Взаимодействие классного руководителя с педагогическим коллективом школы

Сотрудничество классного руководителя с педагогами, работающими в классе

Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в коллективе. Классный руководитель должен определить при планировании воспитательной работы основные составляющие сотрудничества с педколлективом. Они могут быть следующими:

- изучение учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;

- изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;

- выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

- развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе;

- сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;

- помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся.

Составление памяток для учащихся. В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения учебных предметов. Для этого учителя-предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Эти памятки ребята либо могут взять домой, либо они могут храниться в кабинете.

В памятке по учебным предметам можно отразить следующие аспекты:

- как готовиться к контрольной работе по математике;

- как выполнить домашнее задание по русскому языку;

- как писать сочинения и др.

Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся.

Классный руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником.

Изучение отношения учащихся к учебному предмету. Учителям- предметникам, работающим в классе, можно порекомендовать проводить изучение отношения учащихся к учебному предмету, используя для этого следующие вопросы:

1. Какую учебную тему мы закончили изучать?

2. Какие понятия являются главными в этой теме?

3. Какие уроки данной темы были самыми интересными?

4. Как ты можешь оценить свою активность на уроках по теме?

5. Какие отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы исправить?

6. Какие вопросы данной темы остались тебе непонятными?

Организация помощи учащимся. В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.

Бывая на уроках в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроках, классный руководитель фиксирует активность участия учащихся класса в уроке по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок.

Результаты данного исследования должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителями-предметниками с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и ее результативности.

Классный руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он изучает вопросы привлечения в урочную деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм проведения урока, помогает учителям вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные мероприятия по учебным предметам.

Особое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству с учителями-предметниками, которые готовят учащихся к предметным олимпиадам и научным конференциям. Ребята должны иметь возможность дополнительных занятий с педагогом, консультаций и факультативов.

Помощь проблемным учащимся. Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением. Эти проблемы могут быть связаны:

- с трудной семейной ситуацией;

- с болезнью ребенка;

- с проблемами в общении;

- с особенностями характера.

Мини-педсовет «Проблемные учащиеся моего класса». Классный руководитель может подготовить и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по названной теме. Цель данного мини-педсовета, на котором присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы - обсуждение путей решения проблемы трудностей в поведении учащихся и в их учении, а также конкретные и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.

Решение малого педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.

Малый педсовет может дать следующие рекомендации:

- пригласить родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;

- посетить учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;

- организовать дополнительные занятия для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь учащихся класса;

- привлекать учащихся к участию в работе кружков, факультативов;

- привлекать учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;

- организовать самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности,

- провести тематические классные часы по проблеме малого педсовета;

- провести индивидуальные собеседования с учителями- предметниками и т. д.

Проведение тематического классного часа. Одной из форм сотрудничества педагогов, работающих в классе, учащихся и классного руководителя может быть тематический классный час, который можно назвать «Разговор на заданную тему». Педагоги, работающие в классе, могут поделиться своими сомнениями, предположениями о готовности класса к учебной деятельности, могут обратить внимание на требования по своему предмету, учащиеся же класса могут рассказать о тех трудностях, с которыми они встретились при изучении этого предмета, своем отношении к выполнению домашних заданий. Главное назначение такого классного часа - не предъявление взаимных претензий, а совместное обсуждение и принятие конкретных мер по ликвидации трудностей, которые возникают у учащихся при изучении предмета. В ходе таких часов ребята вместе с учителем-предметником могут выработать правила, ритуалы, традиции урока.

Правила профессиональной деятельности учителя-предметника. Такие правила можно выработать на основе совместного обсуждения учителей, классного руководителя и учащихся. Вот примерный вариант таких правил.

Это здорово, если мой учитель:

- досконально знает свой предмет;

- умело связывает теорию и практику учебного предмета с реальными ситуациями сегодняшней жизни;

- спокойно позволяет своим ученикам оценить себя на уроке, а ученики позволяют ему оценить их вклад в урок;

- с удовольствием исключает из урока назидание, нотации и наказания;

- постоянно использует разминки, физкультурные паузы, минутки отдыха;

- позволяет себе ошибаться в пользу ученика;

- создает ситуацию успеха для каждого ученика;

- интересуется мнением учащихся после окончания урока;

- дает возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока, уже после урока;

- видит перспективу в обучении любого ученика.

Этот список правил можно продолжать еще и еще, было бы желание у взрослого эти правила выполнять.

Сотрудничество классного руководителя со школьным библиотекарем

Формы сотрудничества классного руководителя и школьного библиотекаря

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к учению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге.

Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать:

- интерес к чтению;

- интерес к словарям и энциклопедиям;

- интерес к исследовательской деятельности;

- интерес к собственным умениям по восприятию информации. Формами сотрудничества библиотеки (библиотекаря) и классного коллектива могут быть:

- беседы;

- экскурсии в школьную библиотеку и библиотеки города;

- викторины;

- конкурсы;

- библиотечные уроки;

- КВНы;

- библиотечные классные часы;

- устные журналы;

- библиотечные вечера.

Интересной и полезной формой сотрудничества классного руководителя и школьной библиотеки является проведение в классе конкурсов. Такими могут быть конкурсы:

- знатока русской поэзии;

- самого читающего ученика;

- книжного полиглота;

- самого внимательного читателя;

- знатока программных произведений;

- самое лучшее подражание автору художественного произведения;

- знатока исторической литературы;

- знатока литературных и книжных жанров;

- самого внимательного читателя в путешествии по произведению.

В конце учебного года школьная библиотека может наградить книгами, грамотами и призами ребят класса, которые много читают, помогают в ремонте библиотечных книг, работают много и постоянно в читальном зале.

Полезной формой работы библиотеки является день открытых дверей в библиотеке. Это значит, что ученики класса могут не только взять интересующую их книгу, но и могут заглянуть в книжное хранилище, полистать книги, посмотреть книги на стеллажах, получить ответ на интересующий их вопрос или проконсультироваться у библиотекаря о том, где можно найти книгу, которой нет в библиотеке.

Не менее интересной может быть выездная книжная выставка в классе, когда школьный библиотекарь знакомит с новинками художественной литературы, новыми поступлениями, рекомендует учащимся журналы, периодические издания, которые необходимо читать регулярно.

Хорошей традицией школы и класса может стать выпуск библиотечного листа, который готовят учащиеся классов - помощники библиотекаря и школьная библиотека. В школьном коридоре вывешивается огромный лист, на котором располагаются три колонки. Они могут выглядеть так:

Кто читает

Что читает

Может поделиться...

 

 

 

Этот лист можно назвать «Библиомания». В лист помещены фамилии ребят, учителей, которые читают много книг и берут их не только в библиотеке, но и имеют дома. Из этого листа можно узнать, чем интересуются педагоги, учащиеся, кто может дать почитать книгу, которую давно ищешь, но не можешь найти. Это стимулирует читательский интерес учащихся, дает возможность убедиться, что читающих людей гораздо больше, чем наоборот.

Примерная тематика библиотечных уроков и часов

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют библиотечные уроки. Для того чтобы библиотечные уроки в классе были проведены, классный руководитель должен познакомиться с планом работы школьной библиотеки и с планированием библиотечных уроков в школе. Библиотечные уроки необходимо внести в планирование воспитательной работы; в подготовке библиотечных уроков участвуют библиотекари класса.

Темы библиотечных уроков могут предлагаться библиотекарем школы, но и классный руководитель может внести свои предложения, исходя из запросов учащихся и потребностей класса.

Темы библиотечных уроков в классе могут быть следующими:

1. Научно-познавательная литература библиотеки.

2. Энциклопедии, словари, справочники - где, что и как искать.

3. Структура книги.

4. О чем могут рассказать указатели и каталоги.

5. Как работать со справочной литературой.

6. Как работать со словарем иностранных слов.

7. О создателях словарей.

8. Методы самостоятельной работы с книгой.

9. Как делать выписки и составлять список литературы.

10. Литературоведческие источники.

11. Я пишу доклад...

12. Как пользоваться научно-справочным аппаратом книги.

Школьный библиотекарь должен помочь классному руководителю в подготовке тематических классных часов, которые развивают интерес к изучению учебных предметов, стимулируют любопытство и любознательность учащихся.

Так, в конце каждого учебного года уместно проводить традиционный час «Тайны школьных учебников». Такой классный час знакомит учащихся с теми программными произведениями, которые учащиеся будут изучать в следующем классе, а также обращает внимание учащихся на книги из серии «Жизнь замечательных людей», посвященных ученым-химикам, физикам, математикам, естествоиспытателям, научные законы которых будут изучаться в новом учебном году. Это позволит учащимся заранее обратить внимание на те темы учебников, которые будут изучаться в программном курсе отдельных предметов и заранее подготовить дополнительную литературу по этим темам.

Темы библиотечных классных часов с учетом возрастных интересов учащихся могут быть такими:

10-й класс

1. Их книги предавали анафеме.

2. Мир научных книг.

3. Книжные цитаты и их авторы.

4. Как работать с дополнительной литературой.

11-й класс

1. Как работать с книгой при подготовке к выпускным экзаменам.

2. Ода школьному учебнику.

Рекомендуем посмотреть:

Функции классного руководителя в современной школе

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Как подготовить и провести дискуссию

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Психологические особенности учащихся старших классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!