Этика повседневной жизни подростка, воспитание у него общей культуры в новой социокультурной ситуации. Этика семейных отношений как основа развития эстетической культуры детей.
Стиль и манера поведения старшеклассника. Развитие культуры общения, внимательного отношения к людям. Вежливость, тактичность. Поведение в общественных местах: в театре, гостях, дома, во дворе.
Внешний облик человека. Умение одеваться со вкусом. Санитарно-гигиеническая культура.
Форма занятия - беседа.
Одним из достижений научно-технического прогресса стали глубинные перемены в сфере культурного освоения мира человеком. Бурное развитие средств массовой коммуникации, технических средств, тиражирования и распространения культуры преобразило и обновило культурную ситуацию в мире. Художественные ценности начали массово тиражироваться и в этом своем качестве стали всеобщим достоянием. Лидирующими видами искусства стали музыка, телевидение, кинематография, видео. Демократические преобразования в механизме распространения культуры способствовали активному развитию таких феноменов, как массовая повседневная культура, поп-индустрия. Распространение видео во всем мире включило в орбиту культурного потребления различные слои общества, поменяв привычки, психологические и художественно-эстетические установки людей. Наибольшему его воздействию, в силу возрастных особенностей, подвергается молодежная аудитория, использующая видео в качестве альтернативного способа жизни и поведения.
О культуре почему-то постоянно забывают и лишь время от времени вспоминают, например, в переполненном людьми транспорте, когда агрессивно кому-либо наступают на «любимую мозоль» или толкаются, либо в разгоряченных эмоциями аудиториях, и как следствие, отмечают отсутствие культуры или, по крайней мере, то, что под ней понимает каждый. Культура - это большой дефицит, который болезненно ощущают подростки, не говоря уже о старших школьниках, трещит по швам устоявшееся общественное сознание, а следовательно, и эстетическое. Культура - это воспитание. А воспитание - это и сформированное сознание, и культура общения, поведения, поступка. В процессе формирования личности особое значение имеет и воспитание этической культуры, так как в ней закреплены отобранные человеческим опытом нормы взаимодействия между людьми, выражены нравственные правила общежития. Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий детей на нравственные ценности.
В каждой семье царит свой дух жизни. И выйдя из дома, придя в школу, на работу, находясь в общественных местах, транспорте, магазине, вступая в контакт с людьми, человек привносит заложенные дома привычки в стиль общения, проявляет себя на определенном уровне культуры. Очень часто этим определяется его самочувствие в обществе. Так же как и в других сферах общения, жизнь на протяжении поколений вырабатывает для семейных отношений своеобразный семейный этикет. Эти правила по форме видоизменяются в зависимости от требований конкретного быта, но в основе их неизбежно лежит требование взаимного уважения, помощи и внимания друг к другу, посильное содействие каждого общему семейному благополучию, поддержанию общественного престижа семьи. Хорошие манеры - это, прежде всего, отсутствие дурных манер, дурных привычек. Взрослые должны постоянно помнить, что ни один их жест, слово, манера не проходит для ребенка бесследно и со временем отзовется на формировании его личности. Сын или дочь являются как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами постоянно благодарят ребенка или друг друга за помощь или услугу (пусть это будет мелочь), если не забывают извиниться за причиненное, даже незначительное неудобство; если обращаясь с просьбой, они всегда добавляют «пожалуйста», если в семье принят спокойный, доброжелательный тон, можно быть уверенным, что ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от своих детей слов вежливости только в особо торжественных случаях, в основном в общении с чужими, го они будут просто стесняться их употреблять.
Этикет - это установленный порядок поведения и форм выражения доброго отношения к людям. Его правила продиктованы требованием уважения к окружающим и основаны, в первую очередь, на целесообразности, здравом смысле, стремлении к красоте, эстетике поведения. Следуя общим правилам, каждому легче и приятнее находиться в обществе других людей, сверстников. Каждый из нас имеет свои индивидуальные, только ему присущие особенности общения. Они проявляются в поведении, манерах, жестах, словах. Каждому присущ свой стиль поведения, и по этому стилю судят о человеке. Родители должны помогать разбираться детям в том, что должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Для выработки своего стиля поведения старшеклассникам полезно было бы предложить следующие выдержки из старинных книг и обсудить их вместе. Автор одной из них, которая была издана еще в 1812 г. и называлась «Детское сокровище», уделяет много внимания походке.
«Ежели будете ходить, как индейские петухи, волоча ноги, то сочтут вас ленивыми, которые едва могут передвигаться. Не ходите на пальцах, как будто бы вы плясали. Не размахивайте слишком руками как бы крыльями, чтобы скорее идти. Если вы идете с кем-нибудь, то старайтесь идти равным с ним шагом, не подходите к нему слишком близко и не отдаляйтесь настолько, чтоб его не слышать».
«Человек невнимательный не годен для жизни на этом свете. Стоит такому олуху войти в комнату, как шпата его легко может оказаться у него между ног, и он либо падает, либо, в лучшем случае, спотыкается. Исправив свою неловкость, он проходит вперед и умудряется занять как раз то место, где ему не следовало бы садиться, потом он роняет шляпу; поднимая ее, выпускает из рук трость, а когда нагибается за ней, то шляпа его падает снова, таким образом, проходит добрых четверть часа, прежде чем он приведет себя в порядок».
Определяющим в поведении является скромность человека. Сущность воспитанного человека в том, что он трезво оценивает себя и никогда не пытается во что бы то ни стало привлечь к себе внимание и оказаться на первом плане.
По тому, кто как стоит, ходит, сидит, держит руки и ноги, мы можем судить об уважении или пренебрежении к окружающим. Каждая поза должна быть корректной, естественной и соответствовать обстановке. То, что можно разрешить себе, находясь в одиночестве, часто недопустимо в присутствии других. Самое прекрасное и холеное лицо, безупречные пропорции тела или красивая и изящная одежда не произведут никакого впечатления, если они не соответствуют манере держаться. Манера держаться зависит от окружения, от того, чем человек занимается и как он одет. На стадионе девушка или юноша в спортивной одежде, расставив ноги, подперев руками бока, скрестив руки на груди или размахивая ими, не выглядят невоспитанными. Если же мы видим в такой же позе человека на улице, в школе, в театре или в другом общественном месте, то он производит впечатление невоспитанного. Молодой человек, который находится в обществе старших (в том числе и дома с родителями), должен в своей манере держаться и в движениях быть более подтянутым, чем среди сверстников. Этим он подчеркивает свое уважение к старшим. В подростковом и старшем возрасте требования к культуре поведения возрастают. Теперь уже родители вместе с учителями могут помочь своим старшим детям уяснить, что у человека внешнее поведение должно быть выражением его внутренней культуры, то есть высоких нравственных качеств. Только внешняя, показная культурность, не отражающая искреннего, благожелательного отношения к людям, никогда не вызывает одобрения окружающих.
Семья оказывает воспитательное воздействие на культурный облик детей не только беседами, разговорами, но и культурой своего быта. Не прививает хорошего вкуса детям обилие в комнате громоздких вещей, не соответствующих друг другу по стилю; избыток вышитых салфеток, бумажные цветы, пыль, грязь в углах, под кроватью, на книгах и занавесках. Обычно старшеклассники с удовольствием принимают участие в покупке и перестановке мебели, поддерживают под руководством взрослых порядок и чистоту в квартире, украшает свое жилье. Родителям необходимо заботиться о культуре быта, стремиться помочь детям постепенно накапливать как можно больше хороших привычек культурного поведения, необходимых в жизни на каждом шагу. Но если воспитание таких привычек превращается в самоцель, то формируется человек, который уже становится их рабом. Такого человека пугает все новое, трудное только потому, что нарушает его привычный образ жизни. Но не привычки должны управлять сознанием нашей молодежи, определять ее поведение, мировоззрение, взгляды, идеи. Поэтому в старшем школьном возрасте разъяснение сущности и значения внутренней культуры поведения приобретает такое же первостепенное значение, как и многократные упражнения в правильном поведении. Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем - вот настоящий путь воспитания у детей внутренней дисциплины, внешней и внутренней культуры. Поступай так, чтобы это было удобно не только тебе, но и людям, и в первую очередь им, - вот тот принцип, который должен лечь в основу воспитания. Ну а что же делать, спрашивают часто отцы и матери, если у ребенка в силу той или иной причины все-таки рождалась какая-то плохая привычка? Можно ли ее искоренить? Но о какой бы дурной привычке речь ни шла, прежде чем начинать борьбу с ней, взрослым необходимо выяснить причину возникновения и устранить ее. Часто она кроется в самих нас, родителях. В таком случае постарайтесь как можно скорее избавиться от этой привычки. Некоторые плохие привычки возникают у детей только потому, что отец и мать упустили время для воспитания соответствующей хорошей привычки. В этом случае надо набраться терпения и твердо помнить, что не только хорошие привычки приобретаются и закрепляются медленно, в течение довольно долгого времени, но и плохие привычки исчезают, угасают не сразу, а постепенно. В старшем возрасте, когда желание стать лучше и совершеннее растет, а веля крепнет, юношам и девушкам в борьбе с дурными привычками помогает самовоспитание.
Подчинение определенным правилам поведения облегчает общение между людьми, их взаимопонимание, помогает человеку ориентироваться в обществе. Особенности речи, родного языка также связывают нас с окружающими, служат показателем нашей культуры, воспитанности. Один из важнейших признаков, по которому мы узнаем культурного человека, - это сдержанность и ритмичность его речи. В семье необходимо не допускать резких колебаний громкости и высоты голоса в общении. К сожалению, еще можно встретить отцов и матерей, которые не только в пьяном виде, но в любом шутливом ли, деловом ли разговоре пересыпают свою речь бранными словами. В таком случае дети тоже начинают друг перед другом щеголять бранными словами, не задумываясь над тем, что оскорбляют этим человеческое достоинство и свое, и тех, кто их слышит. У молодежи часто появляются словечки, отличающиеся от слов, которыми пользуются взрослые. За яркостью, образностью жаргонного слова нередко стоит пренебрежительное отношение к окружающим, с которыми человек общается. Полезно вместе с ребятами подвергать анализу типичные формы речевого жаргонного общения, убедительно показывать ненужность их употребления. Непременное условие беседы, которое нужно учитывать в процессе семейного общения, - умение выслушать собеседника. Старшеклассников нужно учить внимательности в разговоре, тактичности по отношению к собеседнику. Если молодежи полезно помнить, что им следует ждать, пока старшие обратятся к ним и вовлекут их в беседу, то в свою очередь взрослые всегда должны давать молодежи возможность высказаться и не прерывать их.
Посещая с детьми театр или кино, другие общественные места, взрослые обращают внимание старшеклассников на значение самых разнообразных правил поведения в общественных местах, содействуют их закреплению в жизни. Хорошо, если в домашней библиотеке содержатся книги по этике поведения, которые родители непосредственно могут порекомендовать детям с целью совершенствования себя.
Привлекательными, милыми, обаятельными могут быть практически все люди. Из чего же складывается наша внешность? Конечно, физический облик-особенности сложения, цвет кожи, волос, глаз, тембр голоса и пр. - мы получаем от природы. Наша внешность зависит также от осанки, походки, жестикуляции, мимики, особенности речи. Завершает оформление внешности одежда, прическа, косметика, украшения. Что же зависит от нас самих? Оформление своей внешности. Понять, что красиво, выработать хороший вкус, определить свой индивидуальный стиль может каждый человек. Человеку в любом возрасте небезразлично, как он выглядит, как одет, как его воспринимают окружающие. А для старшеклассника это один из важнейших вопросов. Мы напрасно сердимся на детей за повышенный интерес к одежде, к своей внешности. Это ведь для них один из немногих способов самоутверждения. Для того чтобы утвердить себя делом, надо еще долго ждать, когда станешь взрослым, самостоятельным, независимым. А одеться соответствующим образом можно уже сейчас. Культура человека ведь проявляется и в манере одеваться. И ведь все равно родители покупают новую куртку, так почему они покупают такую, какая нравится им, а не ему. Ведь он уже не маленький, хочет одеваться модно, современно, а они не хотят этого понять, а он лучше в старой будет ходить, лишь бы над ним не смеялись. Проблема отцов и детей, несовпадения их вкусов, понятий о приличии существовала всегда, и споры на эту тему между детьми и их родителями были, есть и будут. Единственный разумный выход для родителей - терпение и выдержка. Вкус - это прежде всего умение взять из моды то, что вам больше всего подходит. Уважительное отношение к вкусам других и требовательность к себе - важная традиция этикета. Прежде всего постарайтесь почувствовать тот стиль, тот характер одежды, к которому тяготеют современные старшеклассники. Его всегда можно определить. Дело в том, что, с одной стороны, подросток хочет казаться смелым, независимым, уверенным в себе. А с другой - в каждом молодежном коллективе, в каждой компании вырабатываются определенные стереотипы как в поведении, так и в манере одеваться. Ваша задача - помочь ребенку не поддаваться стадному чувству. Пусть даже вас бросает в дрожь от прически, которую соорудила ваша дочь, или от серьги в ухе вашего сына, возьмите себя в руки; «Да, оригинально. А что, кто-нибудь еще из ваших ребят так ходит? Значит, это ты не сам придумал». И на первый раз достаточно. Потом через пару дней как бы между прочим можно вернуться к этой теме: «Знаешь, наверное, все проходят через эту детскую болезнь. У нас, помню, тоже было нечто похожее» - и рассказать. Почаще идите на уступки. Например, у вашей дочери есть красивые платья и юбки, а она не вылезает из джинсов. Не спорьте, не сердитесь. Это бесполезно. Лучше подскажите ей какие-то новые интересные варианты дополнений, с какими еще носками, майками, блузонами можно надевать джинсы. Следите, чтобы дочь не ленилась их стирать. Купите еще одни. Ведь джинсовая одежда самая выгодная. Она практична и вместе с тем очень выразительна, складно сидит на любой фигуре, хорошо сочетается с другими тканями, трикотажем, кожей. И совсем не страшно, если она не новая. В потертости, пространности, некоторой поношенное™ джинсовой ткани есть своеобразный шик. Нужно обращать внимание детей на то, что умение одеваться во многом зависит от того, умеют ли они мыслить самостоятельно. Тут недостаточно ориентироваться на увиденное в журнале мод, а тем более в видеоклипах эстрадных звезд. Надо учить их не только смотреть, но и видеть. Причем не столько других, сколько себя, понимать, чем он отличается от остальных, выбирать то, что подходит ему больше всего. Проблемы молодежной моды - это в значительной степени проблемы воспитания вкуса, культуры одежды, общей эстетический культуры, которая так активно формируется именно в молодости.
Там, где нет чистоты и порядка, где сама хозяйка небрежна и неопрятна, не может быть и речи о покое в доме. Но и в образцовой квартире, где хозяйка возводит чистоту' в культ, запрещая ходить по натертому паркету, уют и покой отсутствуют. Чистота и порядок в квартире требуют, чтобы каждая вещь в доме имела свое место, чтобы стулья не были завалены одеждой, а детские игрушки разбросаны по всей квартире, за порядком и чистотой должны следить все члены семьи по мере своих сил и возможностей, даже если мать семейства занята только домашним хозяйством. Культура быта не ограничена только стенами вашей квартиры. Это культура вашего дома и вашего образа жизни. К сожалению, есть еще люди, которые под культурой быта подразумевают только чистоту и красоту своих жилищ и не беспокоятся о чистоте и порядке в общественных зданиях, в садах, парках и на улицах. О какой культуре может идти речь, если взрослые не запрещают детям писать на стенах домов и заборах, топтать газоны, рвать цветы, ломать деревья? Одним из основных условий культуры быта является соблюдение санитарных правил, порядок и высокоразвитое чувство красоты.
Шутливые правила «наоборот», пользуясь которыми, можно потерять не только друзей, но и прослыть невыносимым человеком:
1) Никогда первым не улыбайтесь и не позволяйте другому непринужденной мимики и шутливого тона. Немедленно одерните шутника, особенно если вы при исполнении служебных обязанностей. Не забудьте напомнить ему, что он «не у себя дома».
2) Если кто-нибудь жалуется вам на свою судьбу или пытается тронуть вас чем-то, понимайте это так: ему что-то от вас надо.
3) Высмеивайте людей и выставляйте напоказ их слабости. Это нетрудно сделать под видом «критики». Если же вас упрекнут, отвечайте с полной уверенностью: «На критику не обижаются».
4) Вообще лучше ни с кем не разговаривать, но уж если говорить, то исключительно о себе. Помните: нет темы более интересной для людей.
Правила «наоборот» - шутка. И здравомыслящий человек следовать им не станет. Но если, посмеявшись над ними, вы задумаетесь над принципами общения, это уже полезно.
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!