Составлено и проведено Г.А. Васильевой
Цели:
— найти оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья детей в области питания;
— способствовать просвещению родителей в вопросах сохранения здоровья;
— актуализировать проблему организации правильного питания в семье и школе.
Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель, врач-педиатр, медсестра школы, школьный повар.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель и родительский комитет выявляют факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.
II. За 2—3 недели до собрания проводится анкетирование учащихся и родителей.
Анкета для учащихся «Регулярность питания школьников»
Количество приемов пищи в день |
_ класс мальчик девочка |
1 раз |
|
2 раза |
|
3 раза |
|
Чаще |
|
Когда захочу |
|
Анкета для учащихся «Организация питания школьников»
Утренний завтрак |
класс мальчик девочка |
Утром не завтракаю |
|
Завтракаю дома |
|
Завтракаю в школе |
|
Обед |
|
Ем в школьной столовой |
|
Беру еду из дома |
|
Перекусываю в школьном буфете |
|
В школе не ем совсем |
|
Анкета для родителей «Структура питания школьников»
Частота потребления |
Продукты питания |
|||||
мясо, рыба, колбаса |
молочные продукты, яйца |
овощи (кроме картофеля) |
картофель |
макароны, крупы, каши |
фрукты и соки |
|
Каждый день |
|
|
|
|
|
|
2—3 раза в неделю |
|
|
|
|
|
|
1 раз в неделю |
|
|
|
|
|
|
По |
|
|
|
|
|
|
III. Для участия в собрании классный родительский комитет приглашает врача-педиатра, а также школьного повара и медицинскую сестру. Врачу предлагается выступить с небольшой лекцией-размышлением о проблеме детского школьного питания. Медсестра проводит исследование показателей физического развития учащихся (рост, вес) и готовит памятку для родителей «Где найти витамины?»
Памятка для родителей «Где найти витамины?»
Витамин |
Где содержится |
Влияние на организм |
А |
Зелень, молоко, масло, яйца, печень, печень трески |
Необходим для клеток кожи и глаз |
В1 |
Дрожжи, картофель, печень, крупы, яйца, мясо, овощи |
Стимулирует рост, укрепляет нервы, помогает переваривать сахар |
R (рибофлавин) |
Яйца, молоко, печень, мясо, сыр |
Влияет на обмен веществ |
Никотиновая кислота (ниацин) |
Печень, пшеница, дрожжи. мясо |
Укрепляет здоровье, стимулирует рост, помогает усваивать сахар, важен для нормальной работы кишечника |
В6 |
Печень, кукурузные хлопья, овсянка, рыба, овощи, дрожжи |
Необходим для правильного усваивания белков и поддержания нормального состояния клеток |
В12 |
Яйца, молоко, печень, мясо |
Важен для правильного переваривания жиров и сахара, вырабатывания клеток крови; стимулирует рост |
С (аскорбиновая кислота) |
Цитрусовые (апельсины, лимоны, грейпфруты), картофель, помидоры |
Важен для нормальной работы кровеносных сосудов, заживления ран, поддержания функций соединительных тканей |
D |
Печень трески, рыбий жир, молоко, масло, яйца, солнечный свет |
Влияет на правильное формирование и состояние костей; важен для усваивания кальция и фосфора |
Фолиевая кислота |
Печень, дрожжи, зеленые овощи (салат и т.п.) |
Влияет на формирование красных кровяных клеток |
К |
При правильном питании содержится в пищевом тракте здоровых людей |
Необходим для нормального свертывания крови |
IV. Учащиеся на уроке труда изготавливают кубик «выбора», медали для участников клуба «За усилия по сохранению здоровья детей», бумажные модели детской ладошки.
V. Классный руководитель готовит небольшое мультимедиа-сопровождение и организует выставку литературы по теме «Полезная информация о питании».
VI. Родители готовят и приносят блюда из овощей и фруктов и сопровождают их рецептами приготовления.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— литература по теме «Полезная информация о питании»;
— мультимедийный проектор с сопровождением;
— в классе по кругу устанавливают столы, за которыми будут работать микрогруппы родителей — белый, синий, желтый (по цвету скатерти) и красный (гостевой стол); все рабочие места оборудованы бумагой для записей и ручками;
— копилка — шкатулка для вопросов;
— индивидуальный конверт для каждого родителя сданными исследования;
— выставка блюд из овощей и фруктов.
* * *
I. Организационный момент
Демонстрируются слайд 1 «Приветствуем участников клуба интересных встреч!» и фотография класса с надписью «Хотим вырасти здоровыми, красивыми и сильными!».
Классный руководитель и член родительского комитета класса встречают родителей и предлагают взять на столе конверты, на которых написаны фамилии и имена их детей, а чтобы не сомневаться, за какой стол сесть, предлагают бросить кубик «выбора», шесть граней которого обклеены тремя цветами: белым, синим и желтым. В соответствии с выпавшим цветом родители занимают места в микрогруппах.
II. Приветственное слово классного руководителя
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня вы пришли
на новую встречу в нашем родительском клубе (представляет гостевой стол). И за круглым столом с острыми углами у нас сегодня пойдет разговор о здоровье. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят: «Здоровье — это ...».
Участники собрания называют возникшие ассоциации.
Один из главных факторов, определяющих здоровье — питание. Разговор о питании стар как мир.
Демонстрируется слайд 2 «Великие мыслители о здоровом питании»:
— «Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе — болезнь убивает его» (Конфуций).
— «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел» (Абуль-Фараджа).
— «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно» (Р. Декарт).
— «Умеренность — союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь — пусть будет все умеренным» (Гиппократ).
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают — и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и больше, но результат получается — сами знаете какой! Увы, касается это и наших детей. Поданным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 — имеют патологию, а 40% относятся к группе риска.
Упражнение «Ожидание». Звучит спокойная музыка. Участники должны написать свои ожидания от работы в группе на листочках в виде следов человека. Листочки прикрепляются на доску.
III. Информационный блок. Мнение специалиста. Размышления педиатра о проблеме питания
Демонстрируется слайд 3 «Здоровье — это то, что мы мало ценим, но за что дороже всего платим».
Психологический настрой на участие. Вы устали? У вас плохое настроение? Возьмитесь обеими руками за сиденье стула и с силой потяните его вверх. Сосчитайте до шести, опустите руки, расслабьтесь. Снова потяните сиденье вверх, чтобы напряглись задействованные сейчас мышцы, потом опять опустите руки и расслабьтесь. Ну, как? Легче? Таким образом можно снять излишнее напряжение, усталость, поднять настроение.
Врач-педиатр. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию идиотии (слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Важнейший вопрос — как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Те дети, которые характеризуются крайне низкой полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.
В первую очередь, можно констатировать отставание в уровне физического развития этих детей. Причем они в большей мере выражены по массе тела (разница составляет в среднем 1,5—2 кг), тогда как торможение роста тела в длину (на 2—3 см) — явление значительно более редкое и сочетающееся, как правило, с наиболее тяжелым дефицитом полноценности питания.
Практическое индивидуальное исследование для каждого родителя. Педиатр предлагает достать из конвертов данные исследований физического развития детей и определить по формуле, правильно ли развивается ребенок младшего школьного возраста.
ВЕС (кг) разделить РОСТ (дм) = ?
Ключ к формуле: если результат получился больше трех и меньше четырех — значит, ваш ребенок весит как раз столько, сколько нужно. Если нет, то необходим индивидуальный совет врача.
Другой важный аспект качества и структуры питания — его регулярность. Человек биологически приспособлен питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом существенное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже — ее высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек — всеяден, питается как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи и фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3—5-кратный прием пищи в течение дня. «Свобода» режима питания свидетельствует о том, что, с одной стороны, для половины российских школьников питание не составляет проблемы; а с другой — это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно, что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30—40%) возрастают по сравнению с такими заболеваниями у учащихся начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания — одна из важнейших причин такого положения. Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает. Причем это нарушение режима чаще всего наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Та же тенденция — снижения с возрастом частоты использования услуг школьной столовой характерна и для обеда.
Демонстрируется слайд 4 «О разных системах питания». Педиатр показывает общую статистику детских заболеваний, связанных с неправильным питанием.
Вегетарианство — диета — употребление в пищу зелени, фруктов, овощей, того, что подарила природа.
Натуропатия — диета, соответствующая определенной группе крови. Для 1-й группы возможно употребление мясных продуктов, для 2-й — предпочтительно злаковая диета, для 3-й — молочно-злаковая, для 4-й — смешанная. Овощи и зелень полезны всем без исключения.
Раздельное питание — употребление раздельно растительных и животных продуктов. Так как процессы их усвоения в этом случае ускоряются, ферментов требуется меньше, что освобождает массу энергии, которая направляется на восстановление здоровья.
Проводится мини-диспут «за» и «против» названных систем питания.
Специалисты называют пять продуктов, убивающих человечество. Как вы думаете, что это за продукты?
Родители высказывают свои точки зрения.
Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека.
1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее 5 чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельного картофеля, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивают высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.
4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Таким образом, сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Во-вторых, дети, а иногда и родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания — верный путь к развитию многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта. В-третьих, организация питания в школах иногда оставляет желать лучшего и многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся группы продленного дня и старших классов проводят в школе 7—9 ч ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения. О здоровом питании вашего ребенка надо начать беспокоиться уже сегодня.
IV. Практикум «Ключи к здоровому питанию»
Работа ведется в группах: за белой, желтой и синей скатертью. Оценку работе дает гостевой стол (медсестра, педиатр, школьный повар).
Рациональное меню. Практикум по составлению меню выходного дня. Задание: составить меню завтрака, обеда, полдника, ужина. Условия: пища должна быть питательной, вкусной, не слишком дорогой, на приготовление ее должно затрачиваться не очень много времени.
Достойный отпор пословицам. Необходимо подобрать аргументы, «опровергающие» пословицы.
— Все полезно, что в рот полезло.
— Как сел да поел, так и ужин не нужен.
— Хлеб да вода — молодецкая еда.
Выход из ситуации: «Средства простые, но действуют».
1) Прорыв! Офсайд! Пенальти! Гол!
Нет никакого сладу.
С утра до ночи он в футбол
Играет до упаду!
Не помня больше ни о чем,
Бежит за кожаным мячом!
2) Опоздав, бежит за дверь —
В школу нужно к сроку.
От такой учебы, верь,
Очень мало проку!
3) На этих мальчиков, родители,
Полюбоваться не хотите ли?
В постели первый бутерброд
Он отправляет утром в рот.
Солидным шествуя шажком,
Ест пирожок за пирожком.
Ему приятней чтенье,
Когда в руках печенье!
Маленькая энциклопедия кулинарного искусства. Представление любимых блюд семьи из овощей и фруктов. Обмен рецептами.
Этюды оптимизма. Родители разрабатывают проект «Школьная столовая будущего».
Преодоление «Хотим, можем, будем». Родителям предлагается ответить на вопросы.
— Что значит правильное питание?
— Что мешает правильному питанию?
— Что надо сделать, чтобы начать правильно питаться?
Составление копилки вопросов. Родители обдумывают ответ на вопрос: «Что хотели бы еще узнать о питании детей?» Ответы записывают на листочках бумаги, сворачивают в трубочку и бросают в копилку.
Книжная выставка под заголовком «Полезная информация о питании». Родители знакомятся с экспонатами выставки.
Мнение экспертов о работе. Составление проекта «Здоровое питание».
V. Рефлексия
Классный руководитель. Говорят, здоровье — это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Но здоровье детей младшего школьного возраста зависит и от их родителей. Сегодня мы не достигли вершины здоровья, но уже сделали по направлению к ней уверенные шаги. Все участники работы клуба награждаются медалями «За усилия по сохранению здоровья детей». Большое спасибо за плодотворную работу и до новых встреч!
VI. План действий по проекту «Здоровое питание». Решение родительского собрания
1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим питания и всячески содействовать его выполнению.
2. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.
3. Родительскому комитету контролировать пищевой рацион школьной столовой (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетаемость продуктов).
4. Витаминизировать питание учащихся в период инфекционных заболеваний.
5. Воспитывать самопознание у детей, заботу о своем здоровье.
Литература
Копылов Ю.А., Малыхина М.В. Законы правильного питания. М, 2002.
Коробковский Г. В., Смирнова Г.А. Экономика домашнего хозяйства: Полезные советы. Л., 1991.
Руководство для работников системы общего образования «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений». М., 2004.
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!