Цели: обратить внимание родителей на значение жизненных целей подростков.
Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы; обсудить с родителями пути выхода из трудных жизненных ситуаций; обсудить жизненные приоритеты детей.
Форма проведения: дискуссия.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительный этап
Анкетирование учащихся.
1. В какой мере для вас важны перечисленные в таблице ценности? (Отметьте один вариант ответа в каждой строке, обведя кружочком цифру в графе в соответствии с вашим мнением.)
Ценности |
Очень важно |
Довольно важно |
Не очень важно |
Совсем не важно |
Трудно сказать |
1. Душевная гармония и спокойная совесть |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Хорошие семейные и дружеские отношения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Свобода - возможность быть самому себе хозяином |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 Интересная творческая работа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Самореализация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Яркая индивидуальность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Жить как большинство, не хуже других |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Хороший заработок, материальное благополучие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Уважение к сложившимся традициям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Власть |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Общественное признание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Какие условия, на ваш взгляд, важны для того, чтобы добиться успеха в жизни? (Отметьте один вариант ответа в каждой строке, обведя кружочком цифру в графе в соответствии с вашим мнением.)
Ценности |
Очень важно |
Довольно важно |
Не очень важно |
Совсем не важно |
Трудно сказать |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Происходит из богатой семьи |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. Иметь образованных родителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Самому иметь хорошее образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4. Быть честолюбивым |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Иметь хорошие способности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Упорно трудиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7. Иметь нужные знакомства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8. Национальность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9. Место, откуда человек родом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. Политические убеждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11. Пол |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12. Неразборчивость в средствах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Продолжи высказывания:
• Цель моей жизни - это...
• Для того чтобы осуществить мои жизненные цели, нужно...
• Чтобы достичь желаемого, я могу...
• В достижении и осуществлении моих планов, целей мне мешает...
• В будущем я вижу себя...
• Я буду разочарован, если...
4. «Мои вершины».
Нарисуй на листах бумаги пики-вершины, которых хочешь достичь.
Оформление помещения
На доске:
«Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не знаю, что я ищу, то как же я могу искать?» (Парадокс древнегреческих ученых)
Выставка рисунков «Мои вершины».
I. Вступительное слово классного руководителя
Кажется, совсем недавно вы привели в школу трогательных первоклассников в красивой форме, с нарядными бантами. Вы были им нужны каждую минуту. Увы, это время прошло, и сейчас они на пороге взросления, выбирают самостоятельно свои жизненные цели.
II. Педагогическое просвещение. Лекция
Подростковый возраст всегда считался социологами фактором, способствующим началу употребления наркотиков. Во многих зарубежных и отечественных исследованиях указывается, что большинство наркоманов попробовали наркотики еще подростками. Однако если в начале 1990-х годов ребята впервые знакомились с наркотиками в 15-16 лет, то теперь это нередко происходит в 12-13 лет. Социологи находят разные социальные и культурные причины этим возрастным сдвигам, но их общее мнение таково: современные подростки острее переживают переход от детства к взрослой жизни, чем, скажем, поколение их старших братьев и сестер. В обществе за последние годы резко изменились критерии успеха, появились новые социальные роли, соответствующие этим критериям. В результате в культуре перестали существовать стабильные представления об успешной социализации. Подростки одновременно хотят продолжить образование после школы и заработать «большие» деньги. Таким образом, сегодняшним подросткам присуще наличие разных, подчас противоречивых жизненных целей. Что же они выбирают? Ребята могли выбрать несколько вариантов ответа.
Жизненные цели школьников, в %
Цели |
В целом по выборке |
Юноши |
Девушки |
8 |
9 |
10 |
1139 |
527 |
603 |
208 |
230 |
201 |
|
Учиться, получать образование |
65 |
58 |
71 |
61 |
59 |
58 |
Найти хороших и верных друзей |
56 |
46 |
65 |
52 |
47 |
52 |
Развлекаться, приятно проводить время |
32 |
30 |
34 |
32 |
41 |
45 |
Сохранить свое здоровье |
25 |
25 |
26 |
22 |
25 |
17 |
Заниматься спортом, физическим развитием |
25 |
34 |
18 |
28 |
22 |
18 |
Найти хорошую работу |
14 |
14 |
14 |
14 |
12 |
16 |
Жить с комфортом |
14 |
15 |
13 |
10 |
16 |
13 |
Заработать «большие» деньги |
13 |
21 |
7 |
12 |
13 |
16 |
Достигнуть независимости от родителей |
13 |
9 |
16 |
12 |
20 |
20 |
Испытать острые ощущения |
8 |
10 |
7 |
6 |
14 |
12 |
Любить, вести сексуальную жизнь |
7 |
12 |
3 |
9 |
8 |
9 |
Все жизненные цели подростков можно условно разделить на три группы.
1. Сверхважные. Подавляющее большинство подростков считают для себя такими целями учебу (65%) и нахождение верных друзей (55%).
2. Важные. К ним можно отнести стремление развлекаться, необременительно проводить время (30%), занятие спортом и физическим развитием (25%).
3. Менее важные. Данную группу составляют цели, рассчитанные на несколько лет вперед, например, получить хорошую работу (14%), жить с комфортом (14%), заработать «большие» деньги (13%) и т. п. Несмотря на то, что данные цели не так часто выбирались школьниками, их анализ также является существенным для объяснений различий во мнениях подростков. В проведенном исследовании была определена не только важность тех или иных целей, но и на их основе были построены модели жизненных целей отдельных групп подростков, а также выявлены факторы, влияющие на них. Какова же структура жизненных целей школьников?
Структура жизненных целей школьников
Общая выборка |
Школьники, употреблявшие наркотики |
Школьники, не употреблявшие наркотики |
Независимые факторы: учеба, найти хорошую работу, достигнуть независимости от родителей |
||
Зависимые факторы |
||
1. Развлекаться, приятно проводить время |
1. Развлекаться, приятно проводить время |
1. Найти хороших и верных друзей |
2. Жить с комфортом |
2. Испытать острые ощущения |
2. Заниматься спортом |
3. Испытать острые ощущения, любить, вести сексуальную жизнь |
3. Заработать «большие» деньги |
3. Заработать «большие» деньги |
4. Заработать «большие» деньги. Испытать острые ощущения |
4. Жить с комфортом |
4. Жить с комфортом |
|
5. Любить, вести сексуальную жизнь |
5. Любить, вести сексуальную жизнь |
Анализ позволил выделить два типа жизненных целей школьников.
1. Независимые от социально-демографических характеристик школьников. К ним относятся учеба и продолжение образования, хорошая работа, независимость от родителей. 75% опрошенных подростков полагают, что в их годы важнее всего получить образование. Отметим, что проблема образования по-разному волнует школьников средних и старших классов. Пяти-, шести- и семиклассники озабочены своей учебой в школе, они пока мало задумываются о планах получения дальнейшего образования. Старшеклассники, наоборот, назвали для себя наиболее серьезной проблемой получение образования в вузе или училище, а не учебу в школе.
Более половины девяти- и десятиклассников считают, что у них могут возникнуть трудности с продолжением обучения. Для многих подростков эти трудности связаны с отсутствием у их родителей денег на оплату подготовительных курсов, непосредственного обучения в вузе. Плата за обучение беспокоит не только тех, кто собирается в вузы, но и школьников, решивших поступать в техникум или училище. Ребята из малообеспеченных семей уверены, что у них меньше шансов продолжить обучение после школы, чем у детей «богатых». Таким образом, возможность родителей обеспечить дальнейшее образование своих детей является важным фактором дифференциации подростков. Следовательно, сегодня материальное благополучие родителей, а не личные качества и успехи самого подростка, определяют его положение среди сверстников. Ребята уже привыкли делить себя на «бедных» и «богатых». Первые озабочены низкой зарплатой родителей, дороговизной жизни, невозможностью купить необходимые вещи и отсутствием денег на карманные расходы. Вторых волнуют непонимание со стороны близких, внешняя привлекательность, дискотеки, молодежные клубы. Некоторые подростки из малообеспеченных семей считают низкий социальный статус своих родителей временным. Они уверенны, что им удастся найти хорошую работу, заработать «большие» деньги и т. п. В то же время, как показывают беседы со школьниками, часть таких подростков не видят для себя перспективы улучшить свое положение и выйти из той социальной ниши, которую сейчас занимают их родители.
Стремление к самостоятельности - отличительная черта всех подростков. Многие школьники жалуются на то, что устали от контроля своих родителей. Они предпочитают, чтобы родители не вмешивались в их ссоры с друзьями, проблемы с любимым человеком, досуг. Однако лишь 13% подростков стремятся получить полную свободу от родителей. Интересно, что для таких подростков независимость прежде всего связана с материальной свободой от родителей. Они уже сейчас нацелены на заработок «больших» денег. Большинство же ребят, желая развлекаться, необременительно проводить время со своими друзьями, жить с комфортом, получать острые ощущения, рассчитывают на материальную поддержку своих родителей. Было бы неправильно объяснять такое понимание самостоятельности подростками их конечными установками на жизнь. Скорее, оно связано с формирующейся в этом возрасте сферой личной жизни, к которой подростки относят выбор Друзей, любимого человека и способов проведения досуга. Ребята отстаивают свое право самостоятельно принимать решения лишь
2. Зависимые жизненные цели, определяемые социально- демографическими характеристиками школьников. Среди них, прежде всего, нужно выделить пять:
• необременительное времяпрепровождение;
• жизнь с комфортом;
• хорошие и верные друзья;
• высокий заработок;
• получение острых ощущений.
Как видно, среди жизненных целей есть и те, что присущи подросткам во все времена (хорошие друзья, острые ощущения), и те, что отражают тенденции сегодняшнего дня (высокий заработок, жизнь с комфортом).
Интерес к развлечениям, необременительному времяпрепровождению зависит от возраста, сильнее всего он проявляется в девятом и десятом классах. Среди старшеклассников около половины стремятся к развлечениям. Для них желание весело проводить время тесно связано с двумя другими целями: найти верных друзей и любимого человека.
У большинства старшеклассников проблема одиночества в целом решена. Лишь 17% из них выделили эту проблему как наиболее важную для себя. Однако в этом возрасте подростки нуждаются не в просто знакомых, а именно в близком круге общения - в верных друзьях и любимых людях. Для десятиклассников друзьями становятся те, с кем можно поговорить по душам. Таким образом, за стремлением подростков к развлечениям стоит их потребность в интимном общении со своими сверстниками.
Остановимся теперь на потребности в острых ощущениях, которая характерна главным образом для юношей. Поэтому нередко именно ее называют главной причиной употребления наркотиков юношами. Действительно, среди ребят, пробовавших наркотики, наиболее высок интерес к острым ощущениям. Почти 20% из них считают, что в их годы важно испытать подобные ощущения и переживания. Для них одинаково важно и стремление к острым ощущениям, и жизнь с комфортом, и достижение самостоятельности от родителей. У подростков, не употреблявших наркотики, стремление к острым ощущениям лишь косвенно присутствует в структуре жизненных целей. Для кого-то из юношей оно реализуется в любовных и сексуальных переживаниях, для кого- то - в рискованных способах заработка. Необходимо отметить,
Актуальные проблемы школьников, в %
Проблемы |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
Нехватка денег |
43 |
46 |
53 |
Продолжение образования после школы |
46 |
51 |
56 |
Задержка зарплаты у родителей |
38 |
42 |
40 |
Дороговизна жизни |
33 |
44 |
37 |
Отсутствие любимого человека |
25 |
38 |
43 |
Проблемы со здоровьем |
17 |
18 |
18 |
Непонимание со стороны близких людей |
17 |
20 |
29 |
Одиночество |
20 |
19 |
17 |
Призыв в армию |
19 |
25 |
20 |
Отношения с родителями |
21 |
22 |
22 |
Взаимоотношения с учителями |
18 |
15 |
19 |
Внешняя непривлекательность |
16 |
13 |
6 |
Дискотеки, молодежные клубы |
19 |
17 |
5 |
Преступность |
11 |
10 |
11 |
Криминальные группировки, бригады |
12 |
9 |
8 |
Наркотики |
7 |
8 |
9 |
Невозможность устроиться на работу |
6 |
7 |
8 |
Отсутствие молодежных организаций |
7 |
3 |
6 |
Национальные отношения |
5 |
2 |
3 |
Сексуальные проблемы |
3 |
1 |
3 |
Различия в мнениях мальчиков и девочек становятся заметными уже в восьмом, девятом классах. Среди десятиклассников половая принадлежность является одним из главных факторов, объясняющих выбор жизненных целей. Так, девушек прежде всего волнует проблема одиночества. Большинство из них нуждается в верных Друзьях (65%) и любимом человеке (40%). Другая общая для многих девушек проблема - непонимание со стороны близких (30%), особенно родителей. Около 25% девушек назвали свои отношения с Родителями проблемными.
Юношей, напротив, устраивают их отношения с близкими людьми: родителями, друзьями и любимыми девушками. Их гораздо больше тревожит нехватка денег на карманные расходы и развлечения. Юношей отличает сильная направленность на материальные ценности. Например, среди тех, кто своей жизненной целью поставил большие деньги, 75% составляют юноши. Некоторые из них уже сейчас находят возможности самим заработать деньги на карманные расходы. Около 20% юношей имели опыт работы по продаже газет, мытью машин, чистке дворовых спортивных площадок в зимний период и т. п. Значит, юноши оказываются более социально самостоятельными, чем девушки. Поэтому они чаще подвергаются социальным рискам: совершению правонарушений, попаданию в молодежные группировки, употреблению наркотиков и т. п. Проблемы, связанные с социальными рисками, волнуют от 10 до 15% юношей. Таким образом, социальные установки юношей направлены на достижение материальных ценностей, девушек - на ценности общения. Для части юношей реализация материальных целей предполагает социальные риски. Однако и коммуникативные установки девушек не исключают их. В этом случае риски зависят от характера группы, в которую включены девушки.
Итак, школьники по мере перехода из класса в класс в большей степени начинают ощущать неудовлетворенность своим материальным положением, социальным положением родителей, а также недостаток средств для реализации потребности в независимости. У них растет потребность в близком, любимом человеке, актуализируются проблемы с учителями и родителями. Все это является естественным результатом роста самосознания, формирования самооценки, поиска своего места среди сверстников и во «взрослом» мире.
Однако современным подросткам присущи различные, порой взаимоисключающие друг друга жизненные цели. У подростков пока еще искаженное представление о требованиях законов и ответственности за допущенное нарушение. Это является одной из причин, почему подростки совершают правонарушения. Что нужно знать подросткам об уголовной ответственности?
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и материальную ответственность.
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста, (ст. 20 УК РФ).
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
• убийство (ст. 105 УК РФ);
• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
• умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112);
• похищение человека (ст. 126);
• изнасилование (ст. 131);
• насильственные действия сексуального характера (ст. 132);
• кражу (ст. 158);
• грабеж (ст. 161);
• разбой (ст. 162);
• вымогательство (ст. 163);
• неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166);
• умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167);
• террористический акт (ст. 205);
• захват заложника (ст. 206);
• заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
• хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213);
• вандализм (ст. 214);
• хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226);
• хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229);
• приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ).
3. Дела на несовершеннолетних рассматриваются:
• в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
• в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных правонарушениях - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные ст. 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хулиганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хищения, на уклоняющихся от учебы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобщественные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движения, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).
III. Работа в группах
Как помочь детям не совершать правонарушения? Давайте обсудим ситуации, в которых могут оказаться наши дети.
Ситуация 1. Произошел конфликт двух девятиклассников Сергея и Михаила, после которого Сергей начал вредить Михаилу «по мелочи»: сделал надпись маркером на портфеле, украл пенал, писал оскорбления в его адрес на доске. В итоге вражда перешла в драку (после избиения потерпевший Михаил не сообщил о ней из-за боязни прослыть трусом и предателем). Позднее произошла развязка - Михаил подкараулил в подъезде своего обидчика и нанес ему несколько ударов железной трубой. В результате Сергей оказался в больнице с множеством переломов, а в милиции завели уголовное дело. На вопрос, что толкнуло подростка на преступление, удивленный Михаил ответил: «Я просто по-мужски постоял за себя и не вижу в этом никакого преступления, просто выяснение отношений».
Ситуация 2. Вася решил заработать себе на развлечения. Друзья познакомили его со взрослыми, которые обещали дать работу. Несколько раз удалось с большой прибылью продать наркотики. В дальнейшем большую часть денег пришлось вложить в новый бизнес. Однако произошло несчастье, и очередную партию наркотиков пришлось выбросить. Поставщик потребовал возвращения денег и не желал слушать никаких оправданий. Попытки найти деньги не привели ни к чему. Подростка стали шантажировать, обещали рассказать обо всем родителям и в школе, затем пригрозили избить. Наконец поступила угроза похитить младшего брата.
Ситуация 3. В классе появилась новая ученица. Внимание всех привлекли ее необычные и очень дорогие украшения. Две подруги с этого дня постоянно обсуждали новенькую, завидуя ее богатству и внешности. Ситуация усугублялась тем, что новая девочка часто хвалилась своим новыми вещами. Однажды, не выдержав, одна подруга при удобном случае украла цепочку из портфеля. После она поделилась с подругой, та очень испугалась и предложила вернуть вещь. Но решение оказалось твердым: надо проучить зазнайку, к тому же неплохо извлечь выгоду. Несмотря на несогласие, вторая подруга из чувства солидарности не только никому не сказала о краже, но и согласилась пойти вместе продавать цепочку. В результате попытка привела к аресту подруг.
(Идет обсуждение ситуаций. Третью ситуацию лучше рассмотреть в группах. Одна группа попытается рассмотреть ее с точки зрения одноклассников девочек; другая - с точки зрения родителей; третья - с точки зрения новой девочки; четвертая - с позиции первой подруги; пятая - с позиции второй подруги.)
IV. Подведение итогов собрания
Подводя итоги собрания, я хочу предложить вам ответить на ряд вопросов, на которые вы сможете дать ответ после некоторого размышления.
1. Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели? Что помогло или помешало вам в этом?
2. В чем разница между вашими целями и целями вашего ребенка?
3. Какие выводы для себя вы сделали после нашего собрания?
Автор: Егорова Людмила Анатольевна
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!