Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы... Понять свою самость - это прежде всего усмотреть ее идеальную, самоценную, очевидно осмысленную необходимость бытия. Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся юношеского возраста имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т. е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей.
Задача классного руководителя как воспитателя - помочь сориентироваться старшеклассникам в этом водовороте, помочь рождению индивидуальности. А для этого необходимо опираться на основные особенности взросления в этот период.
Можно выделить следующие задачи воспитания в юношеском возрасте:
- подготовить к профессиональной карьере: к обучению, направленному на овладение профессией;
- подготовить к браку и семейной жизни: приобрести знания и социальную готовность, необходимую для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей;
- формировать социально ответственное поведение, подготовить к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина;
- помочь создать свою систему ценностей, этических ориентиров в поведении и жизни;
- помочь молодым людям (и юношам, и девушкам) принять свою внешность и эффективно использовать свое тело: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять им во время спортивных занятий, на досуге, в работе и в повседневной жизни, а также понимать и учитывать свои телесные потребности;
- помочь усвоить мужскую или женскую роль: совершить индивидуальный выбор структуры полового поведения и образа своей роли;
- помочь установить новые, более зрелые отношения с ровесниками обоих полов;
- помочь завоевать эмоциональную независимость от родителей и других взрослых.
При решении этих задач педагогам и психологам, работающим с учащимися юношеского возраста, необходимо преодолеть определенные препятствия, обусловленные противоречиями этого возраста, а именно:
- незавершенность физического развития старшеклассников по всем параметрам; ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; особенности высшей нервной деятельности; высокий уровень ситуативной тревожности;
- недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки и уровня притязаний; несформированность мировоззрения, нравственных принципов; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм; неудовлетворенность собой.
- несформированность навыков общения; неадекватное понимание отношений любви, дружбы; деформированное понятие о справедливости, эгоизм; критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета, уважения к ним; неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; демонстративность, оригинальничание; юношеский максимализм.
- незавершенность процесса социальной адаптации: поиски смысла жизни, построение жизненных планов; отсутствие окончательного решения в выборе профессии.
Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а по большому счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути. Самой большой неудачей может стать прекращение саморазвития, когда человек становится игрушкой ролевых ожиданий социума или пассивным усвоителем социальных норм. Именно поэтому еще психолог Р. Мэй писал: «Мы должны создать для нашей молодежи такую социальную программу, при которой они бы оставались самими собой и которая приносила бы им удовлетворение. Такая общественная деятельность способствовала бы укреплению душевного здоровья личности».
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.
Нужно также отметить достаточно высокую тревожность старшеклассников в отношении своего будущего. Большинство учащихся связывают свое будущее с реализацией профессиональных планов: их беспокоит выбор профессии и пути ее освоения, тревожит, смогут ли они найти работу по специальности и при этом быть успешными, хорошо зарабатывать и т. д.
Источником такой тревожности и страхов у учащихся является также их предполагаемая неспособность к конкуренции по окончании школы. Многие испытывают страх не соответствовать требованиям родителей, а затем и рынка труда. Они чувствуют огромное давление из-за необходимости конкурировать в школе и во внешнем мире.
Юноши и девушки, отвечая на вопрос, что они думают о своей жизни, школе и будущем, проявляют недоверие к себе: многие из них боятся будущего. Практически каждый опасается, что не будет соответствовать ожиданиям родителей и своим собственным.
Наши мальчики и девочки становятся мужчинами и женщинами, пожалуй, в наиболее жесткой атмосфере социальной конкуренции. Граждане обоего пола испытывают сильный страх неудачи. Это хорошо замаскированный страх, скрытая ожидаемая тенденция в обществе, которая атакует разум юношей и девушек, не полностью осознающих себя.
А вот родители и учителя от этих важных вопросов стараются уйти. Они больше говорят о послушании, старательности, хорошей учебе. Вот характерное высказывание одной девочки: «Учителя и родители такие несовременные... Учителям надо только, чтобы я хорошо знала их предмет, родители хотят видеть меня примерной ученицей, им важно, как я сейчас учусь, какие оценки приношу... А мне бы дорогу свою найти... Жизнь впереди такая непонятная, сколько всяких тревог, так легко потеряться...»
Поэтому одна из актуальных задач классного руководителя - помощь своим воспитанникам в совершении обоснованного профессионального выбора, формировании чувства уверенности в правильности выбора жизненного пути. Конечно, такие проблемы развития учащихся должны решаться в сотрудничестве с родителями и школьными психологами.
Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам, классный руководитель должен помнить, что основной смысл этого - формирование у старшеклассников понимания последствий их поисков для себя и других людей, последствий принятия ими самостоятельных решений. Подтверждением этого служат слова К.Д. Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается душу юности, был хорошего качества».
Психологические особенности учащихся старших классов
Как сделать класс дружным, 7-8 класс
Функции классного руководителя в современной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!