Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?

Сценарий родительского собрания для 3 класса на тему «Питание вашего ребенка. Когда надо беспокоиться?»

Составлено и проведено Г.А. Васильевой

Цели:

— найти оптимальные средства сохранения и укрепления здоровья детей в области питания;

— способствовать просвещению родителей в вопросах сохранения здоровья;

— актуализировать проблему организации правильного питания в семье и школе.

Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель, врач-педиатр, медсестра школы, школьный повар.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель и родительский комитет выявляют факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей.

II. За 2—3 недели до собрания проводится анкетирование учащихся и родителей.

Анкета для учащихся «Регулярность питания школьников»

Количество приемов пищи в день

_ класс мальчик девочка

1 раз

 

2 раза

 

3 раза

 

Чаще

 

Когда захочу

 

Анкета для учащихся «Организация питания школьников»

Утренний завтрак

 класс мальчик девочка

Утром не завтракаю

 

Завтракаю дома

 

Завтракаю в школе

 

Обед

 

Ем в школьной столовой

 

Беру еду из дома

 

Перекусываю в школьном буфете

 

В школе не ем совсем

 

Анкета для родителей «Структура питания школьников»

Частота потребления

Продукты питания

мясо, рыба, колбаса

молочные продукты, яйца

овощи (кроме картофеля)

картофель

макароны, крупы, каши

фрукты и соки

Каждый день

 

 

 

 

 

 

2—3 раза в неделю

 

 

 

 

 

 

1 раз в неделю

 

 

 

 

 

 

По праздникам

 

 

 

 

 

 

III. Для участия в собрании классный родительский комитет приглашает врача-педиатра, а также школьного повара и медицинскую сестру. Врачу предлагается выступить с небольшой лекцией-размышлением о проблеме детского школьного питания. Медсестра проводит исследование показателей физического развития учащихся (рост, вес) и готовит памятку для родителей «Где найти витамины?»

Памятка для родителей «Где найти витамины?»

Витамин

Где содержится

Влияние на организм

А

Зелень, молоко, масло, яйца, печень, печень трески

Необходим для клеток кожи и глаз

В1

Дрожжи, картофель, печень, крупы, яйца, мясо, овощи

Стимулирует рост, укрепляет нервы, помогает переваривать сахар

R

(рибофлавин)

Яйца, молоко, печень, мясо, сыр

Влияет на обмен веществ

Никотиновая кислота (ниацин)

Печень, пшеница, дрожжи. мясо

Укрепляет здоровье, стимулирует рост, помогает усваивать сахар, важен для нормальной работы кишечника

В6

Печень, кукурузные хлопья, овсянка, рыба, овощи, дрожжи

Необходим для правильного усваивания белков и поддержания нормального состояния клеток

В12

Яйца, молоко, печень, мясо

Важен для правильного переваривания жиров и сахара, вырабатывания клеток крови; стимулирует рост

С

(аскорбиновая кислота)

Цитрусовые (апельсины, лимоны, грейпфруты), картофель, помидоры

Важен для нормальной работы кровеносных сосудов, заживления ран, поддержания функций соединительных тканей

D

Печень трески, рыбий жир, молоко, масло, яйца, солнечный свет

Влияет на правильное формирование и состояние костей; важен для усваивания кальция и фосфора

Фолиевая кислота

Печень, дрожжи, зеленые овощи (салат и т.п.)

Влияет на формирование красных кровяных клеток

К

При правильном питании содержится в пищевом тракте здоровых людей

Необходим для нормального свертывания крови

IV. Учащиеся на уроке труда изготавливают кубик «выбора», медали для участников клуба «За усилия по сохранению здоровья детей», бумажные модели детской ладошки.

V. Классный руководитель готовит небольшое мультимедиа-сопровождение и организует выставку литературы по теме «Полезная информация о питании».

VI. Родители готовят и приносят блюда из овощей и фруктов и сопровождают их рецептами приготовления.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— литература по теме «Полезная информация о питании»;

— мультимедийный проектор с сопровождением;

— в классе по кругу устанавливают столы, за которыми будут работать микрогруппы родителей — белый, синий, желтый (по цвету скатерти) и красный (гостевой стол); все рабочие места оборудованы бумагой для записей и ручками;

— копилка — шкатулка для вопросов;

— индивидуальный конверт для каждого родителя сданными исследования;

— выставка блюд из овощей и фруктов.

* * *

I. Организационный момент

Демонстрируются слайд 1 «Приветствуем участников клуба интересных встреч!» и фотография класса с надписью «Хотим вырасти здоровыми, красивыми и сильными!».

Классный руководитель и член родительского комитета класса встречают родителей и предлагают взять на столе конверты, на которых написаны фамилии и имена их детей, а чтобы не сомневаться, за какой стол сесть, предлагают бросить кубик «выбора», шесть граней которого обклеены тремя цветами: белым, синим и желтым. В соответствии с выпавшим цветом родители занимают места в микрогруппах.

II. Приветственное слово классного руководителя

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня вы пришли

на новую встречу в нашем родительском клубе (представляет гостевой стол). И за круглым столом с острыми углами у нас сегодня пойдет разговор о здоровье. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят: «Здоровье — это ...».

Участники собрания называют возникшие ассоциации.

Один из главных факторов, определяющих здоровье — питание. Разговор о питании стар как мир.

Демонстрируется слайд 2 «Великие мыслители о здоровом питании»:

— «Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе — болезнь убивает его» (Конфуций).

— «Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел» (Абуль-Фараджа).

— «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно» (Р. Декарт).

— «Умеренность — союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь — пусть будет все умеренным» (Гиппократ).

Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все всё знают — и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать. И делаем мы для сохранения здоровья как будто бы все больше и больше, но результат получается — сами знаете какой! Увы, касается это и наших детей. Поданным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 — имеют патологию, а 40% относятся к группе риска.

Упражнение «Ожидание». Звучит спокойная музыка. Участники должны написать свои ожидания от работы в группе на листочках в виде следов человека. Листочки прикрепляются на доску.

III. Информационный блок. Мнение специалиста. Размышления педиатра о проблеме питания

Демонстрируется слайд 3 «Здоровье — это то, что мы мало ценим, но за что дороже всего платим».

Психологический настрой на участие. Вы устали? У вас плохое настроение? Возьмитесь обеими руками за сиденье стула и с силой потяните его вверх. Сосчитайте до шести, опустите руки, расслабьтесь. Снова потяните сиденье вверх, чтобы напряглись задействованные сейчас мышцы, потом опять опустите руки и расслабьтесь. Ну, как? Легче? Таким образом можно снять излишнее напряжение, усталость, поднять настроение.

Врач-педиатр. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих не только качество жизни, но также условия роста и развития ребенка. Хорошо известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность питания, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым впоследствии недугам, связанным с нарушением созревания нервной ткани. В частности, недостаток некоторых аминокислот в пище ведет к развитию идиотии (слабоумия) на фоне низкорослости и мышечной дистрофии. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизическое состояние развивающегося организма. Важнейший вопрос — как сказывается дефицит полноценного питания на росте и развитии учащихся? Те дети, которые характеризуются крайне низкой полноценностью питания, по целому ряду признаков отличаются от своих сверстников.

В первую очередь, можно констатировать отставание в уровне физического развития этих детей. Причем они в большей мере выражены по массе тела (разница составляет в среднем 1,5—2 кг), тогда как торможение роста тела в длину (на 2—3 см) — явление значительно более редкое и сочетающееся, как правило, с наиболее тяжелым дефицитом полноценности питания.

Практическое индивидуальное исследование для каждого родителя. Педиатр предлагает достать из конвертов данные исследований физического развития детей и определить по формуле, правильно ли развивается ребенок младшего школьного возраста.

ВЕС (кг) разделить РОСТ (дм) = ?

Ключ к формуле: если результат получился больше трех и меньше четырех — значит, ваш ребенок весит как раз столько, сколько нужно. Если нет, то необходим индивидуальный совет врача.

Другой важный аспект качества и структуры питания — его регулярность. Человек биологически приспособлен питаться дробно, порциями несколько раз в день. В этом существенное отличие человека от его ближайших биологических родственников, человекообразных обезьян, которые питаются в основном малокалорийной растительной пищей и вынуждены делать это почти непрерывно в течение всего времени бодрствования. Не похож человек и на некоторых хищников, которым достаточно получать пищу 1 раз в день или даже реже — ее высокая калорийность позволяет этим животным надолго запасаться энергией, достаточной для жизнедеятельности. Человек — всеяден, питается как концентрированными высококалорийными продуктами (мясо и рыба, творог и сыр, зерновые), так и растительными, содержащими большое количество целлюлозы и воды (овощи и фрукты). По этой причине пищеварительная система человека устроена так, что оптимальный режим питания составляет 3—5-кратный прием пищи в течение дня. «Свобода» режима питания свидетельствует о том, что, с одной стороны, для половины российских школьников питание не составляет проблемы; а с другой — это может говорить о хаотичности, бессистемности режима питания, что обычно негативно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта. Известно, что заболевания органов пищеварительной системы у старшеклассников резко (на 30—40%) возрастают по сравнению с такими заболеваниями у учащихся начальной школы. Нерегулярность и нарушения режима питания — одна из важнейших причин такого положения. Следует отметить, что значительная часть школьников утром не завтракает. Причем это нарушение режима чаще всего наблюдается у девочек. С возрастом учащихся отказ от завтрака становится более распространенным явлением. Та же тенденция — снижения с возрастом частоты использования услуг школьной столовой характерна и для обеда.

Демонстрируется слайд 4 «О разных системах питания». Педиатр показывает общую статистику детских заболеваний, связанных с неправильным питанием.

Вегетарианство — диета — употребление в пищу зелени, фруктов, овощей, того, что подарила природа.

Натуропатия — диета, соответствующая определенной группе крови. Для 1-й группы возможно употребление мясных продуктов, для 2-й — предпочтительно злаковая диета, для 3-й — молочно-злаковая, для 4-й — смешанная. Овощи и зелень полезны всем без исключения.

Раздельное питание — употребление раздельно растительных и животных продуктов. Так как процессы их усвоения в этом случае ускоряются, ферментов требуется меньше, что освобождает массу энергии, которая направляется на восстановление здоровья.

Проводится мини-диспут «за» и «против» названных систем питания.

Специалисты называют пять продуктов, убивающих человечество. Как вы думаете, что это за продукты?

Родители высказывают свои точки зрения.

Врачи-диетологи всего мира наконец-то сошлись в перечне самых вредных продуктов для человека.

1. Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее 5 чайных ложек.

2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельного картофеля, а из пюре. В сущности это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивают высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова.

4. Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Таким образом, сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Во-вторых, дети, а иногда и родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов рационального питания — верный путь к развитию многочисленных заболеваний желудочно-кишечного тракта. В-третьих, организация питания в школах иногда оставляет желать лучшего и многие дети (видимо, согласуя свои действия с мнением родителей) избегают пользоваться услугами школьных столовых. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся группы продленного дня и старших классов проводят в школе 7—9 ч ежедневно. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения. О здоровом питании вашего ребенка надо начать беспокоиться уже сегодня.

IV. Практикум «Ключи к здоровому питанию»

Работа ведется в группах: за белой, желтой и синей скатертью. Оценку работе дает гостевой стол (медсестра, педиатр, школьный повар).

Рациональное меню. Практикум по составлению меню выходного дня. Задание: составить меню завтрака, обеда, полдника, ужина. Условия: пища должна быть питательной, вкусной, не слишком дорогой, на приготовление ее должно затрачиваться не очень много времени.

Достойный отпор пословицам. Необходимо подобрать аргументы, «опровергающие» пословицы.

— Все полезно, что в рот полезло.

— Как сел да поел, так и ужин не нужен.

— Хлеб да вода — молодецкая еда.

Выход из ситуации: «Средства простые, но действуют».

1) Прорыв! Офсайд! Пенальти! Гол!

Нет никакого сладу.

С утра до ночи он в футбол

Играет до упаду!

Не помня больше ни о чем,

Бежит за кожаным мячом!

 

2) Опоздав, бежит за дверь —

В школу нужно к сроку.

От такой учебы, верь,

Очень мало проку!

 

3) На этих мальчиков, родители,

Полюбоваться не хотите ли?

В постели первый бутерброд

Он отправляет утром в рот.

Солидным шествуя шажком,

Ест пирожок за пирожком.

Ему приятней чтенье,

Когда в руках печенье!

Маленькая энциклопедия кулинарного искусства. Представление любимых блюд семьи из овощей и фруктов. Обмен рецептами.

Этюды оптимизма. Родители разрабатывают проект «Школьная столовая будущего».

Преодоление «Хотим, можем, будем». Родителям предлагается ответить на вопросы.

— Что значит правильное питание?

— Что мешает правильному питанию?

— Что надо сделать, чтобы начать правильно питаться?

Составление копилки вопросов. Родители обдумывают ответ на вопрос: «Что хотели бы еще узнать о питании детей?» Ответы записывают на листочках бумаги, сворачивают в трубочку и бросают в копилку.

Книжная выставка под заголовком «Полезная информация о питании». Родители знакомятся с экспонатами выставки.

Мнение экспертов о работе. Составление проекта «Здоровое питание».

V. Рефлексия

Классный руководитель. Говорят, здоровье — это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Но здоровье детей младшего школьного возраста зависит и от их родителей. Сегодня мы не достигли вершины здоровья, но уже сделали по направлению к ней уверенные шаги. Все участники работы клуба награждаются медалями «За усилия по сохранению здоровья детей». Большое спасибо за плодотворную работу и до новых встреч!

VI. План действий по проекту «Здоровое питание». Решение родительского собрания

1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим питания и всячески содействовать его выполнению.

2. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.

3. Родительскому комитету контролировать пищевой рацион школьной столовой (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетаемость продуктов).

4. Витаминизировать питание учащихся в период инфекционных заболеваний.

5. Воспитывать самопознание у детей, заботу о своем здоровье.

Литература

Копылов Ю.А., Малыхина М.В. Законы правильного питания. М, 2002.

Коробковский Г. В., Смирнова Г.А. Экономика домашнего хозяйства: Полезные советы. Л., 1991.

Руководство для работников системы общего образования «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений». М., 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Создание воспитательной среды в начальных классах

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!