Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок

Сценарий родительского собрания для 3 класса «Непослушный ребенок: пути воспитания, «кнут и пряник»»

Составлено и проведено И.Н. Екимовой

Цели:

— обсудить возможности продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в общении родителей с детьми;

— познакомить родителей с наиболее типичными причинами непослушания детей;

— выявить способы устранения барьера непонимания между родителями и детьми.

Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. За неделю до родительского собрания классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы разработанной учителем анкеты и написать мини-сочинение «Почему я бываю непослушным».

Анкета для учащихся

1. Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?

2. Какие из них ты считаешь самыми действенными?

3. Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?

4. Как ты считаешь, всегда ли наказания бывают заслуженными?

5. Какие способы наказания в своей будущей семье ты не станешь применять никогда?

II. Родителям класса предлагается ответить на вопросы анкеты, аналогичной той, с которой работали дети.

Анкета для родителей

1. Часто ли ваш ребенок не выполняет ваши требования?

2. Какие причины приводят к тому, что ребенок становится непослушным?

3. Наказываете ли вы своих детей за непослушание?

4. Какие виды наказания вы используете в своем воспитании:

1) ставите в угол,

2) прекращаете общаться на длительный период времени,

3) применяете телесные наказания,

4) ограничиваете свободу,

5) лишаете любимого занятия,

6) проводите разъяснительные беседы,

7) стыдите при друзьях и знакомых,

8) ругаетесь и оскорбляете,

9) лишаете любимых лакомств,

10) применяете другие методы наказания.

5. Отметьте самые действенные из воздействий на ребенка.

III. Классный руководитель разрабатывает несколько ситуаций, позволяющих «разыграть» конфликт и проанализировать его с различных точек зрения.

IV. Родители совместно с классным руководителем и психологом разрабатывают правила, следуя которым можно поддерживать бесконфликтную дисциплину ребенка.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на доске написана тема родительского собрания;

— карточки с написанными на них ситуациями для решения родителями;

— на доске записаны и пока закрыты от родителей причины, которые, по мнению детей, чаще всего приводят их к непослушанию;

— столы в классе расставляются таким образом, чтобы родители образовали три группы.

* * *

I. Вступительное слово классного руководителя

Наши дети взрослеют, становятся умнее, самостоятельнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Но так не происходит. Почему? Как предостеречь ребенка от неправильного поступка, как добиться того, чтобы ребенок прислушивался к нашим советам и требованиям, а не выполнял их с точностью «до наоборот»? Психологи утверждают, что ребенку не только нужен порядок и правила поведения, дети хотят и ждут их. Для ребенка установленный порядок — правила игры, знание и понимание которых создает чувство безопасности. «Непослушные» дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения». Можно ли найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка? Сегодня мы попытаемся определить причины непослушания наших детей и обсудить возможности «мирного сосуществования» в сложных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. Попытаемся предположить, что может быть причиной проблемного поведения ребенка. Для этого ответим на вопрос: «Что может стать причиной проблем, связанных с поведением ребенка?» Соответственно каждая из групп, сидящих за столом, получит роль.

II. Работа родителей в группах

Классный руководитель ставит на стол каждой группы табличку с обозначением одной из ролей («учителя», «родители», «дети»), с позиций которой родители отвечают на вопрос. Группам дается 5 мин, на обсуждение вариантов ответа и примеров ситуации, в которых проявилось непослушание. Такая работа позволяет родителям увидеть, проанализировать конфликтные ситуации с разных точек зрения, в том числе, с позиции ребенка.

Во время выступлений групп учитель записывает на доске все названные причины. Принимаются все варианты, мнения не оспариваются и не обсуждаются.

Классный руководитель знакомит родителей с мыслями, высказанными их детьми в мини-сочинениях, и открывает заранее написанный на доске список причин, по которым, по мнению детей, их чаще всего родители считают непослушными. Родители сравнивают причины, названные ими в ходе групповой работы, и причины, названные детьми, обнаруживают их сходство и различие, определяют области наибольшей вероятности конфликтов.

Классный руководитель. Мы с вами обсудили возможные причины непослушания детей. А что мы делаем, когда возникают связанные с ними конфликтные ситуации? Вам предлагается описание ситуации, схожей с той, которая чаще всего упоминается в мини-сочинениях детей. Познакомьтесь с ней, в течение 5 мин обсудите, и с позиции той роли, от имени которой выступает ваша группа, ответьте на вопросы.

♦ С чем связано возникновение данной ситуации? (Группа «дети».)

♦ Какое наказание целесообразно использовать в этой ситуации? (Группа «родители»)

♦ Как решить эту ситуацию без конфликта? (Группа «учителя».)

Ситуация для обсуждения. Петя возвратился из школы. В дневнике у него стоит оценка «3» за знание таблицы умножения. Мальчик понимал, что мама опять будет недовольна. Но тут позвонил Вася и позвал Петю погулять, обещал дать посмотреть диск с любимыми мультфильмами. Когда Петя вернулся домой, было уже темно. И любимое кино очень хотелось посмотреть. «Ничего, — подумал мальчик, — я еще все успею». Вернулась мама: уроки не сделаны, «3» по математике, в комнате не убрано. «Петя, ты опять целый день гулял, смотрел телевизор!» — расстроилась мама...

После того как группы ответят на вопросы, классный руководитель предлагает родителям сопоставить причины непослушания, названные «детьми», и «меры наказания», предложенные «родителями». Для этого можно предложить обсудить следующие вопросы.

♦ Насколько соответствуют друг другу причина непослушания и наказание за него?

♦ Поймет ли ребенок, что именно огорчило или рассердило взрослого?

♦ Видят ли родители, чем руководствовался ребенок в своем поведении?

♦ Можно ли поведение ребенка расценивать как результат его воспитания родителями?

После того как выскажутся все желающие, классный руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования, приводя обобщенные сведения о наиболее часто использующихся методах наказания и отношением к ним детей.

Затем слово предоставляется группе «учителей», которые предлагают возможные ситуации «мирного урегулирования проблемы».

Можно познакомить родителей с четырьмя основными, по мнению психологов, причинами нарушений поведения, вследствие которых возникают конфликты между родителями и детьми:

— борьба за внимание;

— борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;

— желание мщения;

— потеря веры в собственный успех.

III. Итог собрания

В заключение родительского собрания подводятся итоги обсуждения данной проблемы, и родители с помощью учителя формулируют правила бесконфликтного решения ситуаций, связанных с непослушанием детей. Если возникли трудности в формулировке правил, учитель может предложить разработанный психологом вариант аналогичных правил.

1. В жизни каждого ребенка обязательно должны быть известные ему правила.

2. Правил не должно быть слишком много.

3. Правила должны быть гибкими.

4. Родительские требования не должны вступать в противоречие с основными потребностями ребенка.

5. Правила должны быть согласованы родителями между собой.

6. Правила должны разъясняться ребенку.

7. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-спокойным, чем повелительным.

Литература

Дереклевва Н.И. Родительские собрания. 1—4 классы. М., 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1—4 классы. М., 2006.

Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-н/Д, 2005.

Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Создание воспитательной среды в начальных классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!