Дата проведения: II четверть.
Форма проведения: обмен мнениями.
Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.
Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания ребенка в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах наказаний и поощрений.
Вопросы к собранию:
1. Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье.
2. Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье?
3. Какова их эффективность?
I. Подготовительный этап
1. Подготовка анкет для родителей.
2. Подготовка ситуаций для анализа.
3. Подготовка упражнений для тренинга.
4. Подготовка высказываний педагогов о поощрениях и наказаниях.
5. Диагностика уровня тревожности у детей.
II. Организационный этап
Раздать листы с обработкой уровня тревожности детей. Приготовить памятки, листы-опросники для родителей.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не дает ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребенка.
К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личной тревожности. (Приложение 1.1.)
Результаты теста показали, что у 15% наших с вами детей тревожность высокая, у 25% - умеренная, у 60% - низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.
Проблема наказания - неисчерпаемая тема самых распространенных и бурных дискуссий, которые возникают и на педсоветах, и на встречах с родителями. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап еще в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребенок не вырастет избалованным»; «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребенка.
Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья - потемки», «Мой ребенок, мне и решать как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространенная и все-таки сложная. Начнем с сути понятий.
Можно выделить следующие виды наказаний:
• словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения и т. п.);
• физическое наказание (шлепки, порка ремнем, подзатыльники и т. д.);
• наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и пр.);
• наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);
• наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. п.).
Разберем каждый вид наказания в отдельности. Физическое наказание для одних родителей совершенно неприемлемо, для других - в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битье - обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее - младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребенок сам начнет применять это методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям: «Меня били, и я вырос порядочным человеком!» Жестокость порождает жестокость.
Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям.
В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединенных Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство; от 1 до 2 млн людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73%) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребенка. Все чаще такие случаи становятся темой репортажей и в нашей стране.
Иногда избиение ребенка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребенка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности.
Психологами был проведен эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми наблюдали непосредственно в семьях трех типов:
а) семьях, где по отношению хотя бы к одному ребенку проявляли жестокость;
б) семьях, в которых родители относились к ребенку равнодушно или занимали позицию полного его отвержения (например, очень плохо кормили);
в) семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа).
Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где родители занимали позицию отстраненности, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сестрами, чем дети в контрольной группе. Дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям.
Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:
• агрессия родителей приводит к агрессии детей;
• дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
• наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
• повышается уровень тревожности ребенка.
Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребенок лучше учиться)?
(Организуется дискуссия, обмен опытом.)
Рассмотрим следующий вид наказания - наказание словом. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребенка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребенка. В общем, просто из-за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Все из-за тебя!», «Вечно ты...», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, Разочарованность. Ведь взрослый в детстве является для ребенка огромным авторитетом. И все, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребенком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и вправду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет». А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребенка: опять-таки агрессивность, замкнутость, неуравновешенность и т. п.
Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты- высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!») в своей речи поменять на «Я-высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим - выучи и расскажи мне эту тему»).
Следующий вид наказаний - наказание изоляцией. Например, ребенка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой прием рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребенку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребенка - главная ценность.
Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!»
Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребенка изолируют, закрыв в темной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжелым последствиям.
Очень противоречивый метод воздействия - наказание трудом. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Еще более абсурдный прием - наказание учебой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе, чтению.
Какой же вид наказания не нанесет морального вреда детям? Известный ученый-психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идет о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребенка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребенок совершает какой-то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удается ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребенка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребенок просто не усваивает материал.
Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания:
• При выборе метода наказания ребенка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребенку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдете к жестокости.
• Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями - тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость. Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершен проступок действительно серьезный, по-настоящему вас огорчивший.
• Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным).
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребенка как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.
Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, когда ребенок помог внести в дом покупки, покажет, что ВЫ заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха - ответственно готовился к контрольной и получил пятерку!»
Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить Усилия ребенка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребенка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребенком - дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребенка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по-разному.
Еще один момент - похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.
Часто родители, желая воспитать ребенка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путем сравнения результатов его действий с результатами других, например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на "пять". Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребенок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении - своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищенном признании его личности.
Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем-то, чего ребенок хочет или в чем нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости от склонностей и предпочтений сына или дочки.
IV. Тренинг для родителей
Упражнение «Виды поощрения».
Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поход в зоопарк, поход на футбольный матч, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. п.)
(После обсуждения принимаются некоторые идеи.)
Упражнение «Правильно ли?»
Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно.
- Первая ситуация: после концерта для родителей: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!»)
- Вторая ситуация: «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.)
- Третья ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!» или: «Я рада, что ты полюбил шахматы!»)
- Четвертая ситуация: «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребенка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо».)
V. Этап социологического опроса родителей
Классный руководитель. Мы приготовили анкету-опросник для родителей с целью выявления видов поощрений и наказаний, предпочитаемых вами. Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты. (Приложение 1.2.)
VI. Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Надеемся, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребенком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать свое поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение мы хотим предложить вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. (Приложение 1.3.)
VII. Анализ итогов родительского собрания
1. Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, и зафиксировать результаты анализа по схеме:
«Родители класса предпочитают:
• словесные наказания -...%;
• лишение ребенка удовольствий - ...%;
• физические наказания - ...%;
• телесные формы поощрения - ...%;
• материальные формы поощрения - ...%;
• словесные поощрения - ...%».
2. При проведении воспитательного процесса учитывать последствия, которые может понести та или иная отрицательная информация о ребенке.
3. Родителей, применяющих жестокие наказания, пригласить для Дальнейшей работы с психологом.
Приложение 1.1. Диагностика школьной тревожности
Вопросы |
Почти никогда (1 б.) |
Иногда (2 6.) |
Часто (3 6.) |
Почти всегда (4 6.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Мне хочется докопаться до сути |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я разъярен |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я падаю духом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я напряжен |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Мне хочется стукнуть кулаком |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Я стараюсь получать хорошие оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Я раскован |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Мне интересно |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я рассержен |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Я прилагаю много сил |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Меня волнуют неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. Я стараюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. Я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. Я не справляюсь с заданием |
1 |
2 |
3 |
4 |
21. Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
22. Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. Я взбешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
24. Я горжусь собой |
1 |
2 |
3 |
4 |
25. Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. У меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 |
27. Я раздражен |
1 |
2 |
3 |
4 |
28. Я решаю самые трудные задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. Мне не хватает уверенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
30. Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 |
31. Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 |
32. Я стараюсь не получить двойку |
1 |
2 |
3 |
4 |
33. Я уравновешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
34. Мне нравится думать |
1 |
2 |
3 |
4 |
35. Я чувствую себя обманутым |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
36. Я хочу показать свои способности |
1 |
2 |
3 |
4 |
37. Я боюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
38. Я чувствую уныние |
1 |
2 |
3 |
4 |
39. Меня многое приводит в ярость |
1 |
2 |
3 |
4 |
40. Я хочу быть среди лучших |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ключ
Шкала |
Пункты |
Познавательная активность Мотивация достижения Тревожность Гнев |
2 6 1014 18 22 26 30 34 38 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 1 59 13 17 2529 3337 37 11 15 1923 2731 35 39 |
Оценка результатов
ПА - шкала познавательной активности.
Т - шкала тревожности.
Г - шкала гнева.
Формула: ПА + МД + (-Т) + (-Г).
Нормативные показатели
Тревожность |
Девочки |
Мальчики |
Высокая |
27-40 |
24-40 |
Средняя |
20-26 |
17-23 |
Низкая |
10-19 |
10-18 |
Приложение 1.2. Анкета для родителей
1. Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
а) да;
б) нет.
2. Как вы относитесь к поощрениям ребенка в семье?
а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;
б) как к родительской обязанности;
в) не задумывался(-ась) над этим.
3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?
а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;
б) как к важному методу;
в) как к нежелательному методу семейного воспитания.
4. Наказывали ли вас в вашей семье?
а) да, регулярно;
б) иногда, если этого заслуживал (заслуживала);
в) почти никогда.
5. Как вы поощряете своего ребенка?
а) материально;
б) морально;
в) сочетаю различные формы поощрения.
6. Какие формы поощрения из приведенных ниже вы считаете наиболее значительными?
а) покупка одежды;
б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребенка;
в) денежное поощрение;
г) словесные формы поощрения;
д) объятия, поцелуи и т. д.
7. Какие формы наказания ребенка вы считаете наиболее приемлемыми?
а) физическое наказание;
б) исключение общения с ребенком;
в) лишение ребенка чего-то.
8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребенку?
а) потерей контакта с ребенком;
б) проблемами с психикой ребенка;
в) агрессивностью и озлоблением ребенка;
г) изменением нравственной сферы личности ребенка.
Приложение 1.3. Памятка для родителей
1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.
3. Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребенка).
5. Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
6. Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребенку понять себя.
7. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
8. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
9. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступки от супруга(и). Это может привести к потере вашего авторитета.
10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребенок станет управлять вашим поведением.
11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
12. Наказывая ребенка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
13. Не захваливайте ребенка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!
Автор: Ирина Фёдоровна Яценко
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!