); сочинения учащихся «Счастье моей семьи».
I. Вступительное слово
Большое спасибо, что вас заинтересовала тема нашего родительского собрания, и вы пришли сегодня в наш уютный класс, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно построить правильное воспитание ребенка в семье.
Вспомните, пожалуйста, фильм «Доживем до понедельника» и фразу, сказанную одним из героев: «Счастье — это когда тебя понимают».
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?
Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет. Какая она, эта среда?
II. Анализ анкет и таблицы совместно с родителями
1. Путешествие родителей по коллективному рассказу детей «Счастье».
2. Анализ классным руководителем отношения учащихся класса к созданию коллективного полотна.
3. Анализ родителями ситуаций из жизни класса (имена, фамилии участников ситуаций изменены).
4. Родители обсуждают ситуации в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо разрешить таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций.
А. Ваш ребенок опять получил плохую оценку по предмету. Накануне он долго учил, а результат плачевный.
Б. Вы многократно повторяете своему ребенку: «Делай уроки!». Ребенок не реагирует.
В. Ваш ребенок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаете, что он ведет себя в школе плохо.
Г. Ваш ребенок перестает с вами общаться, сторонится вас, и в школе на него постоянно жалуются.
III. Анализ мнений родителей по оценке рисунков учащихся класса
Выставка рисунков учащихся предполагает создание рисунков, в которых ребята-шестиклассники могут показать те стороны окружающей жизни, мимо которых они не могут пройти равнодушно. Своим рисунком каждый демонстрирует личное отношение к проблеме.
Огромное полотно создается из ярких лоскутков ткани размером 50 * 50 см. Сколько учеников в классе, столько лоскутков. Лоскутки преимущественно светлых тонов. Каждый ученик оформляет свой кусок ткани так, как он себе представляет понятие «счастье». Затем лоскуты сшиваются между собой, создавая причудливый ковер. Свой лоскут каждый ученик может оформлять дома, советуясь с родителями.
Этот ковер счастья можно будет поместить в комнате психологической службы или в школьном фойе, а лучше всего подарить детям в детский дом или больницу.
IV. Анализ анкетирования учащихся
V. В дневник родителей (см. приложение)
VI. Подведение итогов
Анкета для родителей
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкета для учащихся
Прочти внимательно предложение и продолжи его:
Я злюсь, когда мои родители ________.
Я радуюсь, когда мои родители __________.
Я счастлив, когда _______.
Я переживаю, когда _____.
Я возмущаюсь, когда __________.
Я протестую, когда _________.
Полезная информация
Психологическое развитие детей, их моральные принципы, образцы поведения закладываются в семье. Поэтому родители должны отдавать себе отчет в том, какая ответственность возложена на них в деле воспитания ребенка, ведь именно они являются его первыми воспитателями. Период детства — самое подходящее время для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, так необходимых в дальнейшей жизни. Дом — это лучшее место для воспитания в детях здоровых эмоций, доброжелательности и правильного мышления.
По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смотреть на мир добрыми глазами.
Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.
На психическое становление детей, на их эмоции значительное влияние оказывают взаимоотношения в семье. Существуют некоторые причины, отрицательно влияющие не только на эмоциональную сферу ребенка, но и на его умственное развитие:
1. Смерть отца или матери.
2. Развод родителей.
3. Частое отсутствие отца, матери из-за командировок.
4. Длительное отсутствие матери и в связи с этим жизнь с другими людьми.
5. Плохие отношения между родителями: ссоры, гнев, оскорбления
6. Употребление спиртных напитков в семье.
7. Курение родителей.
8. Плохие знакомства родителей.
На психическое развитие детей оказывает влияние даже количество книг в доме, их тематика, а также образование родителей.
В дневник родителей
Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики — ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
3. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
10. Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям:
— перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
— придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
— в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
— посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
— на ночь услышать доброе пожелание;
— в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
— вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
— посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Технология подготовки и проведения родительского собрания в школе
Темы родительских собраний в 6 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!