Рекомендации. С ребятами нужно не только говорить о нравственном, этическом воспитании, но и учить их строить в соответствии с ним свое поведение. Для этого проводить с учениками занятия, на которых нужно учить их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного ее противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец выбирают оптимальный вариант разрешения предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений учеников.
Воспитатель должен создать на занятиях обстановку доверия и непринужденности, научить ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать свое мнение, делать выводы. Важно организовать коллективный поиск нравственного решения.
Воспитатель читает рассказ.
Два партизана-односельчанина - Марко и Василь получили задание взорвать мост. Они пошли к месту разными дорогами. И вот, когда партизаны совсем уже приблизились к цели, их постигло несчастье: почти одновременно они попали в руки немцев. На допросе они отрицали, что знают друг друга. Обер-фельдфебель Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разрядил пистолет и снова зарядил пистолет только одним патроном.
- Так вы оба продолжаете утверждать, - сказал он, обращаясь к партизанам, - что вы забрели сюда случайно, совершенно не знаете друг друга?
Василь неопределенно мотнул головой. Как завороженный смотрел он на пистолет. Лицо его бледнело. А Марко говорил без умолку, чтобы не дать возможность говорить Василю. Он был неуверен в его стойкости.
- Так вот, - сказал Крауз, - я вам сообщаю свое решение. Один из вас может остаться в живых и даже получить свободу. Но для этого он должен убить другого. Но нам все равно, кто из вас кого убьет. Ты его, или он тебя. Выбор предоставляется вам. Но лишь тогда мы поверим, что вы оба невинны.
Обер-фельдфебель Крауз, убийца, насильник, решил позабавить унтер-офицеров.
- Пан комендант, - воскликнул Марко, - так ведь я его даже не знаю. И он меня.
- Тем легче, — сказал Крауз, — тебе будет убить его, или ему тебя.
Василь поднял лицо. Губы его дрожали. Он выкрикнул:
- Это несправедливо.
Крауз встал. Он пододвинул пистолет на край стола и сказал:
- Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нем жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставим наедине. Столкуетесь. Через десять минут мы вернемся. Если вас застанем двух, то повесим обоих. Если одного, мы его освободим.
И, оживленно разговаривая, немцы вышли из комнаты, чтобы наблюдать через окно.
- Да, выход один... - сказал Марко и встал.
- Ты что задумал? Я тебя спрашиваю? Почему ты молчишь?
- Слушай, Василь...
- Назад, - крикнул Василь, - не подходи к пистолету.
- Василь, успокойся, поговорим по-братски...
Василь закричал:
- Не убивай. Это неправильно. Ты не имеешь права меня убивать. За что? Молю тебя...
- Молчи. Срам. Они же тебя слышат. Не марай чести партизана. Стыдно себя показывать трусами перед немцами. Лучше умереть. Есть выход, - сказал Марко. - Пусть товарищи скажут: «Хоть Василь и Марко мост не взорвали, но зато они другое доброе дело сделали».
- Какое же? - нетерпеливо спросил Василь.
Марко шепнул ему на ухо несколько слов.
За окнами немцы начали терять терпение. Крауз толкнул дверь и вошел в хату, сопровождаемый остальными.
- Вас еще двое? - крикнул он. - Не можете ни на что решиться, вы, трусливые твари?
- Нет, мы уже решились, пан комендант, - сказал Василь.
Он поднял пистолет и выстрелил обер-фельдфебелю в лицо. Крауз рухнул мертвым на пол.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы оцениваете поведение участников данного события?
2. Какие черты характера проявились у партизан?
3. А как бы вы поступили на их месте?
Воспитатель читает.
Директор продовольственного магазина сообщил в школу, что задержан ученик Валерий Чернов, укравший сто граммов конфет. Если бы классному руководителю сказали, что задержан Ваня, Олег, Вадим, Володя, он бы возмущенно воскликнул: «Это невозможно!». Но Валерий Чернов... О нем классный руководитель не решался сказать вполне твердо: «Чернов не может украсть». Директор школы позвонил родителям. К телефону подошел сам Валерий. Он сообщил, что из дома не выходил. Снова позвонили в магазин. «А мы его уже отпустили, - сказали там, - чего держать, фамилия, школа известны, да и всего-то сто граммов конфет...».
Назавтра «делом Чернова» в школе занялся суд чести и совести, созданный при совете школы. Через несколько дней ребята установили, что конфеты украл ученик 8 класса Аркадий Гречкин. Валерий Чернов как-то дал ему тетрадь свою по математике и Гречкин, предъявив в магазине эту тетрадь, назвал вместо своей фамилии фамилию Чернова и подписал его фамилией акт о краже.
Аркадий категорически отрицал свою вину. Исключить его из школы за месяц до экзаменов в 8 классе? Оставить в школе, простить? Педсовет решил предоставить судьбу Гречкина на рассмотрение суда чести и совести.
Вопросы для обсуждения:
1. Представьте, что ваш класс и есть суд чести и совести, который рассматривает «дело Чернова». Какое решение примет суд? Обоснуйте принятое решение.
2. Какие черты характера Аркадия в этой истории проявились?
Воспитатель читает.
В этот день у нас был диктант. После школы я сделал уроки, а потом пошел к Шишкину. Его мама уже вернулась с работы. Шишкин увидел меня и стал делать какие-то знаки: прижимать палец к губам, мотать головой. Я понял, что мне нужно о чем-то молчать, и вышел с ним в коридор.
- Ты не говори маме, что я не был сегодня в школе, - сказал он.
- А почему ты не был? Что тебе в больнице сказали?
- Ничего не сказали.
- Почему?
- Да там врач какой-то бездушный. Я ему говорю, что я болен, а он говорит: «Нет, ты здоров». Я говорю: «Я сегодня так чихал, что у меня чуть голова не оторвалась», а он говорит: «Почихаешь и перестанешь».
- А может быть, ты и на самом деле не был болен.
- Ну, конечно, не был.
- Зачем же ты в больницу пошел?
- Ну, я утром маме сказал, что болен, а она говорит: «Если болен, то иди в больницу, а я больше не буду тебе в школу записок писать, ты и так много пропустил».
- Зачем же ты сказал маме, что болен, если вовсе не болен?
- Ну, как ты не понимаешь? Ведь Ольга Николаевна сказала, что сегодня будет диктант. Очень мне интересно опять получить двойку.
- Что же ты теперь будешь делать? Ведь завтра Ольга Николаевна спросит, почему не был в школе?
- Не знаю, что и делать? Я, наверное, и завтра не пойду в школу, а если Ольга Николаевна спросит, то скажи, что я заболел.
- Слушай, - говорю я, - ведь это глупо. Лучше ты признайся маме и попроси, чтобы она написала записку.
- Мама сказала, что больше не будет писать записки, чтобы я не приучался прогуливать.
- Что же, - говорю я, - ты и завтра не пойдешь, и послезавтра? Скажи маме, она поймет.
- Ну ладно, я скажу, если хватит смелости.
На следующий день Шишкин снова не пришел в школу, я понял, что у него не хватило смелости признаться маме. Ольга Николаевна спросила меня о Шишкине...
Вопросы для обсуждения:
1. Как бы вы поступили, если бы Шишкин был вашим другом, и вопрос учителя был обращен к вам?
2. Можно ли оправдать ложь Шишкина? Почему?
3. Вы согласны с мнением, что «Тайное всегда становится явным»?
Воспитатель читает.
Накрывая утром на стол, мама сказала:
- Что-то не хочется есть, завтракай тут сам, - и ушла на работу.
А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:
- Холодно как... Не протопить ли еще печь?
- Топи, - буркнул Павлик, не поднимая головы от книги.
Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню.
Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами. Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла, не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:
- Нездоровится. - И зябко повела плечами. - Прилечь, что ли?
- Приляг, - машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.
Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.
Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу. От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу - слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.
Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.
- Вот угораздило не вовремя расклеиться, — ворчала она, - конец месяца, отчет... Напутают все там без меня...
Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому. У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.
Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящик. Мужчина, кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.
Страшная догадка испугала Павла. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.
- Тише, тише, пожалуйста, - услышал Павлик голос соседки Нины Пертовны. Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.
- Павлуша пришел? - тихонько произнесла мама. - Накормите его.
- Не беспокойтесь, голубушка, лежите. Накормлю. Как же.., - прошептала Нина Петровна, и уже совсем другим голосом сказала Павлику: - Идем!
Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к ней, к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:
- Ты с ума сошел? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню.
И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он
- Мама выздоровеет? - спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.
- Может, и выздоровеет, - помедлив обронила соседка.
Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз
А Павлику она говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет...».
Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:
- Выздоровеет, выздоровеет!
Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.
- Чего это ты, как галчонок, рот открываешь? - насмешливо заметила Нина Петровна, - небось, сегодня не то, чтоб врача вызвать, воды матери не подал!..
Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь.
Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примиряюще:
- Поди поешь.
Павлик нехотя присел на краешек стула.
Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:
- Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама.
Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.
- Да ты ешь. Чего вскочил?
Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.
Вопросы для обсуждения:
1. Каким показан Павлик вначале рассказа?
2. Что заставило Павлика задуматься над своим поведением?
3. Можно ли заметить общее в поведении Павлика и Борьки и рассказа «Бабка» В. Осеевой? Что?
Воспитатель читает.
Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то
поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:
- Эй, конопатый, ты это видел? - И покажет кулак Диме.
А Дима в ответ:
- А сколько вас, жуков, на кило идет? - Тоже кулаком грозится.
Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.
Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу, но шагнуть дольше не решались.
Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и светлым после дождя, и как все заблестело под солнцем. Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руках большой камень. «Ага, - подумал Гриша, - ты - камнем? Хо-ро- шо!». Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, - подумал Гриша, - и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича. Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту сторону, смотрели на них и ждали. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:
- А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, помирились ли мальчики?
2. Почему рассказ назван «Мостик»?
Воспитатель читает.
Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.
Удрученный внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.
Однажды домой пришли Левины товарищи.
- Почему Лева не ходит в школу? - спросили они у мамы слепого мальчика.
- Как же он будет ходить? - удивилась та.
- А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!
- Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?
- А мы поможем, всем классом поможем! — твердо заявили ребята. И они помогли.
Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было видно случая, чтобы Лев не выучил заданного.
Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась еще больше. Он научился писать пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом сквозь узкую длинную щель в картоне, чтобы не прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пар - глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой на каток и в театр, па концерты и на лекции.
С помощью верных друзей Лев с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты во всем помогали юноше, который ничего не видел. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы помогаете друг другу?
2. Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, и все за одного».
Познавательная беседа в начальной школе. Воздух и его свойства
Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», 2 класс
Беседа «Из чего пекут хлеб», 2 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский
Татьяна Анатольевна Ситникова # 28 сентября 2017 в 18:19 0 | ||
|
Виктория Павловна Полковникова # 6 декабря 2017 в 12:55 0 | ||
|
Любовь Николаевна Вавилова # 9 января 2018 в 18:11 0 |