Конкурсы

Родительское собрание «Трудный ребенок. Какой он?», 9 класс

Сценарий тематического родительского собрания для родителей старшеклассников «Трудный ребенок. Так ли это?»

Цели

1. Информационное обеспечение родителей.

2. Повышение педагогической культуры.

Ход собрания

I. Информация ведущего об отклоняющемся поведении

Общение - это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.

Это набор следующих характеристик:

1. Активность (желание вступать в контакт).

2. Умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, поддерживать диалог).

3. Знания (правил по взаимодействию).

Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении - показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных качеств личности: агрессивности, конфликтности, тревожности, застенчивости и др.

Давайте с вами рассмотрим по порядку данные негативные качества, особенности их проявления, а также подумаем, как на них реагировать при общении с ребенком.

Агрессивность - предрасположенность к насилию, если верить учению Дарвина «О происхождении видов», обусловлена природными задатками человека. Однако человек - существо разумное, поэтому помимо животных инстинктов он удовлетворяет эстетические потребности, духовные, то есть высшие свои потребности.

Вспышки неповиновения, ярости с элементами агрессии наблюдаются у детей еще в раннем возрасте. Причиной такого поведения является неудовлетворение какой-либо потребности. И если в ответ на агрессию ребенок получает контрагрессию со стороны родителей, а она гораздо сильнее, то формируется стереотип поведения. Поэтому агрессия в старшем школьном возрасте чаще всего является формой протеста против действий родителей. Она может быть местью за эмоциональную холодность со стороны близких (родителям некогда общаться с ребенком, они зарабатывают деньги и заменяют общение подарками). Может быть еще и другое - когда ребенок просто усваивает данный способ взаимодействия, проецируя родительские отношение. Пример - частые ссоры между родителями, оскорбления, драки в присутствии ребенка. Иногда физическое насилие по отношению к ребенку.

Как правило, такое поведение характерно для молодых людей, | родители которых культивируют такие типы семейного воспитания, как эмоциональное отвержение или гипопротекцию.

Не стоит также забывать и о природной конституции ребенка: если он холерик или меланхолик, то агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то защитную. Это правила, но бывают и исключения.

Агрессия также может быть вызвана неудовлетворенностью потребности в лидерстве. Чаще такая картина наблюдается у детей, избалованных родительским вниманием. Дома он лучший, а в классе?

Именно агрессивные, напористые являются лидерами неформальных, чаще асоциальных, групп. Так усваивается лишь один способ взаимодействия с окружающими - подчинение своей воле. Отсюда цинизм, эгоизм, эмоциональная холодность, сознательное игнорирование норм поведения, а отсюда и проблемы с обучением. Для агрессивных именно социальные мотивы, а не учебные, являются доминирующими!

Советы родителям:

1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубит проблему.

2. Санкция должна соответствовать проступку.

3. Не допускайте вспышек агрессии в присутствии своего ребенка.

4. Используйте прикосновение (тактильный контакт).

5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.

7. Используйте удивление для переноса и отреагирования агрессии.

Конфликтность. О таких говорят, всем хорош, но задира, каких мало. Причин, обусловливающих такое поведение множество, но справедливости ради следует разобрать основные.

Такое поведение может быть следствием эгоцентричности молодого человека. Если с детства ребенок в центре внимания семьи, а тип воспитания - потворствующая гиперпротекция, то он привыкает получать все, что только ни пожелает, при минимальных собственных затратах. Когда же такой ребенок встречается с пренебрежением к своим интересам со стороны окружающих, то он негодует и тем самым провоцирует конфликт.

Бывает и так что данный стереотип поведения усваивает ребенок, не получающий необходимого внимания со стороны родителей. Причин много, среди них можно выделить доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение.

Часто конфликтность наблюдается у вновь пришедших в 10-й класс, в тревожные переходные периоды - конец 9-го, 11-го классов.

Конфликтность как способ привлечения внимания к себе используют старшие дети (если в семье двое, трое детей). Причиной могут быть частые ссоры между родителями, а также вовлечение в процесс воспитания дедушек и бабушек.

Советы родителям:

1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).

2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.

3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.

4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.

5. Не ссорьтесь между собой в присутствии ребенка.

6. Если у вас двое и более детей в семье, помните, что внимание необходимо каждому в равных долях, и в 17 лет - он ребенок (для вас)!

Тревожность проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребенка, а следствием бывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в учебе.

Каковы же типичные причины подобных поведенческих реакций? Тревожность, как правило, наблюдается у тех старшеклассников, которые с детства всячески опекались близкими по поводу и без повода. Воспитание по принципу - кумир семьи. В результате - инфантильность.

Также результатом тревожности может быть проекция одним из родителей, чаще матерью, своей тревоги на ребенка. В результате у старшеклассника формируется деструктивный стереотип поведения.

Данное качество может быть следствием семейного неблагополучия (пьющий отец, чрезмерное внимание семьи к младшему ребенку, развод родителей, воспитание матерью без отца или, наоборот, чрезмерность необоснованных требований и т. д.). Главное - боязнь потерять любовь близкого человека. Для юношей, воспитывающихся без отца, - отсутствие поведенческих эталонов и, как следствие, боязнь не соответствовать мужскому типу.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что в основе лежит страх!

Если вовремя не изменить отношения в семье, то возможен переход тревожности в нервозность (навязчивые движения) и в психоз, д это уже состояние, когда необходимо врачебное вмешательство.

Отличницы и отличники через 2-3 года после окончания школы, удалившись от родителей, резко меняются в худшую сторону: им надо удовлетворять столько накопившихся за эти годы потребностей.

Страх часто связан с комплексом вины, который вольно или невольно закрепляется в сознании молодого человека. Он формируется в семье, когда родители наклеивают ярлыки на его поведение, не разбираясь в истинных причинах тех или иных поведенческих реакций.

Ощущая свою малоценность, дети могут уйти из семьи. Лживость, изворотливость, даже нечистоплотность - все это производные комплексы вины!

Поэтому всегда следует искать причины, взвешивать «за» и «против», а уже затем говорить или делать - воспитывать!

Советы родителям:

1. Выясните причину тревожности.

2. Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.

3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.

4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка, так как он - другой человек (личность).

5. Не используйте своего ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.

6. Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.

7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

Застенчивость. В характеристике тревожности была названа одна из причин, которая деструктивно влияет на развитие личности молодого человека, - это формируемый или уже сформированный комплекс вины. Он, безусловно, оказывает влияние на закрепление комплекса неуверенности. В результате не удовлетворяется базовая человеческая потребность - чувство значительности или самоценности. Застенчивость мешает устанавливать социальные контакты, способствует развитию шизоидной акцентуации (уход в себя, в мир внутренних переживаний), нелюдимости и замкнутости.

Застенчивость характерна для флегматиков и меланхоликов. На закрепление данного качества влияет и тип семейного воспитания связанный с наличием у родителей фобии утраты ребенка.

У таких детей наблюдается заниженная самооценка, но главное то, что их психология — это психология маленького человека и неудачника. Для них характерны, с одной стороны, зависть к более удачливым, с другой - заниженное самоуважение.

Иногда на закрепление застенчивости влияет опыт неудачного разрешения той или иной ситуации. Неверие в свои силы плюс возможные физические недостатки делают старшеклассника неспособным разрешить этот внутриперсональный конфликт. Именно поэтому родителям необходимо изменить отношение ребенка к самому себе.

Советы родителям:

1. Не давите на ребенка собственным авторитетом.

2. Не упрекайте по мелочам.

3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.

4. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках. (Какой неуклюжий. Ничего не можешь.)

5. Говорите об ошибках позитивно. (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)

6. Апеллируйте к мнению ребенка, спрашивайте у него совета.

7. Наметьте план действий с классным воспитателем.

II. Информация о способах отреагирования негативных эмоций

1. «Груша» - в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.

2. «Силовик» - выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.

3. «Символ» - на листе бумаги изобразите в цвете (цветным карандашом) символически свои негативные переживания. Затем рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.

4. «Штрихи» - на листе бумаги, думая о негативных переживаниях, рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью заштрихуйте его.

Комментарий и рекомендации

В процессе работы у родителей закрепляется установка, что природная конституция человека по сути вторична, если речь идет о поведенческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении.

Практика проведения занятий показывает, что родители старшеклассников в процессе изложения ведущим информационного материала задают вопросы, часто укоряя детей в недостатках, связанных с непониманием позиции взрослого. Для того чтобы убедить аудиторию в том, что разговор о позициях с ребенком способствует только усилению противоречий между родителями и детьми, непониманию и возникновению конфликта, следует привести пример из жизни. Показательным будет пример покупки (выбора) взрослым какой-либо вещи на рынке. В результате защищаются позиции, а результат вторичен.

Следует сообщить аудитории тему следующего занятия. Она связана с правилами и алгоритмом переговорного процесса, которые помогут взрослым находить взаимопонимание со своими детьми.

Рекомендуем посмотреть:

Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек

Родительское собрание, 9 класс. Профориентация

Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков

Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!