Цели: актуализировать проблему общения со своими детьми- школьниками в свободное время; выработать рекомендации для родителей, как помочь подросткам интересно и с пользой проводить свободное время.
Форма проведения: круглый стол.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей, консультирование учащихся и родителей по выступлению об их увлечениях; подготовка учащимися рекламных пауз или пародий на телевизионные рекламные ролики; оформление пригласительных билетов для родителей.
I. Постановка проблемы.
Учитель. Свободное время... Как часто приходится слышать это словосочетание. Мы мечтаем о том, чтобы у нас было его побольше, считаем, что нам всем катастрофически его не хватает для отдыха, для развития. Принято также считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - залог завтрашнего формирования характера, становления своей судьбы. А учатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего интернет и телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми.
В Татарстане проводились исследования о занятости детей. Было выявлено: в интервале от часа до четырех подростки свободны, на что же они тратят это свободное время?
20 % ребят гуляет на улице с друзьями;
25 % - слушают музыку, смотрят телевизор, играют на компьютере;
15 % - читают и трудятся на дому;
14 % - посещают кружки и секции.
Главным «пожирателем» времени взрослых и детей стали компьютер и телевизор. Ребята любят играть в компьютерные игры, смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Однако 40 % школьников неравнодушны к компьютерным играм и видеоклипам, а также к рекламам. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.
Ученики нашего класса провели анализ телевизионной рекламы, критически осмыслили то, что видят, и подготовили пародии на некоторые из реклам.
II. Пародии на телевизионную рекламу.
Инсценированные выступления учащихся.
III. Анкетирование учащихся.
Проведение исследования по методике «Незаконченные предложения» на тему «Свободное время». Учащимся предлагается продолжить предложения.
Анкета 1. «Мое свободное время».
Свободное время - это...
Мое любимое занятие...
В свободное время я больше всего люблю...
Если бы я имел достаточно денег, я бы...
Главная цель моей жизни...
В свободное время я с друзьями, подругами...
В свободное время с родителями...
Я мечтаю, что с родителями я...
Анкета 2. «Три моих желания».
Напиши, пожалуйста, три своих самых главных желания в жизни.
Результаты анкеты 1 позволят учителю и родителям судить о характере свободного времяпрепровождения учащихся; сведения, полученные из ответов детей на вопросы анкеты 2, помогут сделать вывод о стремлении учащихся к общению со своими родителями, обратить внимание на то, о чем они мечтают и чего ожидают от своих родителей.
IV. Ознакомление с результатами социологических исследований.
Учитель. Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителями и переключение на общение, в большей степени, со сверстниками объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
По результатам социологических исследований на воспитание детей отцы в будние дни тратят своего свободного времени 9,6 % (21 мин), а в выходные - 7,2 % (35 мин). Куда же идет остальное свободное время отцов? А ведь эта часть свободного времени родителя имеет исключительно важное значение. И всегда ли свободное времяпрепровождение родителей является хорошим примером? Хотя давно известно, что именно с родителей дети берут пример в организации досуга.
Исследования показали:
во-первых, достаточно велико число одиноких подростков;
во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным формам проведения свободного времени;
в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни.
В результате опроса установлено, что 65 % подростков пробовали употреблять спиртное.
Всех тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те девушки и юноши, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать?..
V. Рассказы учащихся и родителей «Моя коллекция».
Учитель. С давних пор люди занимаются коллекционированием различных предметов. Наверное, присутствующие здесь родители в свое время тоже собирали значки, марки, открытки. А как вы думаете, что предпочитают собирать сегодняшние подростки?
Исследования и наблюдения показывают, что они предпочитают собирать банки из-под пива, вырезки из газет и журналов, вкладыши от жевательных резинок, кассеты. И лишь немногие ребята продолжают традицию своих родителей, собирают открытки, значки.
Ребята и родители показывают свои коллекции, рассказывают, почему собирают те или иные экспонаты.
VI. Подведение итогов собрания.
1. О чем следует задуматься родителям.
Учитель. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но мы легкомысленно решаем, что свободное время - это несерьезная проблема, есть дела поважнее, а ведь красиво, с пользой провести свое свободное время надо уметь. И этому тоже надо учить детей и подростков. К сожалению, современные исследования показывают обратное. В наше стремительное время родители все меньше времени находят на общение с детьми, тем более на совместное проведение свободного времени. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей. А если рассмотреть затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения.
Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют такие:
- съездить с родителями вместе на отдых;
- сходить в какое-нибудь интересное место;
- поговорить с родителями по душам;
- лучше понимать друг друга;
- мечтаю, что буду с родителями в хороших отношениях.
2. Работа родителей в группах.
Родители, объединившись в 3 группы, обсуждают вопросы:
- Какие выводы для себя можно сделать, прослушав сообщения?
- Что является важным в нашем общении с детьми? Что необходимо изменить в этом общении?
- Какие мероприятия по организации семейного отдыха возможны и необходимы в классе? Когда и как их организовать? Кому поручить их организацию?
3. Рекомендации родителям.
Больше внимания уделяйте общению с детьми.
Меньше ругайте своих детей, старайтесь видеть их успехи, акцент делайте на положительное начало в их действиях, поступках, поведении.
Вместе с детьми отдыхайте на природе.
Организовывайте семейный выход класса в театр, музей, выставки, на природу.
Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!