Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе

Сценарий родительского собрания на тему «Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника»

Составлено и проведено В.М. Вихровой

Цели:

— уточнить и расширить понятие «ситуация успеха»;

— объяснить значение ситуации успеха для самореализации младшего школьника;

— актуализировать и обогатить практический опыт родителей по созданию ситуаций успеха.

Участники: учащиеся третьего класса и их родители, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. За несколько дней до собрания проводится анкетирование учащихся с целью выявления степени необходимости создания ситуации успеха.

Анкета для учащихся

1. Я люблю, когда меня хвалят за ...

2. Я не люблю, когда меня хвалят за ...

3. Я боюсь на уроке ...

4. Я не боюсь на уроке ...

5. Я стесняюсь участвовать в ...

6. Я бы участвовал в .., но ...

7. Я не хочу участвовать в .., потому что ...

8. Я с удовольствием участвую в .., потому что ...

9. Я после школы иду домой с радостью (всегда, редко, часто).

10. Я боюсь возвращаться домой, если ...

II. Накануне собрания проводится анкетирование родителей с целью выявления желания и умения создавать ситуацию успеха для своего ребенка.

Анкета для родителей

1. Когда ребенок сообщает вам о хорошей отметке, вы:

а) молчите;

б) хвалите;

в) говорите, что так и должно быть.

2. Вы хвалите ребенка за хорошее поведение:

а) всегда;

б) никогда;

в) иногда.

3. На просьбу помочь в выполнении общественного поручения вы:

а) сошлетесь на занятость;

б) поможете;

в) предложите действовать самостоятельно.

4. Если ребенок самостоятельно выполнил непосильную ранее работу, вы:

а) примете это как должное;

б) укажете на недостатки;

в) похвалите.

5. Как вы поступите на месте мамы, которой ребенок рассказал, что учитель физкультуры его похвалил за то, что он подтянулся I раз:

а) добродушно посмеетесь;

б) похвалите;

в) пристыдите.

6. Если ребенок взялся за то, о чем его не просили, и что-то сломал или разбил, вы:

а) похвалите;

б) накажете;

в) успокоите.

7. Если ребенок боится выступления на сцене, вы посоветуете:

а) отказаться;

б) принять вашу помощь;

в) решить самому, что делать.

III. Классный руководитель готовит детей к выступлению перед родителями с визиткой класса.

IV. Учащиеся оформляют выставку лучших дневников, тетрадей, поделок, рисунков, исследовательских работ и участвуют в подготовке экскурсии по «Залу наших достижений».

V. Классный руководитель создает вместе с детьми слайды, демонстрирующие личные и коллективные достижения, отбирает видеозаписи.

VI. Родители оформляют сборник сочинений «Я говорю своему ребенку "спасибо"».

Оформление, оборудование, инвентарь:

— диски для музыкального сопровождения выступления;

— портфолио класса;

— выставка лучших дневников, тетрадей, поделок, рисунков, исследовательских работ, последних номеров журнала «Наш классный курьерчик»;

— мультимедийная система для показа слайдов с фотографиями, видеозаписей классных дел.

Требование: при оформлении должен быть представлен каждый ребенок.

I. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители! Заканчивается первая четверть третьего учебного года. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вместе порадоваться успехам наших детей. А порадоваться, поверьте, есть чему. Сейчас вы сами в этом убедитесь.

II. Общение детей с родителями

Представление детьми визитки класса. Дети строятся и читают по одной строчке:

Поверит ли кто в мире,

Что 10 плюс 12

Равняется четыре?! (хором)

12 девочек у нас (все девочки выходят и красуются) —

Красавиц-учениц!

И 10 молодцов (выходят мальчики) —

Парней-учеников!

А вместе дружный мы класс (хором)

Дочурок и сынков,

Но не маменькиных!

Мы можем быть серьезными (выходят дети с книгами, листают, задумываются),

Веселыми порой (имитируют игры).

Мы дружные, но разные,

И каждый тут герой

Нашей классной летописи (двое открывают портфолио и показывают несколько страниц).

У нас много интересов и увлечений,

Успехов и заслуг,

Способностей и талантов!

Все дети разыгрывают клип по песне «Новенькая», (сл. и муз. А. Плешака).

Группы детей-экскурсоводов показывают «Зал наших достижений». Учащиеся демонстрируют и комментируют слайды и видеозаписи классных дел. Родители горячо приветствуют выступление и достижения детей, высказывают слова восхищения и одобрения, дарят классу сборник сочинений «Я говорю своему ребенку "спасибо"».

Учащихся можно отпустить домой или оставить в другом помещении под присмотром педагога-организатора.

III. Слово классного руководителя

Уважаемые мамы и папы, только что мы с вами успешно применили один из самых действенных приемов воспитания — ситуацию успеха — создание условий для достижения значительных результатов в деятельности личности или коллектива. Значимость этих результатов для ребенка подтверждается путем одобрения, признания окружающих, поощрения. Таким образом, мы можем содействовать развитию социально успешного человека. Постоянной заботой взрослого окружения ребенка должно стать желание создавать условия для радости познания окружающего мира и самого себя. На будущее надо иметь в виду, что отношение к ситуации успеха у ребенка будет меняться. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности. Младший школьник только начал осознавать свои возможности. Как сумеет он их реализовать в индивидуальной и совместной деятельности, зависит от нашего с вами умения создать благоприятную среду. Среду для раскрытия и развития задатков и способностей детей. Поиск ребенком своей ниши для самореализации и самоутверждения должен увенчаться успехом. Для создания ситуаций успеха нужен специальный навык.

IV. Тренинг родителей по созданию ситуаций успеха

1. Родители делятся на три группы. Каждая группа обсуждает заданный эпизод и высказывает свое суждение.

Эпизод 1. Даниил — способный, любознательный и активный ребенок. Однажды он вызвался играть несмышленыша на общешкольном празднике, где присутствовали родители. Роль удалась. Все в школе его хвалили. Но на другой день он заявил учительнице, что больше не будет играть такие роли, потому что мама ему сказала, что ей было неприятно смотреть на него, что, видно, никто в классе не согласился на эту дурацкую роль, а он вечно влезет, куда не надо.

Эпизод 2. «Папа, — озабоченно сказала дочь, — я сегодня не очень хорошо ответила на уроке. Мне оценку пока не поставили. Учительница сказала, что спросит завтра». «Я бы на месте учительницы поставил тебе "двойку", чтобы готовилась как следует», — ответил отец.

Эпизод 3. «Наконец-то я буду юнкором! Целую четверть!» — с восторгом защебетала дочь прямо с порога. «Только время от учебы отрывать», — угрюмо ответила мама.

2. Индивидуальное знакомство каждого родителя с анкетой своего ребенка. Высказывание классным руководителем общего впечатления.

3. Анализ результатов анкетирования родителей по теме собрания в виде таблицы по количеству выборов ответов. Комментарий классного руководителя.

 

а

б

в

    

   

   

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

4. Обмен мнениями по созданию ситуации успеха в учебной деятельности.

— Как вы относитесь к «отсроченной» оценке?

— По какому предмету ваш ребенок особенно нуждается в ситуации успеха?

— Какие формы проверки знаний создают наиболее вероятную ситуацию успеха: контрольная работа, устный ответ, тест? Иные формы?

5. Обсуждение предложенных форм создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.

— «Минута славы».

— Родительская стенгазета «Мой ребенок самый лучший».

— Персональная выставка.

— Издательская деятельность в журнале «Наш классный курьерчик».

— Участие в работе хобби-центра.

— Посещение театральной студии.

— Участие в классном самоуправлении.

— Школьные конкурсы «Ученик года», «Спортсмен года», «Художник года».

— Предметные конкурсы и олимпиады разного уровня.

— Посещение кружков вне школы.

V. Заключительное слово классного руководителя

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами убедились, что создание ситуации успеха помогает ребенку самоутвердиться, действовать без страха и напряжения. Только так каждый может проявить свою уникальность. Но подумаем: всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения? Давайте подумаем над этим на досуге и обсудим на следующем собрании.

VI. Решение родительского собрания

1. Принять к сведению прослушанную информацию.

2. Применять на практике полученные знания.

3. Обсудить на следующем собрании «обратную сторону медати» по проблеме создания ситуации успеха.

Литература

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Дереклеева Д.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 — 4 классы-. М., 2004.

Как научить ребенка учиться: беседы с родителями, советы школьного психолога/Авт.-сост. Н.С. Мозговая и др. Волгоград, 2007.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М, 1990.

Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград, 2004.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Создание воспитательной среды в начальных классах

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!