Родительское собрание «Эмоциональное благополучие детей в семье», 4 класс

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 3-4 класса. Тема: Эмоциональные состояния взрослого и ребенка

Задачи:

1. Познакомить родителей младших школьников с такими понятиями, как «аффект», «стресс».

2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.

Форма: занятия в школе родительского авторитета.

Возраст учащихся: 3-4-й класс.

Этапы подготовки:

1) Анкетирование детей и родителей.

Анкета для родителей

• Эмоционален ли ваш ребенок?

• Умеет ли ваш ребенок радоваться?

• В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?

• Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?

• Каким образом вы это делаете?

• Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?

• В каких случаях он это делает?

• Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?

• Как часто негативные эмоции вашего ребенка связаны со школой и учебной деятельностью?

• Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих учебных неуспехах?

• Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?

Анкета для детей

• Умеешь ли ты радоваться?

• Если у тебя есть возможность порадоваться, что может стать тому причиной?

• Можешь ли ты порадоваться успехам своего друга или просто чужого человека?

• Как часто ты грустишь?

• Что может стать причиной грусти?

• Если тебе грустно, ты можешь кому-нибудь об этом рассказать?

• Тебе страшно, если ты получаешь плохую отметку?

• Чего ты боишься, если у тебя случаются неудачи в школе?

• Тебе бывает страшно на уроках?

• В каких случаях с тобой такое бывает?

• Ты боишься говорить своим родителям, что ты получил(а) плохую отметку?

• Тебя наказывают за плохие результаты в школе?

2) Сочинения учащихся.

Темы могут быть разными:

• Самый трудный день в моей жизни.

• Мои маленькие радости

• Обида, которую не могу забыть.

• Что мне не нравится в школе.

3) Рисунки детей по теме родительского собрания.

Учащимся предлагается нарисовать различные эмоции, связав их с чем-то определенным. Например, «радость» - поход в зоопарк, «грусть» - двойка в школе.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая все желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается и на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и будем развивать их в нужном направлении.

II. Анализ анкет родителей и учащихся.

III. Просмотр видеоматериалов.

Родители смотрят видеофильм о школьных праздниках в классе. Их задача: проанализировать эмоциональную сторону участия своего ребенка в праздниках. Обсуждение мнений родителей по проблеме родительского собрания.

IV. Обсуждение выставки рисунков.

Анализ классным руководителем или школьным психологом отдельных рисунков учащихся по теме собрания.

V. Выступление психолога.

Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функций внутренних органов. (Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе.)

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Например, ужас переживается как скованность движений, речи. При сильной радости человек теряется, не зная что сказать.

Причины аффекта:

1. Конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение (очень ярко у маленьких детей).

2. Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку, неуверенному в собственных силах (наблюдается в ситуации, когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

Последствия аффекта:

1. Меняются внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием (доминанта).

2. Человек «теряет голову». Все поступки неразумны, или, если это касается учебной деятельности, ребенок начинает допускать промахи там, где раньше он этого никогда не делал.

3. Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.

Стресс (от англ, stress - давление, напряжение) - это эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на экстремальное воздействие.

Для эмоционального стресса характерны:

• неспособность человека справляться с задачей, усваивать информацию;

• снижение объема и концентрации внимания;

• усиление отвлекаемости;

• невозможность сосредоточиться;

• ухудшение памяти;

• увеличение ошибок и неправильных решений;

• мышление становится спутанным;

• рост напряжения, беспокойства, тревоги;

• появление болезненной мнительности;

• ухудшение сна;

• депрессия или эмоциональные взрывы.

Французский психолог Г. Селье выделил 3 этапа в развитии стресса:

1. Реакция тревоги - фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.

2. Этап стабилизации - параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне.

3. Если стрессовая ситуация продолжается, наступает стадия истощения.

VI. Практикум для родителей.

Родители делятся на две группы: первая группа разрабатывает возможные пути и способы выхода ребенка из состояния аффекта; вторая - придумывает приемы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

После выполнения задания необходимо организовать обсуждение и детально обговорить каждый прием или способ.

VII. Подведение итогов собрания.

Ответы на вопросы родителей по проблеме собрания.

Автор: О. С. Гришанова

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты

Родительские собрания в начальной школе. Разработки

Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости

Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?

Нет комментариев. Ваш будет первым!