Цель: пробудить у детей интерес и любовь к окружающей природе, научить ребят общению с ней.
Программа дня: экологическая разведка, конкурс знатоков природы, работа «фабрики Самоделкина» по изготовлению поделок из природного материала, выставка «Природа и фантазия», операция «Муравей», знакомство с Красной книгой; «Копилка экономических знаний», подготовка рукописной книги о 10 чудесах природы; игра-путешествие «В гости к Берендею»; конкурс знатоков голосов птиц и животных.
Цель: учить детей наблюдению за жизнью окружающего мира на примере муравьев, формировать у них готовность к защите природы.
Программа дня: беседа о пользе муравьев в природе и необходимости их охраны, подготовка охранительных знаков; десант по поиску муравейников, установка охранительных знаков; наблюдение за муравейниками, рассказ «Это интересно знать».
Дополнительный материал
Мирмекология - это наука, изучающая жизнь муравьев. Среди них есть карлики и великаны. Самые крупные - бразильские муравьи, их длина 4 см (40 мм), а муравьи-лилипуты достигают всего лишь 2-3 мм в длину. В одной и той же муравьиной семье живут разные особи. Бескрылая матка, или «царица», - родоначальница всей семьи - живет в самом укромном и безопасном месте. Мелкие муравьи - няньки - ухаживают за царицей. Самое многочисленное население - рабочие муравьи. Они строят муравейник, добывают пищу, выкармливают молодь. В верхней части муравейника живут самые крупные и сильные члены семьи - «солдаты», или «воины». Их обязанность - защищать гнезда от внешних врагов.
Есть муравьи, которые строят свой муравейник в грибах.
Бывают муравьи-цветоводы. Часто рядом с муравейниками можно увидеть много цветов. Их посеяли муравьи. Земля около муравейника очень рыхлая, хорошо удобренная, семена быстро прорастают. Муравейник растет рядом с цветником. В меню рыжего муравья входят выделения тлей, мелкие насекомые, сок растений, семена, грибы. Есть хищные виды муравьев, например, амазонки, но есть и такие, которые питаются только растительной пищей.
Бывают случаи нападения одного вида муравьев на колонии другого. Напав на них, они уводят с собой «в рабство» часть населения.
Своеобразно защищаются муравьи. Их оружие - челюсти. Есть и ядовитые муравьи, которые жалят свою добычу, впрыскивая яд. В состав яда входит муравьиная кислота, она обжигает кожу.
Найден муравейник-гигант в Мурманской области, за полярным кругом. Высота его 132 см, диаметр около 250 см, объем около 4 кубических метров.
«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля». (К. Паустовский).
«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И. С. Тургенев).
«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (Л. Н. Толстой).
«Человек, который понимает природу - благороднее, чище». (Л. М. Леонов).
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
на тропинке солнечные блики,
на камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным пологом.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.
Чудо песен, городов и весей,
мрак глубин и волю поднебесий,
старости последнюю отраду,
женщину, бегущую к детсаду,
небо в звездах, океан и сушу
и в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити!
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы.
Берегите Землю!
Берегите!
Времени крутые повороты,
радость вдохновенья и работы,
древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства.
Откровения земли и неба,
сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю
И все от вас приемлю
Только берегите эту землю!
Автор: М. Дудин
От Айболита:
Вот заданье Айболита,
врачевания урок:
и ромашку, и малину
собирайте летом впрок,
находите листья мяты,
валерьяну, Иван-чай,
травам скажем мы, ребята:
«От болезней выручай!».
Лечит ландыш, подорожник,
от недугов всевозможных,
потому что Айболит
запасать их вам велит.
Займитесь все полезным делом,
пусть каждый станет сильным, смелым!
А у кого что заболит
Так вам поможет Айболит!
- Что означает слово «аптека»?
- Что означает название «мать-и-мачеха?»
- Когда следует собирать лекарственные травы?
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
а ее зеленый лист
Нам идет на чай!
Что за травка? отвечай! (Душица)
Беленькие горошки на зеленой ножке... (Ландыш)
Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его - сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Стоят в поле сестрички:
желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
А вот рассказ лекарственных трав о себе
Валерьяна. Я высокая, в рост человека, с бородчатыми листьями и мелкими, собранными в пучок, цветами. Из моего корня делают волшебные лекарства, которыми лечат заболевания сердца.
Ландыш. Я зацветаю в мае, «когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Живу я в тени под дубравами, цветки мои очень ароматны. Но меня любят не только за нежную красоту, но и за то, что я помогаю людям избавиться от болезней, капельки моего сока укрепляют сердечную мышцу, но, к сожалению, я становлюсь очень редким растением.
Шиповник: Мои красивые ягоды созревают поздно - в октябре. Из них получается очень вкусный и полезный напиток. Он укрепляет здоровье, помогает больным скорее восстановить силы.
Багульник. Я - багульник. Стройный, высокий, с мелкими продолговатыми листочками. Я избавляю людей от коклюша, лечу ревматизм и кожные болезни.
Зверобой. Меня называют травой от 99 болезней. Расту я всюду: в степи, в лесу, на обочинах дорог. Посмотрите на меня: мелкие листочки, желтые цветочки. Я убиваю вредные микробы, очень быстро залечиваю раны и царапины. Настойка из меня укрепляет десны.
Мать-и-мачеха. Цветки мои золотистые, желтые, красивые, листья большие. Собирают мои соцветия и листья. Излечиваю от кашля и бронхита.
Щади зверей и птиц,
деревья и кусты.
Ведь это все слова,
что царь природы ты.
Ты только часть ее,
зависимая часть.
Что без нее
и мощь твоя, и власть.
Автор: Вл. Алексеев
Оборудование: плакаты, рисунки, поделки из природного материала.
ЭКОЛОГИЯ — «экое» - дом (лат.), «логос» - наука. Почему это наука о доме?
1. Представление команд и защита эмблем и девизов команд.
Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.
Человек не может существовать вне окружающей природы, т.к. он сам ее часть. И чтобы жить в согласии с природой, а только такая жизнь и может быть счастливой, т.к. она проходит без внутреннего разлада человека с самим собой, человек должен подчиняться единым для всей природы законам. Мы живем с вами на дне воздушного океана. Для нас также естественно дышать чистым воздухом. мы задыхаемся в загрязненной среде, и только когда это происходит, вспоминаем, что вокруг нас воздух.
Вопросы:
1. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера).
2. Назовите источники загрязнения атмосферы. (Топливо, транспорт, предприятия, теплостанции, вулканы).
3. Каков состав воздуха? (N2 - 78%, О2 - 21%, СО2 - 0,03%, инертные газы, пары Н20).
4. Какие вещества являются загрязнителями воздуха? (СО, сажа, NO, NО2, SО2 выхлопные газы).
5. За счет чего поддерживается постоянный состав воздуха? Изобразите круговорот О2, в природе.
6. Что такое кислотные дожди? Каков их вред? Напишите уравнения реакций образования кислотных дождей (SO2 + Н2О = H2SO3; 4NО2 + 02 + 2Н2О = 4HNO3.
7. Какие микроорганизмы могут находиться в воздухе? (Бактерии, вирусы).
8. Какие болезни они могут переносить? (Грипп, ангина, туберкулез, паротит).
9. Предложите свои варианты по уменьшению загрязнения (или очистке) атмосферы воздуха.
Воздух чистый, свежий,
дышится легко и свободно.
Но ...
Не умыться, не напиться без воды,
листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Вопросы:
1. Почему все живое не может обходиться без воды? (Вода входит в состав каждой клетки: клеточный сок, цитоплазма, кровь, слюна).
2. Как называется водная оболочка Земли? Назовите ее составляющие. (Гидросфера. Реки, моря, озера, океаны, ледники, подземные источники, облака).
3. Какие источники загрязнения гидросферы вам известны? (Сбросы промышленных предприятий, коммунальные и сельскохозяйственные, водный транспорт, смыв удобрений и ядохимикатов).
4. Какие паразитические животные (или их личинки) живут и развиваются в воде и ее обитателях? (Широкий лентец - рачки - циклопы - рыбы - человек; печеночный сосальщик, эхинококк - прудовик - водные растения - животные).
5. Какие способы очистки питьевой воды вы знаете?
6. Полезно ли пить постоянно дистиллированную воду? (Нет, она вымывает соли из организма).
7. Знаете ли вы, сколько рек и речек протекает по территории Донского края? Какая самая крупная? (Примерно 5 тысяч рек; Дон).
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы
1. Что такое почва?
2. Как называется процесс разрушения верхних слоев почв?
3. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающей к автострадам? (Автомобильные выхлопы содержат вредные вещества, которые могут привести к отравлениям).
4. Какие источники загрязнения почвы знаете? (Удобрения, средства борьбы с вредителями, различные аварии).
5. На холмистой поверхности ростовского Донбасса часто можно видеть окутанные дымкой серо-черные терриконы. Что это такое? Каков вред, наносимый ими, и как он восполняется?
6. Знаете ли вы сколько видов растений произрастает на территории Донского края? (Примерно около 2 тысяч).
8. У нас в области есть леса, выращенные человеком. Они имеют большое значение: микроклимат, регулируют сток вод, защищают от ветров, являются пристанищем для животных и птиц. Назовите их. (Горный лес, Манычский лесхоз, Ленинское лесничество, агролес).
9. Самое могучее дерево Донского края, которое живет не одну сотню лет, служит символом могущества и долголетия. (Дуб).
Подведение итогов.
Человек - он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
1. По одной ветке определить породу дерева. Можно для этого использовать следующие загадки:
Стоит красавица - косы зеленые, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее. (Береза)
Темной он покрыт корою,
лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей много-много желудей. (Дуб)
Стоит столб до небес, а на нем шатер-навес.
Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (Сосна)
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.
А цветок - что медок, лечит от кашля, гриппа и хрипа. (Липа)
Познавательные вопросы
1. Наука, изучающая птиц? (Орнитология).
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
3. На какой высоте летает журавль? (До 4500 метров).
4. Назовите самого крупного паука. (Тарантул).
5. Кто из членистоногих слышит ногами? (Кузнечик).
6. Какая из бабочек самая маленькая? (Моль).
7. Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).
8. Какой гриб разлагает старую древесину? (Опёнок).
9. При увеличении концентрации какого газа можно задохнуться? (Углекислого).
10. Вокруг крупных городов необходимо большое количество! лесов, для чего? (Для очищения воздуха).
11. Какое дерево является долгожителем? (Дуб).
12. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (Летучая мышь).
13. Что надо делать, чтобы предупредить образование оврагов? (Посадить на склонах деревья).
14. Что значит «Волка ноги кормят?» (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом).
15. Что ест зимой жаба? (Ничего, она зимой спит).
16. Каких зверей называют «шатунами»? (Медведей, выгнанных из берлоги и не спящих зимой).
17. Чем питаются новорожденные летучие мышата? (Молоком матери).
18. Сколько ног у паука? (Восемь).
19. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки).
ВОПРОСЫ-ЗАГАДКИ
1. Гриб я не белый, немного попроще. Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик).
2. Я не привыкла нравиться, кто съест меня - отравится. (Поганка).
3. И под старою сосной, где склонился пень-старик, окружен своей семьёй первый найден ... (Боровик).
4. Мальчик-с-пальчик в шапке красной ... (Сыроежка).
5. Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята).
6. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички).
7. Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками,
Лист с прилипшими иголками. (Гриб).
Цель: формировать представление об экологии, воспитывать бережное отношение к природе, закрепить знания, полученные на уроках. Данная форма работы проводится по аналогии с игрой «Что? Где? Когда?» Центрального телевидения.
1. Что такое экология?
2. Что такое экологический взрыв?
3. Какие вы знаете основные законы природы?
4 Что такое кислотные дожди?
5. У кого глаза-бинокли?
6. Какие рыбы носят на носу оружие?
7. Назовите цветы, носящие женские имена.
8. Как называется модель Земли?
9. Что такое экологическая катастрофа?
10. Кого называют «охотниками», «рыболовами», «разбойниками»?
11. Почему желтеют листья? и т. д.
В данном конкурсе могут быть также проведены:
- Конкурс песни о природе (домашнее задание).
- Конкурс капитанов.
- Конкурс болельщиков.
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час 10 класс на тему «Наша природа»
День земли. Сценарий для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!