Цель: помочь родителям решить проблемы, связанные со стремлением ребенка изменить привычный режим дня.
Подготовительная работа:
Анкетирование родителей и детей.
Анкета для родителей
1. Существует ли в семье определенный режим домашней жизни?
2. Обговаривали ли вы со своим ребенком его режим дня?
3. Часто ли ваш ребенок задерживается поздно вечером?
4. Какова причина задержек?
5. Встречаете ли вы его на улице или ждете дома?
6. С кем допоздна может задержаться ваш ребенок?
Анкета для обучающихся
1. Каков ваш режим дня?
2. Можете ли вы задерживаться допоздна, предварительно позвонив домой?
3. Какова чаще всего причина ваших задержек?
4. Какова реакция родителей на ваше долгое отсутствие?
5. Вы можете аргументировать необходимость своей задержки или вам этого не хочется?
6. Встречают ли вас ваши родители?
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания.
II. Лекция.
Одной из причин конфликта между родителями и подростком становится позднее возвращение подростка домой.
Позднее возвращение - признак независимости для подростка. Ему нравится считать себя достаточно взрослым, поэтому он полагает, что может уходить и приходить, когда ему вздумается. Но как бы ему это ни нравилось, он еще не взрослый. Ему еще предстоит многому научиться. Когда группа тинэйджеров собирается вместе, их поведение резко отличается от того, как они себя ведут по отдельности. Компания оказывает сильное давление на подростка, задавая тон во всем, поэтому он решает ни в чем не отставать от других. Конечно, если затевается что-то нехорошее, оно обязательно совершается, если подростки допоздна шатаются по улицам. Особенный риск представляют всякие сомнительные вечеринки, где доступен алкоголь и где каждый предполагает хорошенько поразвлечься.
Вы не можете от всего защитить своего подростка.
Первое, на что надо обращать внимание родителей, - это то, что нельзя буквально от всего застраховать своих взрослеющих детей. Если они хотят, то в четырнадцать они еще остаются дома. Но в восемнадцать они выходят из-под опеки, и многие из них поступают в колледжи и университеты, где преподаватели, официально признавая их взрослыми людьми, не осуществляют контроль над их частной жизнью. Если вы в раннем возрасте провели подготовительную работу, то ваши великовозрастные сын или дочь будут иметь зрелый взгляд на жизнь и чувство личной ответственности. И вести они будут себя разумно не потому, что за каждым их шагом следят, а потому, что они хотят этого сами. Имея здравые суждения, они смогут заглянуть в будущее и увидеть последствия своих действий.
Поэтому пришло как раз то время, когда вам приходится доверять своему подростку. Большая часть его жизни проходит вне дома. Он готовится оставить родное гнездо. Если ваши отношения сложились, подросток обязательно прислушается к вам и оценит ваш совет, однако ваше непосредственное влияние на него уменьшается, и следует понаблюдать, как он начинает протаптывать свою дорогу в жизнь.
Важно ли, где он и с кем он?
Второе, на что надо обратить внимание, - это то, где он и с кем он. Вы ведь не желаете все время вмешиваться в его дела, но если в предыдущие годы вы были откровенны с ним относительно своей личной жизни, то подростка не возмутит ваш неподдельный интерес к его теперешним занятиям. Не подвергайте его инквизиторским мерам, контролируя каждый шаг. Он волен выдать вам желаемую информацию, если вы позволите ему сделать это по своему усмотрению и в нужное для него время.
Но вам следует всегда знать, куда он идет и с кем.
«Идешь в какое-нибудь приятное место?» звучит приятнее, чем прямой вопрос: «Куда это ты собрался(лась)?»
То же самое относится и к досугу. «Тебе было весело?» - противостоит такой фразе: «Что ты делал(а)?»
Если вы спрашиваете о его друзьях и их намерениях, лучше сказать: «Сережа и Люда будут там?», а не: «Кто пойдет с тобой?».
Прямые вопросы заставляют людей уклоняться от ответа. От них у людей появляется чувство, что их в чем-то подозревают или что у них нет права выйти куда-то и повеселиться. Беспристрастный, как бы мимоходом заданный вопрос располагает людей поделиться с вами своими планами. Будьте реалистами! Ни один тинэйджер, будь то дочь или сын, не расскажет вам всего о себе. С самого раннего детства молодежи нравится секретничать, потому что секреты дают им чувство независимости. Они знают что-то такое, чего не знают взрослые. Какая-то часть их жизни остается нераскрытой. В юношестве этот процесс продолжается, и чем больше вас раздирает любопытство ко всем подробностям его жизни, тем необщительнее становится подросток.
Обговорите время возвращения домой.
Раз уж вы выяснили, куда собирается ваш подросток, вы можете перейти к третьему пункту. В какое время подросток должен приходить домой? Здесь необходимо подчеркнуть, что согласованное время прихода соблюдается исправнее, чем установленное. Спросите своего подростка, в какое время для его возраста разумно возвращаться домой, затем обговорите час, устраивающий вас обоих. Теперь, когда вы достигли соглашения, проверьте, сможет ли он выполнить свое обещание. Если после всего этого он опоздает, выслушайте его причины. Они могут оказаться уважительными. Займите разумную позицию, но обязательно подчеркните, что вы ожидали в его лице найти хорошо организованного человека. Если вы считаете, что причины его опоздания уважительные, скажите, что он должен был позвонить и ввести вас в курс дела, чтобы унять ваше беспокойство.
В данном случае просто необходимо объяснить своему ребенку, что родители очень волнуются за своих детей. Может быть, подросток считает, что это делать совсем необязательно, но родители не могут иначе, и, став родителем сам, он тоже будет переживать. После такого разговора подросток обязательно начнет оповещать вас о своих задержках, и это будет не столько соблюдением своего обязательства, сколько проявлением глубокомыслия.
Подростку дается шанс показать, что он ответственный человек. Будьте тверды. Одно опоздание - и в течение всей недели он сидит дома. То же самое касается и утреннего подъема. Если он хочет продемонстрировать, что на него можно положиться, то он должен доказать, что готов к взрослым обязанностям. Но и в этом, и в других вопросах не читайте нотации о необходимости ответственного отношения, не давая возможность проявить эту ответственность. Если тинэйджер видит, что вы доверяете ему и уверены в нем, тогда он, вероятнее всего, будет достоин вашего доверия.
Памятка для родителей
1. Позднее возвращение - признак независимости для подростка.
2. Компания оказывает сильное давление на подростка.
3. Особенный риск представляют всякие сомнительные вечеринки, где доступен алкоголь.
4. Вам приходится доверять своему подростку в том, что он старается вести себя разумно.
5. Вам следует всегда знать, куда он идет и с кем.
6. Беспристрастный, как бы мимоходом заданный вопрос располагает подростка поделиться с вами своими планами.
7. Согласованное время прихода соблюдается исправнее, чем установленное.
8. Когда вы достигли соглашения, проверьте, сможет ли он выполнить свое обещание.
9. Если после всего этого он опоздает, выслушайте его причины.
10. Займите разумную позицию, но обязательно подчеркните, что вы ожидали в его лице найти хорошо организованного человека.
11. Если вы считаете, что причины его опоздания уважительные, скажите, что он должен был позвонить и ввести вас в курс дела, чтобы унять ваше беспокойство.
12. Будьте тверды. Одно опоздание - и в течение всей недели он сидит дома.
III. Итог собрания.
Заключительное слово классного руководителя.
Вот мы пережили вместе с нашими детьми еще один учебный год. Помогали учиться и жить им, учились и сами - одна семья у другой. Ведь, как говорил А. С. Макаренко: «Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой».
Кроме того, мы пытались сообща выработать и оптимальные пути воспитательного влияния в типичных распространенных ситуациях.
Завершая учебный год и наши встречи, единственное, о чем бы мне еще хотелось напомнить, - это о ваших требованиях.
Требования родителей - важнейшее средство нравственного воспитания подростка. Воспитательное значение имеет не только то, что именно требуют родители, но и то, в какой форме они это требуют. Ребенок с первых лет жизни привыкает к требованиям, в которых воплощены нравственные общественные нормы и принципы.
У подростка уже есть значительный запас знаний и представлений о нравственном и безнравственном. Поэтому те требования, которые родители к нему предъявляют, ему, в общем, известны, вместе с тем они более сложны.
От характера требований, которые предъявляются к подростку, в значительной мере зависят все отношения ребенка с родителями.
Разумные, последовательные, тактично высказанные требования родителей способствуют тому, что у подростка складывается привычка взвешивать последствия своих поступков, умение сдержать себя, если надо; вместе с тем не подавляется свойственная возрасту инициатива, предприимчивость. Иными словами, воспитывается «мера активности и тормозов» в поведении подростка.
Но тогда, когда нет единства и единой формы требований отца, матери и других членов семьи, трудно ожидать, что взаимоотношения подростка и родителей будут устойчивыми; в таких случаях не стоит удивляться «неожиданности», непоследовательности поступков подростка, его неуравновешенности.
Если родители склонны прибегать к суровым, педантичным приказаниям, если они увлекаются требованиями-запретами, то в семье складывается авторитарный тип отношений: подросток или целиком подчиняется воле родителей, или вступает с ними в непримиримую вражду.
Ясно, что и то и другое отрицательно сказывается на его поведении, приводит к различным отклонениям в нравственном облике подростка, и прежде всего к неискренности, к стремлению маскировать свои действительные мотивы поведения.
Нравственный опыт ребенка, его представления и взгляды в огромной степени основаны на семейных впечатлениях. Вот почему так важен положительный пример родителей.
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Нет комментариев. Ваш будет первым!