Воспитание как общественное явление — это сложный и противоречивый процесс. В практике работы школы достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию: учитель прекрасно излагает учебный материал, увлекает учащихся своим предметом, но не умеет выразить себя как классный руководитель. И это неудивительно: воспитание — совершенно иная сфера.
Как правило, выпускники педагогических вузов хотят работать учителями-предметниками. Довольно редко в кабинете директора можно услышать: «Я ваш новый учитель. Хочу быть классным руководителем». И это неудивительно — ведь быть классным руководителем, т. е. заниматься воспитанием, гораздо труднее, чем быть учителем-предметником. Если педагог-предметник воздействует на ученика путем прямого контакта, то взаимодействие классного руководителя с учащимися происходит через организацию разносторонней деятельности, результат которой проявляется качественными изменениями в сознании детей. Но это происходит не сразу, а спустя время.
Воспитание — это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, который включает в себя овладение учащимися опытом в различных отраслях знаний и формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека.
Результат качественной работы классного руководителя — это положительные изменения в сознании и поведении учеников.
Главная цель воспитания (в узком и широком смысле) — создание условий для разностороннего развития личности, которые будут способствовать самореализации школьника, увеличивать его возможности и конкурентоспособность в обществе. Таким
Общество и государство, определяя задачи воспитания молодого поколения, предполагают, что школа будет воспитывать личность, которая способна:
• в полном объеме проявить свои физические умения и умственные способности, свой талант, творческие и исследовательские умения;
• признавать и уважать традиции и обычаи, нравственные идеалы и ценности своей страны, свои и чужие права и свободы;
• проявлять дружелюбие и толерантность;
• уважать жизнь как бесценный дар природы и уважать себя как уникальное явление;
• жить так, чтобы сберечь окружающий мир для других поколений.
Обучение и воспитание неразрывны, однако воспитание имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Воспитание — это совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Это целостный, многогранный и долговременный процесс, в структуру которого входит множество компонентов: нравственный, эстетический, социальный, трудовой и многие другие.
Цели, которые педагог ставит перед воспитанниками, должны быть им не только понятны, но и интересны.
Содержание (методы) должно соответствовать его целям. Если способы достижения цели формальны, то воспитание не принесет пользы.
Следует отметить, что процесс воспитания не всегда прогнозируем, действия воспитанников не всегда предсказуемы, а методы и приемы воспитателя могут вызвать сопротивление с их стороны.
Процесс воспитания:
• субъективный — каждый рассматривает результаты воспитания через призму собственного восприятия самого процесса воспитания и его содержания;
• неформальный, требующий профессиональных знаний, умений и навыков, душевных сил и творческого подхода;
• концептуальный: каждый педагог определяет свою концепцию воспитания по отношению к одному и тому же ребенку.
Кроме того, процесс воспитания структурно отличается от процесса обучения. Знание классным руководителем структуры воспитания позволит ему избежать ошибок в организации воспитательной работы, а также разумно спланировать взаимодействие со всеми участниками процесса воспитания школьников.
Структура организации воспитательной работы в детском коллективе состоит из четырех этапов.
Первый этап
• Знакомство с классом.
• Диагностическое изучение классного коллектива в целом и личностных характеристик учащихся.
• Определение целей и задач воспитания согласно диагностическим исследованиям.
• Определение необходимых условий реализации поставленных целей и задач.
Второй этап
• Изучение основных документов школы с целью неформального планирования воспитательной работы в детском коллективе.
• Планирование содержания воспитательной работы в детском коллективе.
• Определение методов и приемов воспитательного воздействия на учащихся сообразно содержанию воспитательной работы.
• Определение форм организации воспитательного процесса.
Третий этап
• Реализация поставленных задач.
Четвертый этап
• Проверка результативности воспитательной работы.
• Оценка и анализ результатов воспитания.
Результатом воспитания являются такие показатели воспитанности учащихся, как:
• стремление к собственному физическому и умственному развитию;
• проявление инициативы, ответственность за свои поступки, самостоятельность;
• общественная активность, стремление к участию в школьном и классном самоуправлении;
• соблюдение правил для учащихся, устава учебного заведения, законов школьной жизни, законов нравственности и морали вне школы;
• стремление к участию в оценке событий, происходящих в стране и мире, в классе и школе;
• стремление к соблюдению правил этики, культуры поведения и т. д.
Любая воспитательная система учебного заведения, класса базируется на определенных принципах воспитания. Это не правила и не законы, это общие закономерности системы воспитания. Приступая к работе с детским коллективом, педагог определяет для себя, как практически организовать процесс воспитания во вверенном ему классе.
Принцип гуманизма
Создавая собственную воспитательную систему, классный руководитель должен помнить, что она должна иметь гуманистическое начало. Оно заключается в том, что в этой воспитательной системе должна быть учтена личность каждого ребенка с его интересами и мотивами, стремлениями и потребностями, его внутренним миром. Учитель должен строить систему воспитания в коллективе не под себя, а под учеников, исходя из особенностей того детского коллектива, в котором он будет работать.
Принцип личностного подхода в воспитании
Для того чтобы реализовать личностный принцип воспитания учащихся, необходимо хорошо представлять себе личностные характеристики своих учеников. Классный руководитель должен знать особенности личностного развития каждого ученика, чтобы ставить четкие и конкретные задачи воспитания, которые реально могут быть осуществлены.
Принцип сотрудничества
Принцип сотрудничества предполагает, что классный руководитель предстает перед своими учениками не как фигура, стоящая над ними и повелевающая им, а как человек, который строит свое общение с учащимися на основе взаимодействия, в котором предъявляемые требования понятны, разумны и справедливы.
Принцип принятия и веры
Включение данного принципа в воспитательную систему не позволяет педагогу делить учащихся класса на любимых и нелюбимых, красивых и некрасивых, удобных и неудобных. Требования одинаковы для всех. При этом учитель создает такие воспитательные ситуации, которые открывают в каждом ребенке лучшее.
Принцип практической деятельности
Следование данному принципу предполагает, что педагог использует в своей деятельности такие формы внеклассной работы, которые позволяют детям проявить себя: свои умения и навыки, свои потребности и интересы. Принцип деятельности — это принцип практической реализации, где формируются активность и инициатива, творчество и ответственность каждого ребенка, это примерка на каждого школьника моделируемых ситуаций взрослой жизни.
Принцип положительного начала
Каждый детский коллектив — это группа, состоящая из детей с разным уровнем воспитанности. Задача классного руководителя состоит не в том, чтобы это увидеть и подчеркнуть, а в том, чтобы создать условия для превращения негативных черт характера и поведения ребенка в позитивные. Это возможно лишь в том случае, если педагог будет стараться видеть в ребенке хорошее и создавать условия для проявления этого хорошего.
Принцип единства
Этот принцип предполагает единство совместных усилий школы, семьи и общественности в воспитании детей. Для того чтобы это произошло, педагог должен изучить особенности семейного воспитания своих учащихся и на этой основе создавать условия для совместного сотрудничества.
Принцип коллективного взаимовлияния
Поскольку воспитание — процесс коллективный, педагог должен построить работу с классом таким образом, чтобы не только учащийся влиял на коллектив, но и коллектив мог влиять на процесс воспитания учащихся.
Перечисленные принципы воспитания не могут рассматриваться по отдельности друг от друга. Они дают результат лишь в комплексе.
Психологические особенности учащихся старших классов
Функции классного руководителя в современной школе
Как подготовить и провести дискуссию
Нет комментариев. Ваш будет первым!