Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее влияние на развитие учащихся. Основные индивидуальнопсихологические свойства личности семиклассника.
Типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
Психология подростков. Чувство взрослости подростков. Ориентация подростков-мальчиков на качества мужчины. Переход от детства к зрелости. «Кризисы» переходного возраста.
Психолого-педагогическая характеристика «трудных» детей. Какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными».
Форма проведения: лекция.
Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.
Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.
В этом возрасте происходит скачок в развитии логического мышления. «Ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях». Применительно к психике подростка, жадное стремление к овладению логическими формами - одна из характерных черт этого возраста.
Предположительно можно судить о двух важнейших предпосылках, подготавливающих становление новых психических структур. Одна из них - анатомо-физиологическая, нейрогуморальная, идущая от биологического созревания. Другая - расширение кругозора подростка, стремление упорядочить тот поток информации, который неизбежно обращен к нему.
Н. М. Гарин в трилогии, посвященной развитию молодого человека из культурной семьи конца XIX века, употребляет выражение, «прямоугольная логика», имея в виду свойственное подростку недиалектическое логизирование, да еще такое, когда из незначительных наблюдений строятся широчайшие обобщения. Подростки ценят обоснованное и доказательное изложение учебного материала, охотно воспроизводят рассуждения учителя в своих ответах. Но их собственный логический аппарат еще недостаточно гибок. Это ведет подростка к необоснованным, несмотря на внешнюю стройность, выводам.
Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.
Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.
То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.
При обсуждении вопроса о том, насколько неизбежно возникновение такого кризиса во взаимоотношениях подростка и взрослого, целесообразно рассмотреть две его стороны. Во-первых, нельзя не признать того, что подростковый период - это и на самом деле время серьезнейших качественных сдвигов в психическом развитии. Было бы нелепо надеяться на то, что эти сдвиги не произойдут, - они необходимы. Нужно стремиться создавать такую обстановку, которая не толкает подростка на изоляцию от взрослых, на духовный уход от них. Напротив, надо, чтобы контакты укреплялись, чтобы связь подростка и близких ему взрослых становилась более богатой и содержательной. Для этого подростку нужно оказывать ненавязчивую поддержку, если ему кажется, что его личность обесценена, а вместе с тем признавать его самостоятельность. Нужно, чтобы подросток не на словах, а на деле понял, что и в семье, и в классе его уважают, что от его позиции, его помощи зависит благополучие его родных и друзей. Совсем не обязательно создавать такую обстановку специально. Во многих семьях опа существует исконно. На такой почве кризисов общения между взрослыми и подростками просто не возникает. Где же они возникают? Конфликты возникают не внезапно и не сразу, как это иногда представляется нам, взрослым. Особенно опасны конфликты в семье. Зерна сегодняшних драм были посеяны гораздо раньше. По мере того, как ваш ребенок подрастал, он все более нуждался в самостоятельности, в том, чтобы всерьез прислушивались к его мнению, т. е. относились с уважением. Беда многих родителей: они не находят это обязательным, видя в детстве только стадию подготовки к жизни. Между тем для самого ребенка детство - это богатая событиями и насыщенная переживаниями жизнь. Из-за столь разных точек зрения то, что, по мнению родителей, делается в интересах ребенка, воспринимается им как нечто ему навязанное. Он постоянно испытывает давление, основанное на непонимании его запросов. Физическое и психологическое взросление открывает перед ним пути избавления от этого гнета. Конфликт становится неизбежным. Если вчера родители не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым. Наступает и следующее действие драмы: подросток, чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию, близкую ему если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение. На самом деле он попадает под власть законов своей группки, законов достаточно хватких. Так он становится «трудным», неконтактным и неуправляемым. Родителям не остается ничего другого, как приступить к его перевоспитанию, и оказывается, что для этого, в первую очередь, необходимо создание таких условий, в которых могла бы полностью раскрыться его подавленная самостоятельность.
Народная педагогика запечатлела для родителей немало мудрых мыслей, говорящих о роли семьи в воспитании детей. Например, «Дети, что цветы, - уход любят», «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Неразумная опека хуже беспризорности», «Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях», «Уважай в ребенке человека», «Не будь господином своим детям, будь им другом». Эти пословицы дают возможность сформулировать «правила» для родителей по отношению к детям. В целом изменение отношений родителей и детей при перевоспитании таково: восстановление взаимного доверия и откровенности, усиление у подростка ответственности за семейное благополучие, повышение заинтересованности ребенка в семейных делах. И, безусловно, жизнь подростка в семье должна наполняться положительными переживаниями: семья обязана приносить подростку все больше и больше общей радости, все больше светлого удовлетворения. Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у пего будет ощущаться потребность в общении с родителями, он будет чувствовать удовлетворение.
В качестве дополнительного материала можно предложить тесты по исследованию личностных особенностей подростков, которые можно использовать и в других классах.
(проводится психологом)
I. «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний подростков».
Данный тест разработан А. О. Прохоровым и Г. Н. Генитг. Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция № 1.
«Ребята! Перед каждым из вас лежит листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т. е. то состояние, которое в данный момент испытываете (для учащихся 1 классов термин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярными на 4 части, горизонтальной и перпендикулярной к ней на 3 части и т. д.).
Ключ к обработке результатов
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Красный |
Тетрадь, парта, класс, доска, школьные атрибуты |
Активность |
Красный, сочетание красного и желтого |
Радуга, торт, мороженое, конфеты, подарок, горка, «5», солнце, воздушные шары |
Радость |
Зеленый |
Светофор, машина, телевизор, беговая дорожка, жонглер в цирке, классная доска |
Внимание, сосредоточенность |
Розовый |
Робот, компьютер, машина, принцесса, кукла |
Мечтание, фантазирование |
Черный |
Дождь, клякса, ребенок сидит за партой |
Утомление, усталость |
Оранжевый |
Цветы, дети играют, животные |
Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый |
Разбитая ваза, ребенок с учительницей, мамой |
Искренность |
Голубой |
Душ, бассейн, морс |
Бодрость |
Синий |
Скакалка, волейбол, футбол |
Азарт |
Синий |
Дети с учительницей или старшими |
Уважение |
Коричневый |
Поле, скорая помощь |
Сочувствие, сострадание |
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатор дает инструкцию №2:
«Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, а могут быть и предметы, которых здесь нет — цветок, мяч и др. Можно нарисовать целую композицию-рисунок. Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагополучном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т. п.
Методика Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Цель: исследование уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивой характеристики (личностная тревожность). Тест может применяться для лиц в возрасте от 16 лет.
Инструкция: «Вам будет зачитан ряд утверждений. Внимательно прослушав каждое из них, выберите из 4 вариантов ответов один, наиболее подходящий, по вашему мнению. Напротив номера утверждения запишите число, соответствующее выбранному вами ответу. Для утверждений с 1 по 20 варианты ответов таковы: 1) нет; 2) скорее нет; 3) скорее да; 4) да. Для утверждений с 21 по 4 следующие варианты ответов: 1) почти никогда; 2) иногда; 3) часто; 4) почти всегда.
ТЕСТ
1. Я спокоен.
2. Мне ничего не угрожает.
3. Я нахожусь в напряжении.
4. Я испытываю сожаление.
5. Я чувствую себя свободно.
6. Я расстроен.
7. Меня волнуют возможные неудачи.
8. Я чувствую себя отдохнувшим.
9. Я встревожен.
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
11. Я уверен в себе.
12. Я нервничаю.
13. Я не нахожу себе места.
14. Я взвинчен.
15. Я не чувствую скованности, напряженности.
16. Я доволен.
17. Я озадачен.
18. Я слишком возбужден и мне не по себе.
19. Мне радостно.
20. Мне приятно.
21. Я испытываю удовольствие.
22. Я очень быстро устаю.
23. Я легко могу заплакать.
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие.
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения.
26. Обычно я чувствую себя бодрым.
27. Я спокоен, хладнокровен и собран.
28. Ожидание трудности обычно очень тревожат меня.
29. Я слишком переживаю из-за пустяков.
30. Я вполне счастлив.
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу.
32. Мне не хватает уверенности в себе.
33. Обычно я чувствую себя в безопасности.
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.
35. У меня бывает хандра.
36. Я доволен.
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.
39. Я уравновешенный человек.
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.
Обработка данных.
Подсчитывается сумма чисел, записанных при ответе на утверждения: № 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 — (Сумма №1), затем сумма остальных цифр: № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20 — (Сумма №2)- Затем высчитывается показатель уровня реактивной тревожности:
PT=Сумма №1-Сумма №2+35
Аналогичным образом подсчитывается уровень личностной тревожности:
ЛТ = Сумма №1-Сумма №2+35
Сумма №1 — сумма цифр-ответов на утверждения № 22, 23, 24, 25, 28, 29,31,32, 34, 35, 37, 38, 40,
Сумма №2 — сумма остальных цифр по пунктам: №21,26, 27, 30,33, 36, 39.
Если полученная сумма меньше 30 — это показатель низкой тревожности; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.
Цель: практическая иллюстрация сложности самооценки, сложности психического облика личности. Ознакомление с методикой.
Ход работы: работа проводится коллективно. Все инструкции и команды подаются преподавателем. Каждый испытуемый работает самостоятельно. Испытуемым дается список из 30 слов (в алфавитном порядке), характеристика отдельных качеств личности.
Инструкция № 1.
Перед вами слова, некоторые свойства личности. Назовем их исходным списком. Прочитайте эти слова очень внимательно и расположите их в такой последовательности: пусть эти качества характера некоторый ваш субъективный идеал человека, причем первым ставьте такое, которое считаете наиболее ценным в вашем идеале, вторым — чуть менее ценным и т. д. Это будет список № 1.
Инструкция № 2.
Положите перед собой исходный список. Теперь расположите все слова этого списка так, чтобы они характеризовали лично вас. Вначале напишите качество, которое наиболее у вас выражено, затем чуть менее выражено и т. д. Это список № 2.
Инструкция №3.
Снова положите перед собой исходный список. Составим теперь список № 3, в котором вы расположите все те же качества личности, но теперь для характеризования лично себя таким, каким вы стараетесь казаться окружающим. Первым запишите то качество, которое стараетесь проявить более всех других своих качеств и т. д.
В результате составлено 3 списка:
№ 1 — «идеал»
№ 2 — «я»
№ 3 — «я — поведение».
Обработка результатов:
1) Постройте график, отображающий уровень совпадений между собой 3 полученных последовательно расположенных качеств (списков). В графике ось абсцисс — номер качества в списке № 1 или № 2 или № 3, а ось ординат — номер качества в исходном списке.
2) Измерить тесноту связи между всеми парами 3 последовательностей, вычислив соответствующий коэффициент ранговой корреляции между местами, занимаемыми одним и тем же словом в разных списках: Г1,2; Г1,3; Г2,3.
3) Проверить полученные значения коэффициента корреляции на статическую значимость.
4) Высокая величина Г1,2 свидетельствует о повышенной самооценке.
Список слов, характеризующих отдельные качества личности.
1. Аккуратность.
2. Активность.
3. Бережливость.
4. Вдумчивость.
5. Вежливость.
6. Гордость.
7. Доброта.
8. Жизнерадостность.
9. Знания.
10. Искренность.
11. Мировоззрение.
12. Настойчивость.
13. Нежность.
14. Обаяние.
15. Общительность.
16. Отзывчивость.
17. Подвижность.
18. Поэтичность.
19. Приветливость.
20. Принципиальность.
21. Решительность.
22. Самокритичность.
23. Сдержанность.
24. Скромность.
25. Терпимость.
26. Трудолюбие.
27. Увлеченность.
28. Умения.
29. Целеустремленность
30. Эмоциональность.
Коррекция тревожности и застенчивости
Ищем секрет.
Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас? Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?
Развитие общительности в группе.
Садимся в круг. Предлагаем вам задуматься о том, что в вас, в вашем характере является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме, например: «Лед и пламень», «То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя». Пожалуйста. Подумали? Хорошо, сейчас по кругу, по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите свое имя, а затем скажите несколько слов о себе, о своей сути. Лучше, если это будет сказано одной фразой - то, что вы только что придумали. Просим вас. Спасибо - мы сделали шаг навстречу друг другу. Обсудите, чьи представления произвели наибольшее впечатление. Ведущий руководит. Спасибо, игра закончена.
Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Нет комментариев. Ваш будет первым!