Этика — это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.
А. Швейцер
Резкость, грубость, неотесанность — это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди.
Ж. Лабрюйер
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э. Роттердамский
Задачи: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома; формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком критерии культуры личности; анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5 по 9 класс.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см приложение); подбор ситуаций для дискуссии (см. приложение); подготовка устного журнала учащихся на тему «Изнанка жизни в нашем классе»; подготовка памятки для родителей (см. приложение).
I. Вступительное слово
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.
Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.
Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса.
К проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.
Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким| он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
II. Устный журнал учащихся «Изнанка жизни в нашем классе»
Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам.
Учащиеся оформляют газету на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалы берут из окружающей жизни и из жизни класса. Это необходимо, так как класс готовится в конце года сдавать свои первые экзамены.
III. Анализ анкетирования
Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель говорит родителям о том, что эти характеристики лягут в основу характеристик для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных комиссий. Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.
IV. Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем
V. Работа с памяткой для родителей
VI. Подведение итогов
Анкетирование учащихся (1)
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «—» .
— громко кричать;
— драться;
— перебивать в разговоре другого человека;
— списывать из чужой тетради во время контрольной;
— задавать неуместные вопросы;
— свистеть;
— ругаться;
— жадничать;
— сплетничать;
— ябедничать;
— врать;
— навязываться в друзья;
— проявлять подлость;
— заниматься вымогательством;
— не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
— молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;
— приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;
— завидовать кому-то;
— жаловаться на кого бы то ни было;
— быть равнодушным к чужой беде.
Анкетирование учащихся (2)
Продолжи предложения:
Добрый человек — это тот, который __________.
Злой человек — это тот, который _________.
Честный человек — это тот, который __________.
Правдивый человек — это тот, который __________.
Жестокий человек — это тот, который __________.
Грубый человек — это тот, который __________.
Подлый человек — это тот, который ________.
Преступник — это тот, который ____________.
Вежливый человек — это тот, который ___________.
Эгоист — это тот, который ___________.
Анкетирование учащихся (3)
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.
Анкетирование родителей
Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.
Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.
Ситуации для дискуссии
Ситуация 1. Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...
Ситуация 2. На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...
Ситуация 3. На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына...
Ситуация 4. Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы...
Ситуация 5. Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка...
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Родительское собрание «Поговорим о дружбе», 9 класс. Конспект
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Склонности и интересы подростков в выборе профессии», 9 класс. Конспект
Итоговое праздничное родительское собрание в 9 классе в конце учебного года
Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!