Загадки
Тот, кто ночь в пути проводит,
Знаю, глаз с тебя не сводит:
Он бы сбился и пропал,
Если б свет твой не сиял. (Полярная звезда.)
Он и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё время впереди. (Горизонт.)
• Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а алтари католических церквей - на запад.
• Буддийские пагоды обращены фасадами на юг.
• На куполах перекладины крестов расположены по направлению север - юг, а приподнятый конец перекладины «смотрит» на север.
Природные ориентиры
• В лесу муравьи строят свои муравейники с южной стороны деревьев.
• Мхи и лишайники на деревьях и камнях растут с северной стороны.
• Годовые кольца на пнях шире с южной стороны.
• Кроны деревьев гуще к югу.
• Осенью караваны птиц направляются к югу.
• Полярная звезда всегда указывает на север.
• Если в полдень встать спиной к Солнцу, то тень укажет направление на север.
• Сугробы около деревьев начинают таять с южной стороны.
• Кора большинства деревьев на северной стороне грубее, а на южной тоньше и пластичнее (у берёзы светлее).
• Ветви отдельно стоящего дерева с северной стороны короче, чем с южной.
• С северной стороны камни, черепичные и шиферные крыши чаще покрываются лишайниками и грибками.
• В полнолуние Луна на небосклоне располагается против Солнца, поэтому на юге она находится в полночь.
• До полудня юг будет справа от Солнца, а после полудня - слева.
Как определить время по цветам
Название цветка |
Открывается (час) |
Закрывается (час) |
Шиповник |
5.00-6.00 |
20.00-21.00 |
Одуванчик |
6.00-7.00 |
15.00-16.00 |
Осот полевой |
7.00-8.00 |
11.00-12.00 |
Кувшинка белая |
8.00-9.00 |
19.00-20.00 |
Гвоздика полевая |
10.00-11.00 |
14.00-15.00 |
Мать-и-мачеха |
10.00-11.00 |
18.00-19.00 |
Ориентирование на местности
Ориентироваться на местности - значит правильно определить стороны горизонта. В глубокой древности ориентирование сводилось к поиску направления на восток - в сторону восхода Солнца. Позже, главным образом после изобретения более двух тысяч лет назад в Китае компаса, основным направлением в ориентировании стало направление север - юг. Уже в 2000 г. до н. э. в Египте появились рисованные карты, а финикийцы использовали своеобразные морские карты, содержащие данные о ветрах, расположении звёзд и морских течениях. В XV-XVI вв. многие суда уже были оборудованы компасами, а европейская колонизация Америки, Африки и Юго-Восточной Азии способствовала совершенствованию топографических и морских карт.
Однако сориентироваться на местности - не значит только понять, где север, а где юг; нужно ещё определить своё местоположение относительно окружающих предметов, форм рельефа, найти правильное направление движения и выдержать его на протяжении всего маршрута. Ориентироваться можно по топографической карте, аэрофотоснимкам и по приборам наземной навигации.
Ориентирование на местности и по карте
Определить своё местоположение относительно сторон горизонта можно с помощью компаса, карты и по местным ориентирам - звёздам, Солнцу, Луне и т. д. Расстояние на местности можно определить рулеткой или шагами, зная среднюю длину шага. Для того чтобы провести топографическую съёмку местности, надо уметь определять направления, измерять расстояния на местности, а также определять относительные высоты точек. Направления определяют по азимуту. Азимут - это угол между двумя лучами, один из которых всегда направлен на север, а другой - на точку наблюдений. От направления на север азимуты отсчитываются по часовой стрелке.
Кроме реальных объектов на топографических планах и картах с помощью горизонталей показывают рельеф местности. Горизонтали - это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем моря или над уровнем, принятым за точку отсчёта. Для того чтобы на плане изобразить, например, холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой. Относительную высоту можно определить с помощью нивелира.
1. Что такое горизонт?
A) Линия, ограничивающая кругозор;
Б) направление движения;
B) местность, которую мы видим вокруг себя; +
Г) одна из сторон света.
2. Подчеркни промежуточные направления сторон горизонта:
СЗ, СЮ, ЗВ, ЮВ, ЗВ, СВ, ЮЗ, ВЮ.
3. Если встать лицом к Полярной звезде, то перед тобой будет направление:
А) на север; +
Б) юг;
В) запад;
Г) восток.
4. С какой стороны растёт мох на деревьях?
A) С северной; +
Б) с южной;
B) с западной;
Г) с восточной.
5. С какой стороны пня дерева годичные кольца шире?
A) С южной; +
Б) с северной;
B) с западной;
Г) с восточной.
6. Полярная звезда:
A) находится в созвездии Малой Медведицы;
Б) находится в созвездии Большой Медведицы; +
B) находится в созвездии Стрельца;
Г) не входит в состав созвездий.
7. Если в полдень встать к Солнцу спиной, то твоя тень укажет направление:
А) на север; +
Б) юг;
В) запад;
Г) восток.
8. Напиши графический диктант:
3 клетки на северо-восток, 2 - на юго-восток, 5 — на юг, 9 - на восток, 6 - на юго-запад, 2 - на юго-восток, 6 - на запад, 4 - на северо-запад, 1 - на северо-восток, 4 - на север, 2 - на северо-восток, 1 - на север, 3 - на запад.
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России
Ольга Анатольевна Грунина # 19 сентября 2022 в 15:52 +1 | ||
|