Составлено и проведено И.Н. Екимовой
Цели:
— обсудить возможности продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в общении родителей с детьми;
— познакомить родителей с наиболее типичными причинами непослушания детей;
— выявить способы устранения барьера непонимания между родителями и детьми.
Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. За неделю до родительского собрания классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы разработанной учителем анкеты и написать мини-сочинение «Почему я бываю непослушным».
Анкета для учащихся
1. Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
2. Какие из них ты считаешь самыми действенными?
3. Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
4. Как ты считаешь, всегда ли наказания бывают заслуженными?
5. Какие способы наказания в своей будущей семье ты не станешь применять никогда?
II. Родителям класса предлагается ответить на вопросы анкеты, аналогичной той, с которой работали дети.
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребенок не выполняет ваши требования?
2. Какие причины приводят к тому, что ребенок становится непослушным?
3. Наказываете ли вы своих детей за непослушание?
4. Какие виды наказания вы используете в своем воспитании:
1) ставите в угол,
2) прекращаете общаться на длительный период времени,
3) применяете телесные наказания,
4) ограничиваете свободу,
5) лишаете любимого занятия,
6) проводите разъяснительные беседы,
7) стыдите при друзьях и знакомых,
8) ругаетесь и оскорбляете,
9) лишаете любимых лакомств,
10) применяете другие методы наказания.
5. Отметьте самые действенные из воздействий на ребенка.
III. Классный руководитель разрабатывает несколько ситуаций, позволяющих «разыграть» конфликт и проанализировать его с различных точек зрения.
IV. Родители совместно с классным руководителем и психологом разрабатывают правила, следуя которым можно поддерживать бесконфликтную дисциплину ребенка.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске написана тема родительского собрания;
— карточки с написанными на них ситуациями для решения родителями;
— на доске записаны и пока закрыты от родителей причины, которые, по мнению детей, чаще всего приводят их к непослушанию;
— столы в классе расставляются таким образом, чтобы родители образовали три группы.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Наши дети взрослеют, становятся умнее, самостоятельнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Но так не происходит. Почему? Как предостеречь ребенка от неправильного поступка, как добиться того, чтобы ребенок прислушивался к нашим советам и требованиям, а не выполнял их с точностью «до наоборот»? Психологи утверждают, что ребенку не только нужен порядок и правила поведения, дети хотят и ждут их. Для ребенка установленный порядок — правила игры, знание и понимание которых создает чувство безопасности. «Непослушные» дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Можно ли найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Сегодня мы попытаемся определить причины непослушания наших детей и обсудить возможности «мирного сосуществования» в сложных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Попытаемся предположить, что может быть причиной проблемного поведения ребенка. Для этого ответим на вопрос: «Что может стать причиной проблем, связанных с поведением ребенка?» Соответственно каждая из групп, сидящих за столом, получит роль.
II. Работа родителей в группах
Классный руководитель ставит на стол каждой группы табличку с обозначением одной из ролей («учителя», «родители», «дети»), с позиций которой родители отвечают на вопрос. Группам дается 5 мин, на обсуждение вариантов ответа и примеров ситуации, в которых проявилось непослушание. Такая работа позволяет родителям увидеть, проанализировать конфликтные ситуации с разных точек зрения, в том числе, с позиции ребенка.
Во время выступлений групп учитель записывает на доске все названные причины. Принимаются все варианты, мнения не оспариваются и не обсуждаются.
Классный руководитель знакомит родителей с мыслями, высказанными их детьми в мини-сочинениях, и открывает заранее написанный на доске список причин, по которым, по мнению детей, их чаще всего родители считают непослушными. Родители сравнивают причины, названные ими в ходе групповой работы, и причины, названные детьми, обнаруживают их сходство и различие, определяют области наибольшей вероятности конфликтов.
Классный руководитель. Мы с вами обсудили возможные причины непослушания детей. А что мы делаем, когда возникают связанные с ними конфликтные ситуации? Вам предлагается описание ситуации, схожей с той, которая чаще всего упоминается в мини-сочинениях детей. Познакомьтесь с ней, в течение 5 мин обсудите, и с позиции той роли, от имени которой выступает ваша группа, ответьте на вопросы.
♦ С чем связано возникновение данной ситуации? (Группа «дети».)
♦ Какое наказание целесообразно использовать в этой ситуации? (Группа «родители»)
♦ Как решить эту ситуацию без конфликта? (Группа «учителя».)
Ситуация для обсуждения. Петя возвратился из школы. В дневнике у него стоит оценка «3» за знание таблицы умножения. Мальчик понимал, что мама опять будет недовольна. Но тут позвонил Вася и позвал Петю погулять, обещал дать посмотреть диск с любимыми мультфильмами. Когда Петя вернулся домой, было уже темно. И любимое кино очень хотелось посмотреть. «Ничего, — подумал мальчик, — я еще все успею». Вернулась мама: уроки не сделаны, «3» по математике, в комнате не убрано. «Петя, ты опять целый день гулял, смотрел телевизор!» — расстроилась мама...
После того как группы ответят на вопросы, классный руководитель предлагает родителям сопоставить причины непослушания, названные «детьми», и «меры наказания», предложенные «родителями». Для этого можно предложить обсудить следующие вопросы.
♦ Насколько соответствуют друг другу причина непослушания и наказание за него?
♦ Поймет ли ребенок, что именно огорчило или рассердило взрослого?
♦ Видят ли родители, чем руководствовался ребенок в своем поведении?
♦ Можно ли поведение ребенка расценивать как результат его воспитания родителями?
После того как выскажутся все желающие, классный руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования, приводя обобщенные сведения о наиболее часто использующихся методах наказания и отношением к ним детей.
Затем слово предоставляется группе «учителей», которые предлагают возможные ситуации «мирного урегулирования проблемы».
Можно познакомить родителей с четырьмя основными, по мнению психологов, причинами нарушений поведения, вследствие которых возникают конфликты между родителями и детьми:
— борьба за внимание;
— борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;
— желание мщения;
— потеря веры в собственный успех.
III. Итог собрания
В заключение родительского собрания подводятся итоги обсуждения данной проблемы, и родители с помощью учителя формулируют правила бесконфликтного решения ситуаций, связанных с непослушанием детей. Если возникли трудности в формулировке правил, учитель может предложить разработанный психологом вариант аналогичных правил.
1. В жизни каждого ребенка обязательно должны быть известные ему правила.
2. Правил не должно быть слишком много.
3. Правила должны быть гибкими.
4. Родительские требования не должны вступать в противоречие с основными потребностями ребенка.
5. Правила должны быть согласованы родителями между собой.
6. Правила должны разъясняться ребенку.
7. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-спокойным, чем повелительным.
Литература
Дереклевва Н.И. Родительские собрания. 1—4 классы. М., 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1—4 классы. М., 2006.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-н/Д, 2005.
Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2002.
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!