Цель: научить родителей помогать своему застенчивому и неуверенному в себе ребенку.
Подготовительная работа:
1. Анкетирование родителей и учащихся.
2. Подбор теоретического материала по теме родительского собрания.
3. Памятка для родителей.
Анкетирование родителей и учащихся
Родителям предлагают ознакомиться с 10 качествами характера. Необходимо отметить качества, которые у их ребенка наиболее заметны, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.
По моим наблюдениям в характере моего ребенка чаще всего проявляется:
доброта; безразличие;
сочувствие; упрямство;
покладистость; агрессивность;
терпение; нетерпимость;
сопереживание; эгоизм.
Считаю, что следующие качества характера моего ребенка выражены у него наиболее ярко (родители записывают только те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены).
Тест для учащихся
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.
Я - добрый.
Я - злой.
Я - терпеливый.
Я - нетерпеливый.
Я - упрямый.
Я - безразличный.
Я - хороший друг.
Я - умный.
Я - помощник.
Я - обидчивый.
На классном часе ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение.
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Юношеская застенчивость обнаруживается в разной форме:
• отсутствие близких друзей;
• стремление к одиночеству вместо общественной деятельности;
• попытки избежать общения со сверстниками;
• нежелание смотреть кому-либо в глаза;
• неспособность заводить разговор даже со знакомыми людьми.
Список можно продолжить. Большинство подростков в той или иной степени робки и стыдливы, поскольку не уверены в своем взрослом статусе и в том типе человека, в которого они превращаются. Большая часть юношества перерастает эти колебания по мере взросления.
II. Теоретическое изложение материала.
Пусть вас не вводит в заблуждение внешняя форма поведения
У некоторых подростков застенчивость принимает форму напускного безразличия или даже враждебности к другим. Все попытки найти общий язык с ним пресекаются резкими и язвительными ответами. Пренебрежение к угрожающему и трудноуправляемому миру есть способ замыкаться в себе. Помните, что с подростками дело обстоит не так, как кажется с виду. Под агрессией может скрываться неуверенность. Развязность (напускная) может говорить о ранимости.
Несмотря на самонадеянность и нетерпение к другим, ребенок отчаянно нуждается в общении. Пусть вас не вводит в заблуждение внешняя форма его поведения. Он станет горячо отрицать то, что вы думаете о нем. Постарайтесь вызвать его на откровенность. Если вы сможете расположить ребенка и он поделится своими сомнениями, то и он, и вы только выиграете от этого. Но, к сожалению, многие подростки отчаянно скрывают свои слабости, даже от самих себя, и это одна из причин, указывающих на трудности в общении.
Нарочитое подбадривание и настаивание на разговоре «по душам» ребенок воспримет как вызов. Не старайтесь хоть сколько-нибудь нажимать на него. Он еще больше замкнется в себе. И ни в коем случае не давайте ему понять, что он какой-то «странный» или что ему чего-то не хватает. Он и так это вполне сознает. Вместо этого покажите, что вы верите в него.
Придумайте, как вы сможете помочь ему завести друзей. Подкрепляйте свои попытки, подчеркивая всякий раз, какой он эффектный юноша.
Предоставьте ему право и свободу принимать собственные решения и при этом обязательно считайтесь с его точкой зрения. И не ждите, что изменения наступят скоро.
Краска смущения
Смущаясь, многие подростки краснеют как маков цвет в те моменты, когда они больше всего хотят выглядеть учтивыми, обходительными и невозмутимыми. Присутствие предмета обожания только сильнее вгоняет их в краску. Удивительно, но мы
Это говорит о том, что тело пытается избавиться от повышенной температуры самым эффективным способом - через незакрытые части тела и лицо. Возможно, что в неглиже мы бы вовсе не краснели, поскольку организм смог бы равномерно
Лучшее средство - это перестать обращать внимание
Проинформировав ребенка о том, что чем сильнее он станет бороться с алеющими щеками, тем сильнее он будет краснеть, вы в какой-то мере посодействуете ему. Чувство неловкости, напряжение, отрицательные эмоции способствуют нагреванию тела, и кровь еще сильнее приливает к лицу. Если перестать обращать внимание (хотя этого добиться нелегко), румянец быстро исчезает.
Самым лучшим способом отработки так называемого «безразличного отношения» является парадоксальное намерение, то есть ситуация, когда кто-то отчаянно пытается достичь того результата, от которого другой хочет уклониться. Следовательно, подросток тренируется в том, чтобы заставлять себя краснеть. Изначально в ситуациях, когда он наедине с собой и где краснеть не от чего, а затем переходить к ситуациям, где вероятность появления стыдливого румянца наибольшая. Эти «трюки» обманывают вегетативную нервную систему, которой подвластен механизм притока крови к коже. И если человек станет думать, что ему нравится краснеть, тогда этот механизм откажется подчиняться. При использовании такого приема не ждите чуда. Для достижения положительного результата требуется время и практика, но это действительно помогает. Помощь окажется еще более действенной, если подросток постарается расслабиться в момент внезапного покраснения и скажет себе, что нечего стыдиться этого (или в том, что он зарделся, нет ничего плохого, и другие люди, в отличие от него, не так сильно обращают на это внимание). Эффективность этой стратегии повышается в два раза, если подросток отучится отводить взгляд во время разговора и привыкнет смотреть в лицо собеседнику.
Неуверенный в себе подросток
Неуверенность - еще одно «больное место» подростков. Родители жалуются, что тинэйджер не способен постоять за себя, легко поддается влиянию, хронически нерешителен, когда требуется проявить малейшую инициативу. Часто не последнюю роль в этом играет темперамент.
Уверенность в себе зависит от веры в наши права
Слова эти звучат как напоминание, что те особенности, которые делают наших детей невыносимыми в раннем детстве, в дальнейшем восхищают нас, тогда как исключительное послушание и подражание мы порицаем в них тоже позже. Но склад характера только часть ответа. Чтобы чувствовать себя уверенными, нам приходится убеждать себя изо всех сил, что у нас есть право быть настойчивыми, что у нас есть право на собственные убеждения и право придерживаться тех вещей, которые мы считаем важными.
Работа с индивидами (особенно с лицами женского пола), которые чувствуют, что не способны выступить в защиту своих законных прав, показывает, что они постоянно винят себя за неправильные поступки. Даже когда их разум говорит им обратное, сердце утверждает, что в любом разногласии с людьми, будь то родители или продавец магазина, они виноваты. Такая форма самоочернения, берущая начало в юности, по всей вероятности, просуществует в течение всей жизни.
Позвольте ему отстаивать свои права
Мера против этого более проста, чем это может показаться на первый взгляд. Она заключается, прежде всего, в позволении отстаивать свои права. Самоуничижение может быть вызвано тем, что ребенок недооценивает себя, или моральными принципами, в которых говорится, что «неправильно» и «эгоистично» заявлять о своих правах, однако ему необходимо почувствовать, что вести себя так позволено. По этим или другим причинам, усиленным его послушным и тихим нравом, ребенок не приемлет это позволение. Он боится, что человек, с которым он вступит в конфронтацию, рассердится или плохо подумает о нем, убедив его в том, что он виноват. Подобно ребенку, поставленному на свое место взрослым, он чувствует силу и правоту за другим человеком, но никогда за собой.
Предложите подростку повторять про себя простую фразу: «Я разрешаю себе постоять за себя» или: «Я должен постоять за себя». Это может показаться странным, что такой механический процесс сможет помочь, но сила внушения очень велика. Повторяя эту фразу по несколько раз в день, подросток помогает своему подсознанию как бы записать полученный сигнал о том, что, когда нужно, правильным будет проявить настойчивость и уверенность.
Если ребенок очень не уверен в себе, вы можете дать ему свое разрешение, однако лучше, если он возьмет на себя ответственность за эту сферу своего поведения. Ребенку можно помочь, придумывая ситуации, в которых требуется проявить уверенность и твердость. Если вам хорошо дается эта роль, вы можете проиграть эти сцены с ним, позволяя ему играть то себя, то другого человека и временами меняться ролями. Но если подобное «театральное» действо не в вашем вкусе, тогда нужно уповать только на воображение, которое, как и внушение, может оказать неоценимую услугу - помочь изменить нежелательное поведение.
Дайте ему заявить о себе
Очень часто неуверенным людям трудно выражать свои чувства. Дайте ему возможность заявить о себе, рассердиться, когда нужно, или заплакать, или засмеяться, или влюбиться. Если подросток никак не может себя заставить пойти на вечер, подбодрите его, дав ему разрешение повеселиться, повалять немного дурака, раскрепоститься. Нам всем надлежит более ответственно относиться к эмоциональной сфере нашей жизни, но это не значит, что мы должны держать себя в узде, которая станет сдерживать наши чувства. Если дома считаются с чувствами подростка, ему всегда позволят выйти куда-то, однако все дети подвержены влияниям со стороны разных людей и компаний и может случиться так, что ему понадобится помощь в освобождении от некоторых сверхограничительных условий.
III. Ознакомление родителей с памяткой.
1. Помните, что под агрессией может скрываться неуверенность. Развязность (напускная) может говорить о ранимости.
2. Постарайтесь вызвать его на откровенность. Если вы сможете расположить ребенка поделиться своими сомнениями, то и он, и вы только выиграете от этого.
3. Ни в коем случае не давайте ему понять, что он какой-то «странный» или что ему чего-то не хватает.
4. Покажите, что вы верите в него.
5. Придумайте, как вы сможете помочь ему завести друзей и среди юношей, и среди девушек.
6. Используйте способ отработки так называемого «безразличного отношения», т. е. ситуации парадоксального намерения, когда кто-то отчаянно пытается достичь того результата, от которого другой хочет уклониться.
7. Позвольте подростку отстаивать свои права.
8. Дайте ему заявить о себе, рассердиться, когда нужно, или заплакать, или засмеяться, или влюбиться.
IV. Подведение итогов собрания.
Заключительное слово классного руководителя.
В завершение нашей встречи я хочу прочитать вам слова замечательных педагогов. Возможно, они нам тоже помогут разобраться в волнующих вопросах взаимоотношения с нашими взрослеющими детьми.
• Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? (Я. Корчах.)
• Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. (В. А. Сухомлинский.)
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Нет комментариев. Ваш будет первым!