Цель: помочь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.
Задачи
1. Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
2. Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
3. Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.
Предварительная подготовка
Методика «Мои ценности»
У каждого подростка должен быть листок с инструкцией и списком ценностей и чистый листок для ответов.
Если нет возможности распечатать, прочитайте и разъясните инструкцию, список ценностей напишите на доске.
Инструкция
На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо.
Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют Разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то — уверенность в себе, хорошую работу и т. д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.
Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение.
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце — наименее важное.
Список ценностей
1. Хорошее образование.
2. Хорошая работа и карьера.
3. Счастливая семья.
4. Слава.
5. Деньги, богатство.
6. Дружба.
7. Достижения в искусстве, музыке, спорте.
8. Уважение и восхищение окружающих.
9. Наука как познание нового.
10. Хорошее здоровье.
11. Уверенность в себе и самоуважение.
12. Хорошая пища.
13. Красивая одежда, ювелирные украшения.
14. Власть или положение.
15. Хороший дом, квартира.
16. Сохранение жизни и природы на Земле.
17. Счастье близких людей.
18. Благополучие государства.
Обработать данные можно с помощью таблицы:
Ценности |
Номер ценности в ответах детей |
Сумма номеров (ранг) |
Хорошее образование |
1, 5, 4... |
|
Хорошая работа и карьера |
4, 2, 12... |
|
Счастливая семья |
7, 1, 1... |
|
|
|
|
В графу «Номер ценности в ответах детей» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих: ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то должно стоять 20 разных номеров.
Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы). -
Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места), на второе место — ту, которая имеет следующее наименьшее значение, и т. д. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.
Методика «Престижные профессии»
Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:
1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии — это...
2. В будущем я, наверное, получу профессию —..., потому что...
Подготовьте для родителей следующие списки:
• профили обучения в 10—11 классах;
• учреждения начального профессионального образования (колледжи), которые находятся в их городе (округе, районе): кратко указать специализацию этих колледжей и условия приема;
• близлежащие школы с указанием их профилей обучения.
I. Вводное слово классного руководителя
Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети-подростки уже имеют определенную систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для Достижения целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения Успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы. Давайте сегодня поговорим об этом.
II. Анализ результатов опроса «Мои ценности»
Реальные жизненные ценности — основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.
Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты проведенного опроса. Далее приводятся полученные нами результаты. В каждом конкретном случае они могут немного отличаться.)
Ответы учащихся показали, что наиболее значимой ценностью для подростков является хорошее здоровье: большинство опрошенных поставили эту ценность на первое место. Второе место уверенно занимает счастливая семья. Далее идут хорошее образование, дружба, хорошая работа, карьера, счастье близких людей.
При обсуждении этих результатов с подростками выяснилось, что абсолютное большинство мечтают о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей, т. е. их выбор несет в себе рациональные пути самоопределения. Главное же для них — это достижение успеха собственными силами, с помощью интеллекта и настойчивости.
В большинстве исследований подтверждается ценность семьи, счастливой семейной жизни. В последние годы неизмеримо выросла ценность здоровья. Она является значимой для подростков, так как хорошее здоровье может стать средством достижения высокого материального благосостояния, является основой для профессиональной карьеры. Нельзя также забывать, что подростки высоко ценят счастливую семью, хорошее образование и хорошую работу.
Мы видим также, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди подростков, однако эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план традиционные ценности нашего общества.
III. Качества профессионала и современная социальная ситуация
В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности.
Педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирована новых хозяйственных структур (государственных частных), необходимость переподготовки кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции свободного носителя социальных услуг.
Психолог Л. М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:
• динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5—15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;
• смену монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными профессиями.
Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.
IV. Анализ результатов опроса «Престижные профессии»
Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии учащиеся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают их дети и по каким причинам.
V. Перспективные профессии и современная социальная ситуация
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это — не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями.
Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) финансово- экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая- 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно-техническая деятельность; 8) промышленное производство.
Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны в первую очередь с финансово-экономической и правовой сферами деятельности.
Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям.
Экономист, юрист — знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становятся все большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.
Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на профессии, которые пользуются спросом: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.
Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда информация, о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.
VI. Заключительное слово классного руководителя
В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.
Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества I личности. Родители и педагоги получают при этом возможность позитивного влияния на развивающуюся личность подростка: помогают подростку в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом.
Исключительно важно формировать у учащихся, во-первых, гражданские и нравственные ценности, во-вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения.
Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков инициативности, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий, к переквалификации и, самое главное, повышению мотивации Достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Классный руководитель обращает внимание на списки учебных заведений, которые получил каждый родитель, советует знакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения.
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Итоговое праздничное родительское собрание в 9 классе в конце учебного года
Родительское собрание «Уроки этики поведения для детей и взрослых», 9 класс
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», 9 класс. Конспект
Родительское собрание «Поговорим о дружбе», 9 класс. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!