Конкурсы

Экологическая игра по станциям для летнего лагеря

Сценарии для летнего лагеря по экологии

Экологический кросс в летнем. Сценарий

Отряды делятся на две возрастные группы. Каждая из них (одна за другой с интервалом в один час) в назначенное время собирается на главной площади. Советник объявляет собравшимся, что администрация лагеря озабочены ухудшением экологической обстановки в лагере, и просит посмотреть видеоролик «Десять негритят» по теме загрязнения природы.

Во время исполнения видеоролика звучит ритмичная инструментальная музыка, на фоне которой Советник читает текст. Каждый из десяти негритят, по очереди исполнив свою роль, падает на помост. В конце стихотворения они встают и изображают детей-мутантов.

Десять негритят

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую,

Хотим вам рассказать.

 

Итак, однажды утром,

А может быть, не утром

Отправилися к морю

Десять негритят.

 

Десять негритят

Пошли купаться в море,

Десять негритят

Резвились на просторе.

 

Один из них решил

Поплавать в местной речке,

Но, с речкою, увы,

Произошла осечка.

 

В мазутное пятно

Несчастный завалился.

И больше не шумел,

И больше не резвился.

 

И девять негритят

Пошли купаться в море,

Девять негритят

Резвились на просторе.

 

Один из них решил

Позавтракать немножко.

И выкопал, чудак,

Немножечко картошки.

 

И где же он теперь?

Нигде его не видно.

Мы видим, как вредна

Картошка с пестицидом.

 

И восемь негритят

Пошли купаться в море,

Восемь негритят

Резвились на просторе.

 

Один из них попал

Под дождик под кислотный,

Под серный, может быть,

А может, под азотный.

 

Под дождиком скакал,

Под дождиком резвился.

И вскоре без следа

Куда-то растворился.

 

И семь негритят

Пошли купаться в море,

Семь негритят

Резвились на просторе.

 

Седьмой же был фанат

Гимнастики дыханья,

Он грудью всей дышал,

Размахивал руками.

 

Смотрите на него —

Здоровьем он не пышет.

Кто хочет долго жить,

Здесь воздухом не дышит.

 

Шесть негритят,

Пошли купаться в море,

Шесть негритят

Резвились на просторе.

 

Шестой из них решил

На солнышке погреться,

Позагорать в обед

И на песке разлечься.

 

Не слышал он, что есть

Озоновые дыры.

Да, что там говорить,

Пусть спит спокойно с миром...

 

Пять негритят

Пошли купаться в море,

Пять негритят

Резвились на просторе.

 

А пятый, что любил

Учение до жути,

В одной из школ нашел

Он шарики из ртути.

 

Что с ним произошло —

Ни для кого не диво.

Не нужно в рот пихать,

Что выглядит красиво.

 

Четыре негритенка

Пошли купаться в море,

Четыре негритенка

Резвились на просторе.

 

Четвертый как-то вдруг

Решил в своем бунгало

До корня извести

Клопов и тараканов.

 

Во все углы с утра

Побрызгал дихлофосом,

И смотрит с этих пор

На тараканов косо.

 

Трое негритят

Пошли купаться в море,

Трое негритят

Резвились на просторе.

 

А третий из друзей,

Прогуливаясь чинно,

На улицу попал,

Где бегают машины.

 

Проехало вокруг

Машин десяток разом.

И с этих пор всегда

Он чуточку под газом.

 

Двое негритят

Пошли купаться в море,

Двое негритят

Резвились на просторе.

 

Один из них, увы,

Легонько простудился,

Лекарства он купил

И ими полечился.

 

Помочь ему теперь

Едва ли кто сумеет.

Он больше никогда

Ничем не заболеет.

 

Десятый негритенок,

Удачлив был с пеленок

Ему всегда везло,

И он судьбе назло

 

Все продолжает жить.

С женою есть и пить.

И вот вам результат —

Стало 10 негритят.

 

Но он был из Байкальска,

Она же была с Уральска,

Где воздух отравили,

Природу погубили,

 

А в атмосфере газы,

В воде полно заразы,

А в пище пестициды,

Фосфаты, гербициды,

 

А также радиация!

Грозит всем деградация.

Рубашки из нейлона,

Колготки из капрона,

 

Да плюс дезодоранты.

И родились мутанты.

Беззубые, косые,

Хромые и глухие,

 

Немые и тупые,

Несчастные, больные,

Ну, словом, все уроды.

Вот так нам мстит Природа!

Сергей Саяпин

Советник, выполняя волю руководителей, отправляет всех подданных в Экологический кросс, чтобы они смогли проверить свои знания по правилам охраны природы и задумались о своем отношении ко всему живому на Земле. Советник выдает каждому отряду маршрутный лист. (Отряды будут двигаться по кругу, сменяя друг друга на станциях.)

Организаторы конкурсов на станциях ставят оценки в маршрутный лист в зависимости от того, сколько точных ответов дали ребята или сколько времени они потратили на выполнение задания. Оценки ставятся по пятибалльной системе. (Можно вместо оценок ставить значки: 5 — звездочка, 4 — квадрат, 3 — треугольник, 2 — крестик, 1 — кружок).

Вот какие задания могут быть на станциях:

1. Ведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.

1.1. Туристы пришли на место, поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес и наломали много сосновых веток, чтобы подстелить их под дно палатки — так мягче и теплее будет спать. (Лучше взять с собой надувные матрасы или полиуретановые коврики.)

1.2. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», — предложил Алик. — «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)

1.3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

(Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо — и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)

1.4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок.)

1.5. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. Не нарушайте красоты пейзажа. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.)

1.6. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после отдыха. (Все отходы нужно увозить с собой в город. Особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали.)

1.7. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то. (Пищу никогда не сжигают. Если есть водоем, подкормите рыбу. Если нет водоема — оставьте на земле — склюют птицы или съедят зверюшки.)

1.8. Ребята сожгли на костре пластиковые стаканчики и полиэтиленовые мешки. (Этого делать нельзя. В воздух попадают очень вредные вещества, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. В золе, кроме того, остается смола, которая не разлагается естественным путем.)

2. Ребятам выдается набор карточек, на которых синим цветом написаны начала пословиц, поговорок и народных примет, а красным их окончания. Надо как можно быстрее восстановить правильно эти фразы, то есть соединить начала и окончания пословиц.

2.1. Жизнь дана на добрые дела.

2.2. Без хозяина земля круглая сирота.

2.3. Накорми землю — она накормит тебя.

2.4. Много снега — много хлеба.

2.5. Много воды — много травы.

2.6. Аист на крыше — мир на земле.

2.7. Одно дерево погубил — посади сорок.

2.8. Старые деревья молодые охраняют.

2.9. Поздний листопад к суровой и долгой зиме.

2.10. Зима морозная — лето жаркое.

2.11. Зима снежная — лето дождливое.

2.12. Дым столбом к морозу.

2.13. Иней на деревьях к долгой весне.

2.14. Длинные сосульки к долгой зиме.

2.15. Срубили кусты — прощай птицы.

2.16. Больше птиц — выше урожай.

2.17. Вода на лугу — сено в стогу.

2.18. В цвету трава — косить пора.

2.19. До поры, до времени не сеют семени.

2.20. День прозевал — урожай пропал.

2.21. Судьба природы — судьба Родины.

3. Отряду выдаются напечатанные на листочках высказывания известных людей, в которых пропущены слова. Надо подумать и вставить подходящее по смыслу слово.

Экологические высказывания известных людей:

3.1. Как это получается, что вода, столь (НУЖНАЯ), что без нее было бы невозможно жить, ценится так (ДЕШЕВО), тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так (ВЫСОКО). (Адам Смит)

3.2. Оценивать (ПРИРОДУ) только по стоимости ее материальных богатств — это все равно, что оценивать (ПОЛОТНА) великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. (Николай Сладкое)

3.3. С появлением (НАШИМ) континенты быстро дряхлеют. (Эрнест Хэмингуэй)

3.4. (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью. (Ж. Дорст)

3.5. Нельзя допустить, чтобы (ЛЮДИ) направляли на свое собственное уничтожение те силы (ПРИРОДЫ), которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)

3.6. Чтобы уметь (УПРАВЛЯТЬ) природой — надо уметь ей (ПОВИНОВАТЬСЯ). (Японская мудрость)

3.7. Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение (ПРИРОДЫ), надо остановить загрязнение (СОЗНАНИЯ). (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов)

3.8. (ПРИРОДА) не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда (ПРАВА); ошибки же и заблуждения исходят от (ЛЮДЕЙ). (Гете)

4. На станции вывешен плакат, на котором написаны цифры 12 000; 6.3 млрд; 40—50 млрд; 700—900 литров; 300.000 литров; 35 тонн и так далее.

Ведущий зачитывает сообщение, ребята называют цифру с плаката, которая, по их мнению, наиболее подходит к этому утверждению или вопросу.

4.1. В ряде стран Африки смертность от голода составляет 12 000 человек в день.

4.2. Сейчас на Земле живет 6,3 миллиарда человек.

4.3. Потенциальные ресурсы Земного Шара позволяют прокормить 40—50 миллиардов человек.

4.4. Взрослый человек потребляет в день 700—900 литров кислорода.

4.5. Легковой автомобиль на 1 000 километров пробега потребляет 300 000 литров кислорода.

4.6. Реактивный турболайнер «Париж — Нью-Йорк» потребляет 35 тонн кислорода.

4.7. Сколько гектаров леса выделяют за день такое же количество кислорода (35 тонн кислорода выделяют 3 000 гектаров леса).

4.8. Из океанов и морей мы вылавливаем 100 миллионов тонн рыбы.

4.9. Из недр планеты извлекаем 100 миллиардов тонн руды.

4.10. Производим 50 миллионов тонн синтетических веществ.

4.11. На поля завозим 100 миллионов тонн минеральных удобрений.

4.12. В атмосферу выбрасываем 200 миллионов тонн углекислого газа.

4.13. Целлюлозно-бумажный комбинат города Байкальска (Иркутская область) сбросил в озеро Байкал столько отходов, содержащих хлор и сульфат-ионов, что это соответствует сбросу ежедневно 30 тонн соляной кислоты и 60 тонн серной кислоты.

4.14. К 1988 году Аральское море ушло от своих берегов на 15—65 километров.

4.15. Уровень Арала упал на 11 метров.

4.16. Ежегодно с Земли исчезают 15 миллионов гектаров леса.

5. Ребята отвечают на вопросы ведущего:

5.1. Что такое «ядерная ночь» и «ядерная зима»? (Радиационное поражение экосистемы, разрушение озонового слоя, изменение погоды и климата. Только на промыслах и складах сгорит 2.5 миллиарда тонн ископаемого топлива, плюс лесные пожары. Дым и пыль вызовут увеличение оптической плотности атмосферы. Из-за плотных облаков произойдет снижение температуры. Замерзнет вода. Погибнут растения.)

5.2. Самая крупная экологическая катастрофа XX века? (Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции: 20.04.1986 - Украина, СССР.)

5.3. Что представляет наибольшую угрозу для почвы? (Пестицидное загрязнение)

5.4. Что такое демографический взрыв? (Перенаселение планеты, нехватка ресурсов, прежде всего, пищевых.)

5.5. Что создается для сохранения уникальных природных комплексов? (Охраняемые территории и заповедные экосистемы.)

5.6. В «Красную Книгу» занесены редкие и исчезающие животные. Сейчас хотят создать «Черную книгу» и «Белую книгу», а для какой цели? («Черную книгу» — в память о загубленных нами животных. «Белую книгу» — в жертву радиации.)

5.7. Назовите город в Иркутской области, которой официально признан «Зоной экологического бедствия». (город Братск)

5.8. Что такое партия зеленых или «Гринпис»? (Созданная в 1970 году Международная Организация по защите живой природы.)

5.9. На Земле идет потепление климата. Что является этому причиной? (Промышленная деятельность человека, загрязнение атмосферы и, как следствие, озоновые дыры.)

5.10. Какой природной катастрофой для людей может закончиться потепление климата? (Растают льды, поднимется уровень воды, вода затопит плодородные земли, села, города.)

6. В плетенках надо прочитать названия птиц и деревьев.

Ответ:

Птицы: По горизонтали — ястреб, страус, беркут, гагара, синица; по вертикали — дятел, саджа, чайка, дрофа, сокол, ворон.

Деревья: По горизонтали — береза, рябина, тополь, сирень, акация; по вертикали — сосна, верба, осина, груша, слива.

7. В таблице надо найти отгадки на загадки ведущего. Читать слова надо только по горизонтали или вертикали.

Ответы на эти загадки спрятались в таблице.

Для того, чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно прослушать загадку и ответ найти в таблице.

Кресс-кросс «Природа и ее явления»

Э

Л

Е

Д

Ы

М

К

С

X

3

В

Е

3

Д

Ы

О

О

С

М

Е

С

М

Ц

С

Р

О

С

А

В

В

Д

У

Е

Л

П

А

Р

О

О

Л

К

Н

А

Р

Е

Л

Ж

Ь

А

Ц

Р

А

М

Н

Д

К

3

Е

М

Л

Я

А

Ь

А

Т

Е

Н

Ь

С

Н

Е

Г

Белые цветочки

Вечером расцветают,

а утром увядают. (Звезды)

 

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

 

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду

Покуда он идет. (Дождь)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем:

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

 

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

 

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

 

У тебя есть.

У меня есть,

У дуба в поле,

И нет у рыбы в море. (Тень)

 

По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет. (Волна)

 

Когда я молод был —

Светло светил.

Старым стал —

Меркнуть стал. (Месяц)

 

Летом бежит,

А зимой стоит. (Река)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю, всем добром плачу. (Земля)

 

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

 

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

 

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед)

 

Серое сукно тянется в окно. (Дым)

8. Найти способ прочитать зашифрованное высказывание Михаила Пришвина — писателя и знатока русской природы.

(Ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.)

9. Ответить на вопросы о животных.

9.1. Какому маленькому животному установлено целых три памятника? (Лягушке — в Сорбонне (Франция), в Токио, а еще в Дании: Лягушке-путешественнице.)

9.2. Какому животному установлен памятник в Риме, так как это животное вскормило своим молоком основателей этого города Ромула и Рэма? (Волчице)

9.3. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь)

9.4. Кого называют «инженерами животного царства»? (Бобров)

9.5. Какой птице жители Бостона (США ) воздвигли в главном парке памятник? (Воробью — победителю гусениц.)

9.6. Какому животному поставлен памятник в честь его истребления? (Волку)

9.7. Какая рыба является индикатором чистоты воды? (Форель живет в самой чистой воде; карп — самой грязной стоячей воде прудов; Дафнии живут только в чистой воде.)

9.8. Какие представители животного мира на Земле более всего высокоустойчивые к загрязнению среды? (Паукообразные и взрослые насекомые.)

9.9. Человека можно найти по отпечаткам пальцев. А по каким отпечаткам ищут домашних животных? (По отпечаткам носа.)

9.10. Стервятник не может клювом пробить твердую скорлупу страусиного яйца и все-таки он умудряется разбить его. Как? (Бросает в полете, с большой высоты, на камень.)

9.11. Доктор Джексон из лаборатории Боулинг-Грин США утверждает: «Следует помнить, что мы имеем дело с самыми многочисленными и преуспевающими млекопитающими на планете Земля, за исключением самого человека». О каких животных здесь идет речь? (О крысах.)

9.12. Египетские пирамиды названы одним из семи Чудес света. Высота пирамиды Хеопса в Гизе в 84 раза больше роста человека. Но в мире живой природы существуют не менее чудесные постройки. Высота одной из них превышает длину тела строителя в 600 с лишним раз. Кто возводит такие строения? (Термиты)

9.13. На юге России живут муравьи-амазонки. Довольно крупные, рыжие, проворные и очень воинственные. Муравьи, всем известно, первоклассные работники, а амазонки, можно сказать, — тунеядцы. На какие «средства» они живут? (Муравьи-амазонки — рабовладельцы. Они захватывают личинки черно-бурых муравьев и делают из них рабов, которые строят им жилища, ухаживают за личинками, добывают корм.)

9.14. Завяжите гремучей змее глаза, обездвижьте ее Длинный, щупающий язык. Заткните ноздри ватными тампонами и поднесите руку к ее голове. Последует Молниеносный, точный бросок. Как же чувствует гремучая змея приближение руки? (У нее есть термолокаторы.)

9.15. Чем отличаются удавы от питонов? (Питоны откладывают яйца, а удавы рожают живых детенышей.)

9.16. У кого из животных самые большие когти? (У гигантского броненосца. Рост его около полуметра, вес более 70 килограмм, когти длиной с ладонь и такой же, как ладонь, ширины.)

9.17. Если бы мифы и легенды не оставили нам довольно подробного описания драконов, то какое, из ныне живущих пресмыкающихся, могло бы послужить их прообразом? (Варан с малайского острова Комодо. Его длина достигает четырех метров, вес до 150 килограммов, окрас серо-коричневый; он совершенно глух, а челюсти могут широко раздвигаться, как у змеи. Язык развоен и достигает полуметра. Вараны — хищники.)

9.18. Какие животные умеют отлично и долго летать? (Летучие мыши.)

9.19. Какое насекомое отряда жесткокрылых носит название зверя? (Жук-носорог)

9.20. Назовите самую крупную сову. (Речной филин. Длина тела достигает 70 сантиметров.)

9.21. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх, и вниз головой? {Поползень)

9.22. Кого называют «пернатой кошкой»? (Сову. Она охотится на мышей и других грызунов.)

9.23. Какая птица переносит в лапах своих птенцов? (Вальдшнеп)

9.24. Какой зверь занимает первое место в пушном промысле в России? (Белка. По числу добываемых шкурок она занимает первое место в пушном промысле нашей страны.)

9.25. Какой представитель животного мира проникает в почву глубже других? (Дождевой червь)

9.26. Какого нашего зверька не ест ни лиса, ни хорь? (Землеройку. Потому, что им неприятен запах мускуса, исходящий от землеройки.)

9.27. Какой отряд млекопитающих самый многочисленный? (Грызуны)

9.28. Как называется самая маленькая и самая большая сова? (Сыч и филин)

9.29. Как называют полуобезьян, ведущих ночной образ жизни? (Лемуры с острова Мадагаскар.)

9.30. Как змеи без рук, без ног ползут вверх по деревьям? (Цепляются за кору чешуйками своей кожи.)

9.31. У щитомордников и гремучих змей между ноздрями и глазами есть глубокие ямки. Что это? (Термолокаторы)

9.32. В полярную ночь вы увидели белого медведя на льдине. Кто это, самец или самка? (Это самец. Самка спит. Рожает детенышей.)

9.33. Откуда у белого медведя привычка закрывать лапами нос? (Маскируется, закрывает лапой черное пятнышко носа, чтобгя не увидел охотник или добыча.)

10. Ответить на вопросы о растениях.

10.1. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

10.2. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры лубки изготовляли для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

10.3. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

10.4. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают.)

10.5. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

10.6. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

10.7. Дерево это называют царем тайги. Если собрать и переработать весь урожай плодов, которые дают эти деревья за год, то можно удовлетворить мировую потребность в масле. (Кедр)

10.8. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

10.9. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

10.10. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

10.11. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению (из него строят опоры мостов, плотины, и вся Венеция стоит на нем)? (Лиственница)

10.12. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их садят вдоль железной дороги, как защитную полосу. (Ель)

10.13. На Земном Шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул.)

10.14. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

10.15. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего кроме пожара боится сосна? (Темноты)

10.16. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет.)

10.17. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны шрамы у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны, и почти

не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю.)

10.18. Почему цветок лютик так называется? (От слова лютый — злой, так как очень ядовит. Его не едят животные, но, высохши, в сене, он теряет свои свойства.)

10.19. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

10.20. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотела)

10.21. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

10.22. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

10.23. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части Сибири. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

10.24. Растение-паразит. Растет не на земле. Если растереть это растение, то получается прекрасный чай, который неделями не плесневеет. Это прекрасное лекарство при заболевании горла (сосать, как конфету). Если разболится зуб, его кусочек кладут за щеку. Один биолог пересыпал порошком этого растения, привезенные в Сибирь, фрукты. Недозрелые быстрее созревали, а побитые перестали гнить. (Чага — гриб, растущий на березе.)

10.25. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена, Элиза, плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

10.26. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение.)

10.27. Для чего у подснежника есть на стебле и цветке пушок? (Это шуба. Тоненькие волоски наполнены воздухом и сохраняют тепло.)

11. Отгадать загадки и ответить на вопросы о грибах.

11.1. Бугровато, а не воз, ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк? (Масленок)

11.2. Зацвели сережки — первый гриб в лукошке. (Строчок, сморчок)

11.3. Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)

11.4. Выросли на полочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые, лекари хваленые. (Пенициллин)

11.5. Без зубов, а дерево грызет. (Гриб-трутовик)

11.6. Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)

11.7. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, поганку? (Поганка может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.)

11.8. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Да. Некоторые виды плесеней придают определенным сортам сыра вид, запах и вкус. Например, сыры «Рокфор», «Комамбер».)

11.9. За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросенком? (За трюфелями — они растут под землей и имеют специфический запах.)

11.10. Кроме дрожжей «домашних» (пекарских, винных, пивных ), существуют «дикие» дрожжи. Где они встречаются? (В солевых растворах: например, белая пленка на поверхности рассола в банке соленых огурцов, белый налет на поверхности копченой колбасы или сыра.)

11.11. В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (В смешанном.)

11.12. Его называют королем среди грибов. Ему уступают даже белый гриб и груздь. Он имеет почти столько же белка, сколько и мясо. По калорийности равен хлебу. И его можно есть сырым. (Рыжик)

12. В рассказе надо найти названия девяти пород собак.

(Распечатанный текст рассказа выдается каждому отряду.)

В лес по ягоды

Дед Чаркарин поДОГнал свой старенький «Москвич» к гаражу механика Сереги и сказал:

«Слышь, соколик, ездил я сегодня в БОР ЗА Ягодами. Взял с собой пса Дельфина. Но одни огорчения приключились, — он достал кисет с махоркой, свернул из клочка газеты цигарку, закурил и продолжил: — Поранил лаПУ ДЕЛЬфин, а я на пень наехал — переднее колесо «Москвичу» помял».

После этих слОВ ЧАРКАрин тяжко вздохнул, убрал киСЕТ, ТЕРпеливо стал ждать, что скажет Серега.

«Пса покажи ветеринару, — посоветовал механик. — А с крылом я возиться не стану. Сам деЛАИ. КАкая чепуха!»

«Не говори ТАК. САмое трудное дело — выправить крыло, — заметил дед. — Сколько за работу возьмешь, ясный соКОЛ? ЛИшнего не дам, но заплачу, как скажешь».

«Крыло выправить — чепуха, — повторил Серега упряМО. — ПСа вот. жаль... Ладно уж, свози Дельфина к ветеринару, а вернешься — задаром все тебе сделаю...»

Дед опять вздохнул и пошел к машине, откуда выглядывала добрая морда Дельфина.

(Ответ: Дог, борзая, пудель, овчарка, сеттер, лайка, такса, колли, мопс)

Рекомендуем посмотреть:

Экологические игры для школьников

Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы

Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса

Экологическое лото. Сценарий

Тест для учащихся «Сенсорные системы», 9-11 классы

Ольга Владимировна Перковская # 23 октября 2016 в 19:22 +1
Здравствуйте! Познакомилась с вашим экологическим кроссом в лагере! Интересно! Задания разнообразные занимательные и весёлые, познавательные, и бесспорно способствуют расширению кругозора школьников. Очень полезным считаю, что при этом ребята ещё и двигаются. Давно веду в летнем лагере экологический блок и для себя с большим удовольствием возьму сказку про негритят, понравились ваши "плетёнки", много вопросов, из которых можно использовать для разновозрастных групп по любой теме. Спасибо большое за такой богатый материал, который обязательно использую. Успехов!
Елена Сергеевна Паздникова # 11 июня 2017 в 18:32 +1
Замечательная разработка! Очень много различных заданий. Удачная форма проведения: участникам необходимо передвигаться по станциям с маршрутным листом. Ребятам это нравится. Очень понравилась сказка, не встречала ещё такой вариант. Спасибо!
Елена Сергеевна Белоусова # 11 июня 2017 в 23:39 +2
Очень интересная игра! Кроме того,она актуальна в Год экологии. Задания необычные, интересные. Обязательно сохраню себе и использую в дальнейшей работе.
Наталия Владимировна Беляева # 23 июля 2017 в 14:38 0
Здравствуйте! Хочется сказать вам огромное спасибо за такую чудесную, интересную, познавательную игру. В год экологии это просто находка!Задания интересные.Обязательно проведу со своими воспитанниками в доме творчества! Дальнейших вам успехов в работе!