Родительское собрание в 6 классе на тему: «Рецепты воспитания»

Разработка родительского собрания для родителей детей 5-7 класса. Тема: Народные рецепты воспитания

Форма проведения: круглый стол.

Вводное слово учителя. Национальная культура - мощное средство воспитания. Оно помогает сохранить свойственный ребёнку пластичный контакт с окружающим миром, раскрывает ему непреходящие ценности - истину, добро и красоту. В народных афористичных изречениях (пословицах, поговорках, присловьях, благопожеланиях, клятвах, проклятиях) отражается жизнь - в соответствии с логикой природы, гармонизирующей существование человека. Афоризмы - своего рода рецепты этой гармонии, сформулированные задолго до появления современных религий. Следуя простым и доступным предписаниям, человек учится быть мудрым, доброжелательным и по-своему счастливым. Народные афоризмы, предельно короткие по форме и беспредельно глубокие по смыслу, охватывают буквально все темы, затрагивая животрепещущие и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Два эти фундаментальных начала - познание и нравственность, а также взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека и определяют основу афористического творчества народа.

Употребление в повседневной речи малых фольклорных форм придаёт ей образность, фигуративность, яркость, тот особый колорит, который делает речь экспрессивной, действенной. «Я одним словом своим делаю из труса храбреца, защитника своего народа, вора превращаю в честного человека, на мои глаза не смеет показаться мошенник...» - так определял весомость своей речи, полной афористических вкраплений, один из кабардинских гегуако - народных сказителей. Такие мудрые старцы, владеющие всем богатством культурного наследия народа, обладали способностью превращать народный афоризм в воспитательное средство.

Интересно, что этнически различные афористические установки при сходных жизненных ситуациях являются как бы вариантами одной и той же основы. Это можно проиллюстрировать сотнями примеров. Так, проповедуя единую идею необходимости и эффективности раннего воспитания ребёнка, основанную на обширном опыте и многовековой воспитательной практике, различные народы в своих национальных афористических назиданиях говорят об одном и том же: «Ветку гнут, пока она сыра, ребёнка воспитывают, пока он мал» (адыг.); «Если не согнул прутом, не согнёшь никогда колом» (адыг.); «Воск мни, пока он горяч, человека учи, пока он мал» (адыг.); «Обруч, не свёрнутый из прутика, не свернёшь из жерди» (чечен.); «Дерево гнётся молодым (побегом)» (осет.); «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается» (русск.); «Гни кол, пока он тонкий прут, вырастет - согнуть не сможешь» (балкар.); «Если хочешь выпрямить дерево, делай это, пока оно молодо» (японск.); «Гни дерево, пока оно ещё молодо, учи ребёнка, пока он ещё мал»; «Из молодого, как из воска, что хочешь, то и вылепишь» (армян.).

В приведённых примерах виден общий для всех народов характер природосообразности традиционного воспитания. Далее возможен обмен мнениями или заслушивание сообщений участников собрания о воспитательных возможностях традиционной народной педагогики.

Примерные варианты сообщений:

Значимость благопожеланий в развитии личности

При традиционном укладе жизни весома и действенна была значимость благопожеланий. Об этом говорит стремление получить благословение в ответственный момент жизни, безусловная вера в благопожелания старших, силу их напутственных слов. Такая вера способствовала успеху, удачливости ребёнка, повышала убеждённость в собственной значимости, уверенность в своих силах. По мнению академика В. И. Абаева, известного учёного с мировым именем и человека исключительных нравственных качеств, его жизненную программу во многом определили благопожелания «Долго живи!», «Стань большим (великим) человеком!», которые он вместо и наряду со «спасибо» мальчишкой слышал от старших в ответ на оказываемые им услуги в родном осетинском ауле.

Стремление получить в решающий момент своей жизни благословение - широко распространённая у многих народов традиция. Очень весомо и чтимо это понятие в русском фольклоре, в духовной жизни русского этноса. Особое магическое значение придавалось родительскому благословению, в то время как заслуживших родительское проклятие чурались, приводили в качестве отрицательного примера.

Народные традиции активно поощряют благопожелания: «Произносящий благопожелания сам благословен» (осет.). «Пожелание здоровья напрасно не проходит (для здоровья произносящего благопожелание)» (осет). Здесь угадывается своего рода народная информация о необходимости руководить своими действиями, мыслями и чувствами, направлять их в позитивное русло. Афористическая традиция не только накладывает вето на негативные проявления человека: «Проклинающий сам испытает силу своего проклятия» (осет.), «Проклятия, как цыплята, находят приют дома» (англ.). Ведь страх, ненависть и злоба для человека - путь духовного разорения. Использование афоризмов культивирует проявления добра, постоянную позитивную настроенность человека, уже с самого детства предупреждая ребёнка о серьёзных последствиях его негативных проявлений, в том числе мысленных и эмоциональных.

Народная мудрость о здоровье человека

Множество пословиц и поговорок призывает избегать ссор, негативных состояний духа, быть терпимым, не злословить, стойко переносить жизненные невзгоды, даёт рецепты сохранения душевного равновесия. Народные афоризмы связывают самым непосредственным образом психофизическое здоровье человека с состоянием его души. Современная психотерапия, кладущая в основу лечебного внушения полусонное, физически расслабленное состояние человека, заново открывает механизмы оздоравливающего действия воли, настроения, слова, зашифрованные в народных изречениях и используемые из поколения в поколение: «Держи в себе радость с утра в течение часа, и она тебя будет держать весь день» (узб.), «Как свою жизнь с утра сам настроишь, так она у тебя и будет идти (в течение дня)» (осет.).

Зафиксированная в афоризмах связь состояния здоровья с психикой человека подтверждается современными медикобиологическими исследованиями. Установлено, что эмоции сопровождаются определённым химическим составом крови: плохие мысли отравляют существование, разрушают здоровье, в то время как хорошие способны улучшить самочувствие. Эти наблюдения как бы вторят народным установкам, рекомендующим сосредоточивать внимание на светлых и радостных сторонах жизни: «Берите пример с солнечных часов - ведите счёт лишь радостным дням» (нем.), «Плохой день не долог, век плохого человека короток» (осет.), «Гнев человеку сушит кости, крушит сердце» (русск.), «Сердитый человек рано стареет» (балк.).

Современная экспериментальная медицина бесстрастно констатирует: наличие в организме достаточного количества гормонов повышает сопротивляемость болезням, а эти жизнетворные вещества множатся в организме только при радостном настроении. А вот лабораторные анализы крови человека, пребывающего в состоянии подавленности, раздражения, злости, гнева свидетельствуют о наличии в ней токсинов, отравляющих его внутренние органы; то есть своими негативными эмоциями, на кого бы они ни были направлены, человек наказывает прежде всего самого себя.

Идея добра и любви в народной педагогике

Мне не кажутся очень новыми рекомендации некоторых западных психологов по налаживанию отношений с родителями и детьми. Бестселлером в Америке стала книга психолога К. Роджерса «Жизнь-101», в которой он увещевает: поздно переделывать родителей, бесполезно им возражать, по крайней мере внешне. Это вы к ним должны приноравливаться, терпеть, чтобы не было потом мучительно больно. Уважайте, прощайте, терпите - этот крест нести легче, чем мучительные сожаления, часто запоздалые и бесплодные. Всё это некий возврат к ясно формулируемой в афоризмах установке уважения к старшим, родителям: «У старшего вытри нос и спроси у него совета» (осет.), «Молодого наставляют, старого не поучают» (адыг.); «Кто старшего не послушался, в большую яму упал» (чечен.), «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи» (адыг.), «Старый человек четверых молодых стоит» (чуваш.).

В семейном воспитании весьма полезно широко использовать педагогический потенциал народной афористики, которая характеризуется устремлённостью к духовности, нацеленностью на бесконфликтность, уступчивость, добро, истину, любовь.

Идея добра и любви в афористическом наследии народов - главенствующая. Множество смежных фольклорных (песенных, сказочных, эпических) её проекций позволяет осмыслить, «отомкнуть» информационный блок народных знаний и представлений. Под словом «любовь» фольклорные тексты позволяют понимать не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также чувство благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения, расположения. Именно такая семантика прочитывается в слове «любовь», входящем во многие афористические тексты. Такая любовь - источник доброго отношения ко всем людям, к природе, ко всему живому. Наполненность такой любовью - основа нравственности, духовного роста, гармонизации чувств и одновременно - лучшая защита человека, ибо следование принципам духовности - это профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряжённых с ними болезней души и тела.

Такая любовь - основа жизни, дающая человеку огромную жизненную энергию. Осознание необходимости любви, возведение её в жизненную норму решает множество проблем. Даже простая проповедь любви и пожелания добра ближнему в народных благопожеланиях умножают её силу, становятся попыткой прервать ставший порочным педагогический круг, ибо только «педагогика свободы и любви» (Г. Н. Волков) может выпестовать человека гармоничного, способного к гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми, природой.

В народных афоризмах подчёркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите, опоре. Всё, что связано с воспитанием, пестованием детей, несмотря на вынужденную внешнюю суровость, порождено любовью. Безоглядной, неограниченной любовью к детям пронизаны и лаконичные образные изречения: «Лягушке её головастик что луч солнца» (осет.), «Своих птенцов и грач считает красивыми» (адыг.), «Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца» (чечен.), «Ворон говорит: «Мои птенцы белоснежные» (чуваш.), «Нет певчего для вороны против родного воронёнка» (русск.), «И бобры добры до своих бобрят» (русск.), «Материны глаза слепы» (русск.), «Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим» (кабард.).

Народная традиция, в свою очередь, и детей нацеливает на осознание материнского труда, любовь к ней, преданность и благодарность: «Кто почитал мать, того почитали все» (чечен.), «Никто ещё не заплатил долг матери» (осет.), «Ежедневно угощай мать блинами, испечёнными на ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды» (чуваш.). Иногда пословица не просто уговаривает быть почтительным, явно другие интонации слышны в следующей чувашской афористической фразе: «Не пришлось бы раскаиваться у гроба матери». Культ матери во всех традиционных культурах воспитания безоговорочен: «Свою мать ведьмой никто не назовёт» (осет.).

Действенность пословиц велика и в оценке современного человека, а самый широкий спектр их тематической направленности помогает наряду с развитием в ребёнке отдельных качеств и свойств характера связать эти свойства между собой. Известный современный американский социолог и педагог О. X. Мур усматривает в россыпях народной мудрости, прежде всего пословицах и поговорках, один из древнейших источников педагогического человековедения. Народные сентенции, зафиксировавшие наблюдения миллионов людей над собой, своими собратьями, по-прежнему актуальны, и их влияние на современного человека вне всякого сомнения.

Использование воспитательно-образовательных возможностей афористического арсенала традиционного воспитания важный фактор домашнего и школьного воспитания. Особая воспитательная ценность афоризма в том, что он несёт информацию обо всём том, что проповедует педагогическая традиция народа.

Автор: М. И. Петрова 

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста

Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков

Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка

Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?

Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка

Нет комментариев. Ваш будет первым!