Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи: выявить особенности взаимоотношений между ребенком и родителями; оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми - подростками; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга - одного из составляющих здорового образа жизни; выработать рекомендации для родителей и учащихся по взаимоотношениям.
Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Участники: родители ученики, педагог-психолог.
Подготовка к собранию: проведение анкетирования «Условия здорового образа жизни в семье» (см. Приложение).
Подбор проблемных ситуаций для родителей.
Подготовка памятки для родителей.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление медицинского работника школы.
3. Выступление педагога-психолога «Трудности старшего подросткового возраста».
4. Выступление классного руководителя с анализом анкет.
5. Проведение психологического тренинга по ЗОЖ.
6. Решение родительского собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Здравствуйте, уважаемые родители! И вновь мы начинаем нашу встречу с мудрой притчи.
Сын-подросток пришел домой с запахом сигаретного дыма. Отец же радостно воскликнул:
- Сын, я думал, что ты еще маленький у меня, а ты уже взрослый - курить пытаешься! Не знал я, где взять себе напарника для бега по утрам, а вот он, вырос! Одна беда, встаю рано, ведь к восьми утра на работу. Но ничего, раз куришь - значит, парень ты уже взрослый, проснешься. Завтра с утра встанем пораньше и начнем!
Несколько лет они бегали вместе. Отца уже нет в живых. Сын уже своих детей растит, но все так же бегает по утрам — привычка.
- В чем смысл притчи? (Ответы родителей.)
- Наше собрание посвящено здоровому стилю жизни в семье. Что же собой представляет понятие «здоровье»?
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю. П. Лисицына, «...здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Быть здоровым - естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Для полного здоровья важны три составляющих:
➣ Физическое здоровье.
➣ Психическое здоровье.
➣ Нравственное здоровье.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни.
2. Выступление медицинского работника школы (возможно выступление с презентацией слайдов).
Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял. Время потерял - много потерял. Здоровье потерял - все потерял».
Образ жизни большинства современных подростков вряд ли можно назвать здоровым. Шесть, семь уроков по шесть дней в неделю, факультативы, элективы, внеурочная деятельность, занятия с репетиторами и т. д. А дома снова выполнение проектов, написание рефератов, написание сочинений, чтение книг и решение задач. Затем долгое сидение перед экраном телевизора или компьютера. На улице наши дети бывают все меньше и меньше. Спортом занимаются единицы.
А ведь движение для человека - это не только необходимость, это сама жизнь. Без движения нет нормального роста и развития, условий для тренировки важнейших функций организма.
Так, например, малый объем двигательной активности, пренебрежение ежедневными занятиями физкультурой приводит к самой распространенной болезни - гиподинамии, при которой портится осанка, нарушается работа сердца, появляется избыточный вес.
Проблема: малоподвижный образ жизни.
- Что же делать? Как с этим бороться?
Первым фактором здорового образа жизни является движение.
Движение как форма физиологической активности, показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создается некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека - 10 тысяч, а школьник должен сделать 25-30 тысяч шагов в день.
Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике, у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
- Какие выводы из этой информации вы можете сделать? (Ответы родителей.)
Помимо двигательной активности на здоровье сильно влияют стрессовые воздействия во время обучения и перегрузка учебного процесса многими дисциплинами.
Поэтому важно повышать психоэмоциональную устойчивость.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека, и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Это второй фактор ЗОЖ.
Старшеклассников, как и детей любого возраста, важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царят взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, можно воспитать поистине здорового человека.
Третьим важным фактором здорового образа жизни является правильное сбалансированное питание. Правильное питание - это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания - основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать непросто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты.
Пища должна быть рациональной по химическому составу, содержащей белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы, она должна быть безвредной и безопасной. Еще в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные ученые выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
Родителям также надо помнить, что подростку необходимо питаться не менее 4-5 раз в день и придерживаться таких правил, как разнообразие, умеренность и своевременность питания.
Первый закон здорового питания.
Это соответствие между калорийностью пищи, которую человек потребляет, и энергией, которую его организм расходует.
Энергия человека расходуется на поддержание температуры тела, выполнение всех физиологических функций и биохимических процессов, совершение мышцами механической работы, а также на переваривание и усвоение пищи. Калории организм человека получает из макронутриентов, название этого слова произошло от слов «макрос» - большой длинный и «нутрицио» - питание. Это те вещества, которых человек должен потреблять с пищей много, то есть десятки и сотни граммов.
ЖИРЫ. Энергетическая ценность жиров более чем в два раза выше энергетической ценности белков или углеводов. А значит, содержащие жир продукты являются наиболее калорийными. Однако не стоит отказываться от них вовсе, ведь жиры еще и строительный материал для синтеза веществ, служащих стройматериалом для мембран клеток и других структур организма.
Жиры животного происхождения из-за их особого химического строения называют насыщенными, а растительного - ненасыщенными. Они имеют разные физические свойства и физиолого-биохимические эффекты. Высокое потребление насыщенных жирных кислот приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому потребление их следует ограничивать.
Другое дело - растительные жиры. В их составе медики особенно выделяют так называемые полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Их потребление способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, благотворно сказывается на состоянии всех тканей организма. Вашу потребность в этих полезных жирах могут удовлетворить 1-2 столовые ложки растительного масла в день и не менее трех порций рыбы в неделю.
БЕЛКИ - это важнейшие компоненты пищи. В организме человека белки расщепляются на аминокислоты, из которых уже сам организм синтезирует нужные ему тысячи белков с многообразными функциями. Все огромное множество белков - это, на самом деле, различные комбинации 20 аминокислот. Часть аминокислот могут превращаться одна в другую и только 9 - незаменимы для взрослого человека и 10 - для ребенка, то есть, попросту, не синтезируются организмом.
Больше всего белка содержится в продуктах животного происхождения: мясе, рыбе, молочных продуктах, птице, яйцах. В значительных количествах полноценный белок присутствует в бобовых, то есть в горохе, фасоли, чечевице и сое, а также в орехах и семечках.
Белки - это важнейшие компоненты пищи.
УГЛЕВОДЫ. Функция углеводов в организме человека, в основном, сводится к снабжению его энергией. Они широко представлены в растительных продуктах в виде сложных углеводов, таких как крахмал, и простых сахаров - глюкозы и фруктозы. Фрукты и овощи содержат как простые сахара, так и крахмал. Все зерновые продукты: мука, крупы и макароны - содержат, в основном, крахмал.
Разумеется, рафинированный сахар, так же как и содержащие сахар кондитерские изделия, являются источниками исключительно простых углеводов. Он получил определение «добавленный сахар», потому что добавляется в различные блюда и напитки. Потребление значительного количества добавленного сахара приводит к развитию диабета, ожирения, кариеса, сердечно-сосудистых заболеваний.
Поэтому если вы стремитесь к здоровью, то количество сладкого в рационе следует ограничить, а по возможности, и исключить вовсе.
КЛЕТЧАТКА. В составе сложных углеводов выделяются такие полисахариды, как целлюлоза, которые не усваиваются организмом. Такие вещества называют пищевыми волокнами, одним из их представителей является клетчатка. Пищевые волокна практически не перевариваются. Однако они существенно влияют на процессы переваривания, усвоения и эвакуации пищи, а также важны для поддержания микрофлоры кишечника.
Пищевые волокна в большом количестве содержатся в овощах и фруктах, «неочищенных» зерновых, таких как геркулес, а также в отрубях.
Второй закон здорового питания.
Химический состав суточного рациона человека должен соответствовать его физиологическим потребностям в пищевых и биологически активных веществах.
Витамины и минералы часто называют микронутриентами, потому что ежедневные их количества, необходимые для организма, довольно малы и чаще всего измеряются в миллиграммах и даже долях миллиграмма. Эти вещества организм человека не может вырабатывать самостоятельно и запасать впрок на сколько-нибудь долгий срок. Для нормальной жизнедеятельности организму человека требуется несколько сотен различных микронутриентов - это витамины и минеральные вещества, а также множество биологически активных веществ из других групп. Микронутриенты содержатся в самых разных продуктах, причем разные - в разных. Поэтому для нормального функционирования организма включите в рацион фрукты, овощи, обязательно зерновые изделия и другие продукты растительного происхождения, и мясо, и молочные продукты.
Четвертый фактор - соблюдение режима дня.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8-10 лет до 10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.
И если ребенок хронически недосыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
Пятым фактором является - соблюдение гигиенических требований.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
➣ Воздушно-тепловой режим - один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье подростков. Гигиенистами установлено, что в помещении, где работает ученик, должна быть температура 18-20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребенка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
➣ Световой режим может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков - южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере темных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются теплые тона - оранжевый и желтый. Можно использовать оттенки зеленого. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.
➣ Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
Шестой фактор - ведение здорового образа жизни в семье.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) возлагает ответственность за воспитание детей на семью. (Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка), а все остальные социальные институты (в том числе образовательные организации) призваны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность. Здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Задача родителей - создать ребенку условия для продвижения по этому пути. И в этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
3. Выступление педагога-психолога «Трудности старшего подросткового возраста».
- Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?
Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного «Я».
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность сменяется депрессией.
Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками.
Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни.
В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой - самой привлекательной - профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей и т. д.
Для подростков характерна полярность психики:
• целеустремленность, настойчивость и импульсивность;
• неустойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
• повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
• потребность в общении сменяется желанием уединиться;
• развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
• романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
• нежность, ласковость - на фоне недетской жестокости.
Родители часто не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает «эра конфликтов».
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации.
Причины конфликтов родителей с подростками.
Подростки в конфликте:
1. Кризис переходного возраста.
2. Стремление к самостоятельности и самоопределению.
3. Требование большей автономии во всем - от одежды до помещения.
4. Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.
5. Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
1. Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым.
2. Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.
3. Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.
4. Борьба за собственную власть и авторитетность.
5. Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.
6. Неподтверждение родительских ожиданий.
4. Выступление классного руководителя с анализом анкеты «Условия здорового образа жизни в семье», проведенной за неделю до родительского собрания.
5. Психологический тренинг по ЗОЖ (проводит педагог- психолог).
- Тренинг позволит нам познакомиться и побольше узнать друг о друге. Приглашаю вас сесть в круг. В первую очередь давайте представимся. Я буду передавать мяч по кругу, а тот, у кого он окажется в руках, должен назвать свое имя и род деятельности. (Представление родителей.) Теперь предлагаю рассчитаться на первый, второй. (Родители выполняют задание.) Вам предстоит беседа в парах. За 2 минуты вы должны узнать о своем партнере как можно больше информации, касающейся его привычки к здоровому образу жизни, и затем донести ее до всей группы. (Родители беседуют, после чего проводится анализ полученной информации. К примеру: «Мой партнер - Мария, мама Петровой Дарьи, два раза в неделю посещает вместе с дочерью бассейн, любит бывать на даче, где проводит время очень активно: походы за ягодами, грибами, летом купание на речке и т. д. Зимой очень часто вместе ходят на каток».
6. Решение родительского собрания.
Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье»
Уважаемые родители, просим вас заполнить анонимную анкету по исследованию здорового образа жизни в семье.
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него.
Ответ, наиболее точно отражающий ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (Да, нет, иногда.)
2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка? (Да, нет, иногда.)
3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? (Да, нет, иногда.)
4. Делаете ли Вы (Вы вместе с ребенком) утреннюю зарядку? (Да, нет, иногда.)
5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (Да, нет.)
6. Как Вы организуете питание в Вашей семье? (Обыкновенное полноценное питание, дробное питание, вегетарианство или др.)
7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? (Положительно, отрицательно, не воздействует.)
8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (Напишите.)
________________________________
9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (Да, нет.)
Если воздействуете, то как?
________________________________
10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (Да, нет, иногда.)
11. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (Да, нет.)
12. Вы сами здоровы? (Да, нет, затрудняюсь ответить.)
13. Часто ли болеет Ваш ребенок? (Да, нет.)
14. Каковы причины болезни Вашего ребенка? (Недостаточное физическое воспитание в школе, недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность к болезням и др.)
Благодарим за оказанную помощь.
Желаем Вам здоровья и благополучия.
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Нет комментариев. Ваш будет первым!