Цели: познакомить учащихся со свойствами воздуха; рассмотреть, что такое ветер, как образуется, его разновидности; раскрыть роль ветра в жизни растений.
I. Беседа.
Рассказ учителя дополняется ответами учащихся (по подготовленной заранее информации).
Учитель. Воздух постоянно находится вокруг человека, его невозможно увидеть, потрогать, попробовать на вкус, но он необходим всему живому на земле. Есть даже такая народная поговорка: «Необходим, как воздух». Что же в воздухе такого необычного?
Если рассмотреть из чего состоит воздух, то можно составить такой список:
1. Вода.
2. Пыль (твердые частицы).
3. Газы:
а) кислород (необходим для дыхания и горения);
б) азот;
в) углекислый газ (выделяется в процессе дыхания и горения);
г) прочие газы.
Какими же еще свойствами обладает воздух?
Воздух - это прозрачный, бесцветный и поэтому невидимый газ. Он не имеет определённой формы. И в этом он похож на воду.
Воздух можно сжать, и он станет упругим. Люди научились использовать силу сжатого воздуха. Благодаря ей работают многие механизмы - это насос для велосипеда, отбойный молоток и другое. Воздух хорошо удерживает тепло. Это его свойство помогает человеку, животным и даже растениям. Человек вставляет двойные рамы и утепляет свой дом. Птицы и животные сохраняют тепло своего тела благодаря воздуху, который находится между перьями и шерстью. В мороз растения согреваются под снегом воздухом, который находится между снежинками. Вот почему растениям зимой необходимо снежное одеяло.
При нагревании воздух расширяется и становится легче, а при охлаждении - сжимается и тяжелеет. Разгадка этого секрета помогла людям осуществить их давнюю мечту - летать. Так был изобретён воздушный шар. Воздух, который находится внутри воздушного шара, постоянно подогревается. А мы знаем, что при этом воздух становится лёгким и поднимается вверх.
Чистый воздух необходим всему живому. Загрязнённый воздух вреден здоровью человека и природе. Вот почему нужно заботиться о чистоте воздуха так, как мы заботимся о чистоте родного дома.
Откуда берется ветер.
Ученые уже давно установили, что воздух находится в постоянном движении. Воздушные массы имеют разную температуру, и именно по этой причине происходит их перемещение. Теплый воздух, являющий более легким, стремится подняться вверх, а холодный, сравнительно более тяжелый, как бы оседает вниз, занимая освободившееся место. Воздушные потоки все время стремятся поменяться местами и потому непрерывно движутся. Благодаря этому закону и возникают ветры - от легкого бриза до ураганного штормового.
Существуют местные ветры, образующиеся всегда в одно и то же время в определенной местности и дующие постоянное количество дней. К ним относится хамсин, возникающий в Сахаре перед разливом Нила и идущий 50 дней. Наиболее грозным ветром считается тайфун. Этот тропический вихрь нередко проносится над Индонезией, Японией и Китаем, причиняя огромные бедствия. Гораздо спокойнее ведут себя сезонные ветры - муссоны. Летом они непрерывно дуют со стороны моря в направлении берега. Объясняется это просто: суша нагревается быстрее, чем воды, и холодный воздух приходит с моря.
С давних времен известен и пассат - ветер, постоянно дующий в Атлантическом океане между северными и южными тропиками. Еще паруса каравелл Христофора Колумба наполнял этот ветер, который моряки называли «правильным и торговым». Такое утверждение было не случайным. В эпоху парусников пассаты представляли собой главную силу, способствующую успешному плаванию кораблей из Европы в Америку. Популярен у моряков и бриз - береговой ветер разных широт. Чаще всего его можно встретить на морском берегу, но бывает он и на больших озерах, и на крупных водохранилищах.
Смерч представляет собой гигантский вихрь с вертикальной осью длиной до нескольких сотен метров. Из центра большого облака, нижнее основание которого приобретает форму как бы опрокинутой воронки, вытягивается своеобразный огромный хобот, а навстречу ему поднимается другая воронка. Они соединяются и образуют гигантский стремительно движущийся и вращающийся столб, называемый смерчем. Смерчи возникают при неустойчивом состоянии атмосферы, когда воздух в верхних слоях значительно холоднее, чем в нижних. Создается активный воздухообмен, сопровождаемый образованием сильнейшего вихря, вращающегося со скоростью до 120 метров в секунду.
В жизни растений и животных ветер может приносить как вред (разрушение), так и пользу (распространение семян и опыление растений, перемещение влажных воздушных масс).
II. Самостоятельное задание.
Составить мини-рассказы о растениях, семена которых распространяются ветром.
Беседы по нравственному воспитанию в начальной школе
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский
Познавательная беседа в начальной школе. Вода и её свойства
Познавательная беседа для младших школьников. Микроскопические организмы
Нет комментариев. Ваш будет первым!