Ученическое самоуправление в школе его формы и пути развития

Формы классного ученического самоуправления

Классное ученическое самоуправление — это система привлечения школьников к социально значимой деятельности; система органов самоуправления классного коллектива, действующая по принципу сотворчества с классным руководителем.

Структура ученического самоуправления подчинена двум принципам: существующей системе ученического самоуправления в данном образовательном учреждении и возрастным особенностям учащихся конкретного класса.

Наиболее эффективными органами классного самоуправления могут быть временные микроколлективы (под руководством реального лидера), которые избираются на учебное полугодие. Нежелательно увлечение слишком политизированными системами классного ученического самоуправления типа «Парламентская республика», «Классная дума», не микрогруппы, а «министерства» и др.

Если в образовательном учреждении существует своеобразная система ученического самоуправления, то, возможно, от каждого класса в нее входят представители (лидеры класса, председатели классного совета и др.).

Наиболее эффективна следующая структура классного самоуправления:

1. Микрогруппы (два-три человека) по видам деятельности или сектора ученического совета класса: «Учеба и дисциплина» (ответственные за качество обучения учащихся, посещение учебных занятий, состояние дисциплины, дежурства по школе и др.); «Трудовая деятельность» (ответственные за организацию хозяйственной жизни класса, уборку помещений и мелкий ремонт); «Досуг» (ответственные за организацию культурно-досуговой деятельности класса); «Спорт и здоровье» (ответственные за организацию спортивной жизни класса); «Классная редколлегия» (художник, журналист, оформитель-дизайнер). В каждой микрогруппе выбирается лидер — председатель, руководитель, начальник, ответственный или др.

2. Из лидеров микрогрупп (секторов) формируется ученический совет класса. Полномочия ученического совета класса:

— организует выполнение решений классного собрания и органов ученического самоуправления школой;

— организует самообслуживание учащихся;

— оказывает необходимую помощь классному руководителю;

— является связующим звеном между классным коллективом и органами государственно-общественного управления школой (лицеем) и администрацией школы (лицея);

— обеспечивает дисциплину и порядок в классе;

— совместно с классным руководителем организует культурно-досуговую деятельность класса;

— организует помощь в учебе учащимся, имеющим проблемы;

— совместно с классным руководителем (классным родительским комитетом) готовит и проводит классные собрания и другие классные мероприятия;

— при необходимости совет класса может создавать свои комиссии по отдельным направлениям деятельности (например, временные советы коллективных творческих дел).

Совет класса может также состоять только из одних лидеров, т.е. ответственных за определенный вид деятельности: ответственный за учебу и дисциплину, завхоз, спорт - орг, староста (хотя термин «староста» уже неактуален и неинтересен ребятам), культмассовик-затейник, редактор стенной печати и др.

3. Высшим органом классного ученического самоуправления является классное собрание, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.

Классное собрание:

— обсуждает главные вопросы жизнедеятельности класса и принимает по ним необходимые решения;

— обсуждает и утверждает предложенный классным руководителем и советом класса план внеклассной (культурно-досуговой) работы на учебную четверть (учебное полугодие или на месяц);

— вносит предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса, структуры органов классного самоуправления;

— утверждает структуру классного ученического самоуправления, ответственных за сектора (должностных лиц из числа обучающихся) и состав ученического совета класса;

— регулярно заслушивает краткие отчеты членов ученического совета класса;

— совместно с родительским комитетом класса принимает решения о расходовании заработанных классным коллективом денег.

Таким образом, классное ученическое самоуправление — это совместное творчество учителя и ребят. Главное, чтобы структура классного самоуправления была действенной, а не только отмечалась на бумаге; не слишком громоздкой, удовлетворяла и ребят, и классного руководителя, была реальной помощью учителям и формой жизнедеятельности классного коллектива, при которой подростки реально получат опыт социально-значимой и гражданско-патриотической деятельности.

Желательно, чтобы органы классного ученического самоуправления переизбирались один раз в учебное полугодие. Это необходимо делать с целью воспитания ответственности за порученное дело и предоставления возможности каждому ученику быть избранным в органы классного ученического самоуправления. Возможно, кто-то из ребят будет переизбран на второй срок (на второе учебное полугодие) — это не страшно, а наоборот, здорово!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассная работа в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Воспитательная программа ОЭР в школе

Функции классного часа

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Татьяна Сергеевна Шкляева # 18 сентября 2018 в 13:37 0
Интересно было бы посмотреть как красиво оформить нас стенде микрогруппы.