Цели: познакомить родителей обучающихся с результатами учебного полугодия; проанализировать причины неудач.
Подготовительная работа:
1. Анализ учебных достижений школьников за полугодие.
2. Анализ непосещения обучающимися уроков.
3. Анкета для родителей и учащихся.
I. Анкетирование родителей и учащихся.
Анкета для родителей
1. Как вы узнали о прогулах ребенка?
2. Где находится ваш ребенок, когда прогуливает школу?
3. Каковы причины прогулов, по вашему мнению?
4. Каковы причины прогулов, по мнению ребенка?
5.Что вы предприняли, чтобы устранить прогулы?
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе учиться в школе?
2. Много ли друзей у тебя в школе?
3. Какова твоя успеваемость в школе?
4. Есть ли предметы, которые тебе не нравятся?
5. Есть ли уроки, на которых тебе интересно?
6. Бывали случаи, когда ты прогуливал школу?
7. Что послужило причиной, по которой ты когда-либо прогуливал школу?
8. Родители знают о твоих прогулах?
9. Пытался ли ты объяснить причины прогулов родителям?
10. Дома тебя ругают и наказывают за прогулы?
II. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
III. Теоретическое изложение материала.
Причины, по которым дети прогуливают школу.
Дети прогуливают занятия, в основном, по трем главным причинам. Им скучно, они боятся или их тяготят домашние неурядицы. Ребенок чувствует, что ничего не выносит из школы и что предлагаемое ему мало касается его жизни или интересов. Страх может иметь разную природу. Ребенок может бояться учителей, потому что не выполнил задание или произошла какая-то неприятность, или он боится насмешек и нападок других детей. Под домашними неурядицами обычно подразумевают разлаженные отношения родителей. Ребенка может беспокоить, что один из родителей хочет уйти, или один из них жестоко обращается с другим, или во время его обсуждения с родителями каких-то вопросов может разразиться грандиозный скандал.
Выясните, почему ваш ребенок прогуливает.
Если вы заподозрили своего ребенка в прогуливании занятий, постарайтесь выяснить, что послужило причиной этого. Ребенок редко пренебрегает своими обязанностями, если в семье все благополучно и он чувствует себя в ней уверенно и в безопасности. Прогульщик же всегда обвешан проблемами, как новогодняя елка, и в большинстве школ понимают, что наказание - не мера пресечения. Оно лишь добавляет еще одну проблему к тем, которые уже есть. Нужно выяснить причину и ликвидировать ее. Если это страх, то без выявления первопричин этого страха вы не сможете силой отправить ребенка в школу. Калечащий психику ребенка страх оставляет его в ряду неуспевающих, и школьному психологу предстоит затратить немало усилий для лечения школьной фобии.
Ненавидящий школу ребенок.
У некоторых детей настолько укоренилась неприязнь к школе и ко всему, что ассоциируется с ней, что уже не столь важно, отлынивает ли он от школы или посещает занятия. И хотя такая нелюбовь началась раньше, где-то на первом или втором году средней школы она принимает форму повторяемых протестов, как «скучная школа», «глупые и сентиментальные училки», «поганая физика, химия» и все, что стоит в расписании. Неудивительно, что подобное отношение всегда отражается на качестве учебы.
Давайте уясним себе, что ни один ребенок не рождается на свет ленивым. Дети отличаются по уровню активности, однако с первых недель или месяцев жизни все дети проявляют любопытство к своему окружению и тянутся к тем вещам, которые им интересны.
«Ленивый» ребенок - это такой ребенок, который утратил побуждение; в случае со школьными занятиями это обычно случается, когда он отстает по каким-то предметам, получает плохие отметки, не может понять, что объясняет учитель, и решает, что лучше всего махнуть на это рукой. Его частые рефрены по поводу «скучной» школы частично правдивы. Ему скучно принимать участие в том, что там происходит. Но это становится и формой защиты. Ему неприятно думать, что он не может справиться с учебой, поэтому он становится на такую позицию, что, мол, он смог бы учиться хорошо, если бы ему не было так скучно.
Если ваш ребенок невзлюбил школу, поговорите об этом с учителями, как ему можно помочь. Но разговор должен состояться и с ребенком. Нельзя, чтобы ребенок занимал позицию, что во всем виноваты «они». Предложите ему поразмышлять над своим поведением и теми поступками, которые огорчают учителей. Очень часто между учителями и ребенком нет взаимопонимания. Учитель неправильно истолковывает позицию ребенка, а ребенок неверно интерпретирует его отношение к себе, маленькие разногласия переходят в крупные, ребенок чернит свое имя в глазах учителя, учитель теряет свою репутацию в глазах ребенка, и отношения с каждым днем все обостряются. Но раз уж у одного учителя сложилось нелестное мнение о своем ученике, то ребенок начинает завоевывать себе дурную славу вообще. Ребенка начинают ругать за новый проступок или проступки, и он замечает, что его последующее упрямство или возмущение только подчеркивают, что никто не ошибался на его счет.
Составьте план действий.
Здесь нужно использовать что-то вроде расписанного до мелочей сценария. Если ребенок соглашается в какой-то степени улучшить свое поведение, то и учителя соглашаются изменить свое отношение к нему. Некоторые школы составляют такие соглашения в письменном виде, чтобы ребенок четко знал, чего ждут от него и что предлагает школа. Закреплены ли эти условия на бумаге или нет, не в этом суть, важно, чтобы между вами, учителями и ребенком состоялся честный разговор и был намечен план действий. А раз и учителя, и ребенок видят, что выполняемые обязательства дают свои результаты, они с воодушевлением окажут поддержку друг другу. Возможно, что ваш ребенок никогда не признается, что ему нравится в школе, но, по крайней мере, какое-то язвительное замечание сойдет с его языка.
IV. Обсуждение теоретического материала и анкет.
Памятка для родителей
1. Выясните причину прогулов у ребенка.
2. Если это страх, то без выявления первопричин этого страха вы не сможете силой отправить ребенка в школу.
3. Если ваш ребенок невзлюбил школу, поговорите об этом с учителями, как ему можно помочь.
4. Предложите ребенку поразмышлять над своим поведением и теми поступками, которые огорчают учителей.
5. Помогите ему с теми предметами, которые ему трудно освоить.
6. Составьте совместный план действий по изменению ситуации. Включите в этот план учителей, ребенка и себя.
7. Постоянно контролируйте процесс выполнения обязательств, не акцентируя на нем внимание.
V. Итог собрания.
Когда родители обращаются за советом к педагогу или психологу, они ждут, что им будет дан точный совет, что делать. Сын курит, наказали мальчика, а он ушел из дому; перевели в новую школу - стал прогуливать уроки... Но специалист не может выписать рецепт, он может лишь указать на некоторые подводные камни, предостеречь от ложных путей. А решения надо принимать самим родителям. И порой они бывают разочарованы, не получив однозначного ответа на волнующий их вопрос. Но таких вопросов возникло бы меньше, если бы взрослые задумывались не только о конкретных неотложных мерах, но и о том, как выработать наиболее благоприятную для развития личности ребенка родительскую позицию.
Можно выделить, по крайней мере, три главных требования к такой родительской позиции. Она должна быть реальной, основываться на достоверной оценке особенностей ребенка, соединенной с уважением к его личности, гибкой, подвижной, что
В основе первого из этих требований - знание своего ребенка. И кажется: для матери и отца нет ничего естественнее, чем стремиться хорошо знать своего ребенка. Но практика убеждает в обратном. Очень часто мы встречаемся не только с незнанием, но и с предубеждением, ложными оценками; бывает и такая «принципиальная позиция»: вполне достаточно знать, чего мы хотим добиться от ребенка! В таких случаях родители не сомневаются в правомерности навязанных ребенку решений. Вера в себя не подвергается сомнению, сомневаются они только в ребенке. Ответственность за неудачи тоже возлагается на него: «Ты не понимаешь, что тебе хотят только добра...», «Ты осложняешь нам жизнь, потому что ты плох». Ярлык неблагодарного, или неспособного, или упрямого приклеивается намертво. И дальше уже именно этот ярлык во многом начинает определять жизнь ребенка.
Второе требование обращено к нашей способности изменять формы, методы, оттенки нашего взаимодействия с детьми в зависимости от многообразия жизненных обстоятельств. Но гибкость воспитательной позиции - это еще и способность к перестройке общего подхода к ребенку по мере его роста и развития. Характер поощрений, санкций и запретов, сам стиль общения, наша родительская роль - с годами - все нуждается в изменении! Ведь не хотим же мы помешать ему расти. Да это и не в наших силах.
Неумение быть гибким неизбежно приводит к серьезным нарушениям взаимопонимания с детьми. Неожиданные «вспышки протеста» с их стороны, невосприимчивость к воспитательным воздействиям - самый верный знак того, что пора перестраиваться. И заметьте: не сыну или дочери, как чаще всего склонны думать родители, а самим взрослым.
О предвидении, о прогнозе. Родительская позиция прогностична, когда угадывается направление психического развития ребенка, предвосхищаются требования, которые поставит перед ним завтрашний день его жизни.
Элементы прогноза присутствуют в воспитании всегда. Малышу едва минул год, он делает лишь первые шаги, а вы задумывались, что потребуют от него в детском саду. И начинали подготовку, обучая соответствующим навыкам, поощряя самостоятельность, присматриваясь к тому, как он общается с другими детьми...
К сожалению, часто прогноз (и именно по отношению к подростку) превращается в прямое построение родителями жизненных планов для него, вместо него. Мы начинаем загодя решать, например, чем нашим выросшим детям заняться после школы. Хотя мы действительно заботимся о будущем, решающим станет то, насколько это будущее «выстрадано» самим растущим человеком, насколько навязано ему волей взрослых. Будучи директивно навязанным, такое решение во всех случаях задерживает его в детстве. А в худшем - испортит жизнь.
Вы можете ответить: «Пусть ищет, лишь бы не заблуждался, пусть взбирается, лишь бы не упал, пусть борется, только осторожно, осторожно...». Нет, совместить несовместимое - так не бывает! Наши решения часто бывают сопряжены с риском. Принятие риска даже через страдания, готовность и умение терпеть - непременные качества зрелого родительского чувства.
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!