Цели:
1. Способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей.
2. Повышать педагогическую культуру родителей.
3. Развивать способность учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.
План проведения:
1. Вступление.
2. Семья - ячейка общества.
• Все счастливые семьи похожи друг на друга, Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Л. Н. Толстой. Анна Каретта
• В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
В. Сухомлинский
3. Источники конфликтов.
Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.
Г. Михтенбер
Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале.
Л. Толстой
Для гнева суть не так важна. Он ищет лишь причину.
Гете
4. Спорные проблемные ситуации.
Стараться, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
Д. Вилькино
5. Открытое письмо.
Трудней всего на свете преодолеть собственный характер.
6. Заключение.
Все присутствующие делятся на две группы: «Отцы» (родители), «Дети» (учащиеся класса). Организуется также группа «Эксперты» или «Судьи».
I. Вступительное слово классного руководителя.
II. Выполнение заданий.
Ведущий.
Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за слова привета,
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
Конечно, это стихотворение Э. Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой... Какой?
Учащиеся. Отец ничего не знал о жизни сына, его привычках, поступках и т. д.
Ведущий. Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность, даже отчужденность и вражда царят в семьях. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не «пилят» и придираются к ним постоянно. Статистика же показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагополучных семьях.
Задание 1.
Назовите черты, отличающие неблагополучную семью (отдельно дают понятия «отцы» и «дети»). Экспертная группа записывает на доске целостное определение.
На доске:
Неблагополучная семья - это семья, в которой нет уважения друг к другу, в ней царит отчужденность, могут совершаться аморальные поступки.
Задание 2.
Благополучная семья - это семья, в которой есть взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие.
Вопрос: Почему же появляются неблагополучные семьи, каковы предпосылки?
• С точки зрения «отцов» («отцы» думают 2-3 минуты, потом отвечают, а «дети» - соглашаются или отрицают доводы).
• С точки зрения «детей» (теперь «отцы» слушают и соглашаются или отрицают).
• Эксперты подводят итоги, в конце классного часа зачитывают в виде «советов, как создать неблагополучную семью».
Ведущий. Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическом обществе, а дети - при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое.
Давайте сейчас подумаем и откровенно скажем, что раздражает друг в друге «отцов» и «детей».
Вопросы (эксперты обобщают ответы):
1. Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов» (вопрос «детям») и «детей» (вопрос «отцам»)?
2. В чем бы вы хотели походить на «отцов» (вопрос «детям»), «детей» (вопрос «отцам»)?
3. Может ли непонимание поколений вызвать конфликт? (Высказываются «отцы» и «дети».)
Проблемы есть. Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов? (Работают все группы, экспертная подытоживает сказанное в конце диспута.)
Ведущий. Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако проблемная ситуация - еще не конфликт, а спор - еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства. Задание: найти выход из проблемной ситуации (задача сторон - убедить друг друга за 5 минут).
Ситуация. Ученик сразу после окончания школы хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака.
Убедите друг друга, что вы («отцы» и «дети»: ученик и родители) правы.
Эксперты подводят итоги, предлагают примитивный вариант, говорят, кто был убедительнее.
Ситуация. Ученик, весьма одаренный и способный, не желает поступать в вуз, а хочет идти работать в автосервис или охрану, где хорошо платят (денег ему не хватает).
Техника анализа ситуации та же: ученик и его «родители» пытаются убедить друг друга в своей правоте, эксперты оценивают.
Ведущий. К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить себя на место оппонента, до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем. От другого человека мы ждем понимания (не пытаясь его понять), послушания и согласия (не соглашаясь с ним), уступки (сами не уступая). Может, было бы легче понять друг друга, если бы знать, какими мы хотим видеть друг друга?
Задание: написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами: «Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты был...».
Тексты писем — экспертам.
Заключение.
Эксперты подводят итоги и выступают.
1-й эксперт. Наш диспут мы начали с разговора о семье. Послушайте советы, как создать неблагополучную семью.
1. Чаще упрекайте друг друга, придираясь по мелочам.
2. Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда все же придете, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.
3. Не обращайте внимания на детей, их плохую учебу и поведение - это их дело.
4. Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.
5. Никогда не прощайте обиды, обязательно таите злобу и мстите исподтишка.
6. Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали.
2- й эксперт (далее речь шла о природе конфликта между отцами и детьми).
Помните:
1. Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.
2. В споре действуй убеждением, а не угрозой.
3. Пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом и уважением обеих конфликтующих сторон.
4. Помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова. Возможно, вы найдете компромисс.
3-й эксперт. Послушайте текст открытого письма «отцов» к «детям».
Мы любили бы вас еще больше, если бы вы:
• больше времени проводили в семье, помогали по хозяйству;
• понимали и сочувствовали проблемам родителей;
• более серьезно относились к учебе;
• отказались от вредных привычек;
• задумывались о своем месте в жизни.
«Дети» и «отцы» высказываются о пользе и необходимости диспута, говорят, что он помог им понять, о чем задуматься.
Один из «отцов». Этот диспут помог мне понять, что я чрезмерно много требую от своего сына, не обращая внимания на его интересы и мнение, хотя в его возрасте доставлял своим родителям гораздо больше хлопот, чем он мне. Сегодня я посмотрел на все его глазами, поставил себя на место сына и понял, что он заслуживает гораздо больше уважения и признания.
Один из «детей». Сегодня я понял, что моя мама, когда ругает меня за плохие оценки, поведение и вредную привычку курить, не стремится придраться, обидеть меня, сорвать злость, а очень волнуется за мое будущее, за то, как сложится моя жизнь, потому что она любит меня.
Автор: Свиридова Ольга Васильевна
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Нет комментариев. Ваш будет первым!