Составитель: А.А. Фролова
Участники: ученики 6-го класса, их родители, классный руководитель, психолог.
Цели:
1) организовать совместное обсуждение детьми и родителями проблемы самостоятельной подготовки школьниками домашних заданий;
2) наметить пути профилактики возможных трудностей и преодоления имеющихся;
3) помочь родителям в организации самостоятельной работы детей.
Подготовительная работа
I. Проведение за неделю до круглого стола анкетирования детей и родителей.
Анкета для учащихся
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Когда ты садишься за приготовление уроков? ____________
2. Какие предметы даются тебе легко, а какие трудно? ___________
3. Встречаешь ли ты какие-либо трудности? Кто тебе помогает их преодолеть? _____________________
4. Сколько времени ты тратишь на приготовление уроков? ________________
5. Что отвлекает и мешает при подготовке домашних заданий? ___________
6. Назови свой любимый предмет. Почему ты его любишь? ______________
Анкета для родителей
Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов и отметьте его любым знаком.
1. Ваш ребенок выполняет домашние задания:
а) всегда;
б) почти всегда;
в) от случая к случаю;
г) никогда.
2. Вы контролируете выполнение домашних заданий:
а) всегда;
б) почти всегда;
в) от случая к случаю;
г) никогда. .
3. При выполнении домашних заданий ребенок просит помощи:
а) всегда;
б) почти всегда;
в) от случая к случаю;
г) никогда.
4. Вы знаете, как помочь ребенку:
а) всегда;
б) почти всегда;
в) от случая к случаю;
г) никогда.
5. Вы помогаете своему ребенку:
а) всегда;
б) почти всегда;
в) от случая к случаю;
г) никогда.
II. Обработка и анализ психологом полученных результатов анкетирования.
III. Составление классным руководителем презентации (изображения: «Роза», «Кормление ребенка», «Шар на наклонной плоскости», «Губка», Забор», «Сорняк») для работы круглого стола.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) парты напротив доски расставляются таким образом, чтобы получился круглый стол;
б) на доске пишется тема встречи и эпиграф: «Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему» (Ю.Б. Гиппенрейтер);
в) на столе раскладываются листочки для записи, карандаши;
г) подготавливаются доска и деревянный шар для проведения опыта;
д) устанавливается мультимедийный проектор с презентацией.
* * *
I. Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые дети и взрослые. Результаты анкетирования показали, что выполнение домашних заданий представляет для наших учащихся и родителей определенную трудность. Но ведь именно от хорошей подготовки к урокам дома во многом зависят положительные результаты обучения. Домашняя работа школьников — обязательная часть учебы. Время, отведенное на урок, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить необходимые учебные навыки. Кроме того, все дети разные — одному ребенку достаточно решить пять однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач. Детям может быть необходима помощь в организации выполнения домашних заданий. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут учить уроки только в присутствии родителей. Когда взрослым приходится довольно много времени тратить на помощь детям в подготовке к урокам, то рано или поздно возникает вопрос: когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам? Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей — это забота об их будущем. И сами дети хотят быть более самостоятельными и уверенными в своих силах. И сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы попытаться вместе обсудить и решить эту проблему.
II. Классный руководитель предлагает поразмышлять над темой участникам круглого стола с помощью вопросов и последовательно предлагаемых вниманию детей и родителей слайдов с изображением различных предметов.
1. Роза (ребенок).
Классный руководитель. Роза — прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире, бывает разной по цвету и размеру, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, плодородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать. Как вы думаете, есть ли что-то общее между розой и ребенком? Обсудите и запишите на листочек- общие черты.
После обсуждения родители зачитывают получившееся минисочинение: «Любой ребенок прекрасен как роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как роза имеет шипы. “Корнями” ребенка являются генофонд, состояние здоровья, задатки, а почвой — семья, социум. Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность — словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением».
2. Кормление ребенка кашей.
Классный руководитель. Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ко рту малышу. Если малыш не хочет есть, мама начинает играть с ним и развлекать его. На второй картинке ребенок ест сам, перепачкав все: одежду, стол и пол. Мама при этом находится рядом, лишь присматривая за ним. Оба способа приведут к результату — ребенок будет накормлен и сыт. Наверное, за нашим столом найдутся как противники, так и сторонники того или иного способа кормления малыша. Предлагаю вам проголосовать за способ, который вы считаете правильным, написав знак «плюс» на красном стикере, «минус» — на синем и прикрепив их около картинок на доске.
Участники «голосуют» и затем по желанию объясняют свой выбор. Наши мнения разделились. Интересно, что почти все шестиклассники оценили второй вариант как положительный. Значит, дети хотят учиться, преодолевать трудности, им интересно все попробовать самим. А взрослым часто удобнее самим сделать за ребенка многое (застегнуть куртку, заправить постель, решить задачу, постирать вещи и т.д.) — это занимает меньше времени и получается качественнее. Но, к сожалению, через несколько лет мы сталкиваемся с тем, что ребенок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени — всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить со вкладом в банк: что внесешь сегодня, получишь с процентами через несколько лет.
3. Шар на наклонной плоскости.
Классный руководитель. Проведем опыт — пустим шар по наклонной плоскости. Сколько нам пришлось приложить физических усилий? А теперь будем двигать шар по наклонной плоскости вверх. В каком случае мы затратили больше усилий и почему?
Проводится опыт. Желающие (ученики и родители) повторяют опыт самостоятельно и приходят к выводу: чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущая сила. Эта сила должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнет движение в обратную сторону. И тогда, чтобы вернуть его на прежнее место, понадобится дополнительное усилие. В случае если сила останется прежней, шар будет двигаться с той же скоростью, но все же отставая от других.
Между движением шара и умственной деятельностью человека можно провести аналогию. Стоит ученику сделать в учебе небольшой перерыв и уже становится труднее наверстывать упущенное. Мозг начинает «лениться», а чтобы привести его в движение, необходимо дополнительное усилие. Проблемы в обучении часто связаны и с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Ребенку что-то непонятно, из-за этого ему становится неинтересно. Получается замкнутый круг, из которого трудно выйти.
4. Сорняк (проблема).
Классный руководитель. Нужно ли бороться с сорняком или вы считаете, что он никому не мешает, пусть себе растет?
Родители и дети высказываются.
Вспомните или предложите свои способы борьбы с сорняками, схематично изобразив их на карточках.
Участники в течение 5 мин выполняют задание и вывешивают карточки на доске, комментируя их.
Проблемы очень часто похожи на сорняки. Их невозможно избежать, но можно научиться с ними бороться, т.е. научиться правильно анализировать и решать проблемы. Для этого нужно видеть не только проблему как таковую (ту часть сорняка, которая находится над землей), но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы (в нашем случае — несамостоятельность школьников при выполнении домашних заданий), проанализировав их и составив план действий, мы сможем эту проблему решить.
III. Классный руководитель. Как эту проблему видят дети и родители? Предлагаю принять участие в «молчаливой дискуссии». Разделитесь, пожалуйста, на две группы (группа детей и группа родителей) и запишите на своем листе ватмана причины, которые, с вашей точки зрения, мешают развитию вашей самостоятельности при подготовке домашних заданий (развитию самостоятельности ваших детей).
Группы работают в течение 5—7 мин, затем меняются местами и знакомятся с отмеченными причинами другой группы.
IV. Классный руководитель благодарит участников и предлагает взять в помощь памятки.
Памятка по приготовлению домашних заданий в группе продленного дня
1. Достань учебники, тетради, необходимые принадлежности для выполнения домашних заданий. Приготовь рабочее место.
2. Открой дневник, посмотри, что задано по каждому учебному предмету.
3. Начинай работу с наиболее трудного для тебя предмета (русского языка или математики).
4. Выполни задание на черновике, покажи для проверки воспитателю. Если затрудняешься, обратись за помощью к воспитателю.
5. Если задание выполнено верно, переписывай его в чистовую тетрадь.
6. После выполнения первого домашнего задания отдохни 15—20 мин, расслабь мышцы тела, закрой глаза, дай им отдохнуть.
7. Приступай к выполнению следующего письменного задания сначала на черновике, затем после проверки — в чистовую тетрадь.
8. Выполняя устные задания по чтению, истории, природоведению, читай вслух, но тихо, чтобы не мешать товарищам.
9. Ответь на вопросы, следующие после текста, перескажи прочитанное или выучи наизусть, если это необходимо.
Памятка по выполнению домашнего задания по русскому языку
1. Вспомни, над какой темой работали на уроке. Что узнал нового и что повторил?
2. Повтори теоретические сведения предыдущих уроков, выучи новые правила.
3. Выполни работу над ошибками, если таковые были в классной или домашней работе.
4. Внимательно прочитай домашнее задание, перед тем как его выполнить.
5. Сначала работай на черновике. Не забудь выполнить грамматическое задание. Сверься с правилами, найди подобные примеры.
6. Аккуратно перепиши упражнение в чистовую тетрадь. При выполнении грамматического задания используй карандаш и линейку.
Памятка по выполнению домашнего задания по литературе
1. Вспомни, над какой темой работали на уроке. Творчество и произведения какого автора изучали?
2. Внимательно прочитай опорные записи в тетради.
3. Прочитай статью или теоретический материал по заданной теме.
4. Перескажи прочитанное.
5. Если в хрестоматии по литературе нет художественного произведения, которое задано прочитать, возьми его в библиотеке.
6. Познакомься с текстом целиком или с отдельно взятыми частями, в зависимости от полученного задания.
7. Ответь на вопросы в учебнике и выполни, если задано, индивидуальное задание устно или письменно в тетради по литературе.
Памятка по выполнению письменного домашнего задания по математике
1. Вспомни, что изучали на уроке, просмотри записи в тетради.
2. Прочитай и усвой материал учебника.
3. Прочитай задания, изучи их.
4. Подумай, какие правила и приемы следует применять для выполнения задания, пользуясь, если необходимо, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач.
5. Если необходимо, выполни полностью или частично задание на черновике.
6. Проверь тем или иным способом полученные решения задач.
7. Запиши выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
8. Проверь правильность записей, чертежей, вычислений.
Памятка родителям
Какой должна быть атмосфера домашних уроков и чем она должна отличаться от школьной? Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, когда ему хочется. Родитель в роли учителя не ставит оценок. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, не успевать, ошибаться — никто не поставит «двойку», не сделает запись в дневнике.
Безоценочность создает обстановку свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться новому, причем в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Именно в такой атмосфере у ребенка развивается и усиливается интерес к новым знаниям и умениям, а не стремление получить хорошую оценку любой ценой.
Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных особенностей и работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах в течение 7—10 мин, а затем отвлекается, давая своей нервной системе время для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха — и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности устраивать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители могут организовать индивидуальный режим обучения своего ребенка, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход к тем детям, у которых трудно проходит привыкание к школе, а также гиперактивным или слишком тревожным.
Если вы решили помогать ребенку в подготовке домашних заданий, стоит запастись терпением и фантазией, чтобы превратить занятия не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий истинное удовольствие и пользу ребенку и вам. Представьте, что вы вместе отправляетесь в непростое путешествие из пункта «Не могу, не знаю, не умею» в пункт «Могу, знаю, умею!». Причем главная роль принадлежит не вам — вы только сопровождаете отважного маленького путешественника, однако наблюдать, направлять, помогать намного сложнее и ответственнее, чем делать самому. Поэтому вам понадобится больше выдержки, сил, уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить вашу миссию, ниже мы приводим основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.
Правила совместного выполнения домашних заданий
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Ответственность за их выполнение в любом случае остается на ученике, а не на родителях. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное приготовление уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается. Найдите другие, важные именно для вашего ребенка, аргументы — например, если ему важно иметь успех у одноклассников, скажите, что хорошо выученный урок позволит блеснуть своими знаниями в школе.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 6— 7 ч, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять из одной умственной деятельности! Ребенок — целостное существо, и для его полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
3. Какие бы отметки ребенок ни получил, все же сейчас он готов заниматься — поддержите его в этом своей похвалой и одобрением. Важно, чтобы ребенок поверил в то, что вы продолжаете его любить независимо от оценок, полученных им в школе. Радуйтесь каждый раз, когда заметите в его глазах интерес к знаниям, пусть даже при выполнении простых задач. Помните — человеку нравится то, что у него получается. Задавайте ребенку задания и вопросы по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, разжигает интерес, рождает желание решать более сложные учебные задачи.
4. Ограничьте время на приготовление уроков в целом и время совместной вашей работы. Договоритесь с ребенком, что будете работать вместе 1—1,5 ч, но с полной отдачей. Выполнение уроков в течение 2 ч и более истощает силы ребенка, в результате умственную работу он связывает только с негативными эмоциями. Ограничение времени совместной работы учит ребенка ценить вашу поддержку и помощь.
5. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Подобные фразы никоим образом не стимулируют умственную деятельность ребенка, но значительно ухудшают его эмоциональное состояние. Как правило, они произносятся под действием накопившихся за время занятий эмоций раздражения, обиды, пренебрежения, страха, злости, а иногда и ненависти. Если вы решили помочь ребенку, оставьте на заранее оговоренное время все свои дела и заботы. В противном случае возникает ситуация, когда перспектива заняться более привлекательным делом приводит к тому, что взрослому становится жалко «тратить драгоценное время» на обучение ребенка («я бы уже за это время...»), и в результате вырываются обидные (и отнюдь не способствующие повышению умственной активности) слова: «Ну неужели нельзя это было сделать правильно с первого раза? Это неправильно, думай еще!»
Иногда взрослые употребляют в общении с ребенком фразы, подобные следующим: «Ты просто не хочешь думать! Ты очень невнимателен. Если будешь так стараться, никогда не получишь ничего больше двойки!» Это так называемые формулы прямого внушения, которые можно распознать по часто используемым в них словам: «всегда», «никогда», «опять», «все время», «вечно». Иногда в них содержатся негативные характеристики ребенка: «Ты невнимательный. Ты ленишься. Ты нытик». Еще родители могут предсказывать ребенку его малопривлекательное (по причине сегодняшних неудач в учебе) будущее. Стоит ли говорить, что такие фразы следует исключать из родительского лексикона общения с ребенком.
6. Если ребенок совершил ошибку, то взрослый должен помочь ему найти ее и исправить. Ваша цель — упростить задачу для ребенка, предложить ему такую новую мини-задачу, которая окажется ему по силам и поможет понять причину совершенной ошибки. Например, если ребенок при сложении 27 и 15 получает 32, вы его спрашиваете: «А сколько будет 17 и 15?» Получив ответ в новой задаче — 32, ребенок натыкается на противоречие: 15 складывается с разными числами, а ответ одинаковый! Так ребенок приходит к обнаружению ошибки.
7. Выполняя домашние задания с ребенком, придерживайтесь удобного для него темпа. Если вы будете торопить его и подгонять, это лишь создаст нестабильную обстановку, не способствующую мыслительной работе, но вряд ли увеличит скорость выполнения задания. Призывы: «Внимательнее!», «Не отвлекайся!» тоже не принесут пользы. Ребенок отвлекается потому, что его нервная система требует времени для восстановления. Если ребенок продолжает заниматься под принуждением, то он устанет гораздо быстрее. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку, не будучи голодным, просит есть или пить, задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы и т.д.), предоставьте ему возможность отвлечься от занятий на 5—7 мин, затем вновь вовлеките в учебный процесс.
8. Не ставьте перед ребенком несколько разноплановых задач одновременно. Например, сидеть прямо, писать красиво, думать быстро. Постоянное торпедирование командами-приказами: «Выпрямись! Не дергай ногой! Не кусай губы! Пиши ровно!» — приводит к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, и ему трудно вновь сосредоточиться. Выделите для себя главную задачу (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и т.д.), а решение остальных перенесите на другое время.
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Нет комментариев. Ваш будет первым!