Наиболее успешными формами, уже с первого класса, представляются следующие.
Экскурсия. Экскурсия — коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. То есть экскурсия — это не просто прогулка по определенному маршруту, а серьезная работа, требующая большой предварительной подготовки учителя и учащихся. Для проведения экскурсии необходимо четко сформулировать тему и цели, определить место проведения, заготовить бланки и таблицы, которые будут заполняться по ходу экскурсии. Целесообразно разбить класс на группы (по 2-5 человек) и распределить между ними задания.
Необязательно место проведения должно быть удалено от школы. Умелый подбор заданий и плана экскурсий поможет учащимся получить и усвоить большой объем учебного материала, а близкое расположение объекта научит внимательнее относиться к живым объектам, воспринимать привычное окружение не как само собой разумеющееся, а как сложную цепочку взаимосвязей.
Развитию исследовательских умений у первоклассников способствуют как обзорные, так и тематические экскурсии.
Для развития исследовательских умений предпочтение следует отдать не обзорным, а тематическим экскурсиям. Тематическая экскурсия должна быть не продолжительнее 20-25 минут.
Помимо экскурсий младших школьников привлекают такие формы, как лектории и кинолектории. При подборе материалов для организации данных форм работы следует отдавать предпочтение интересным фактам, ярким иллюстрациям, т. к. исследователем движет в первую очередь любопытство. Объект исследования не должен выглядеть для ребенка безликим, ведь это инструмент для получения знаний, умений и навыков. Особенно, если речь идет о живом объекте. Получение исследовательских навыков должно проходить с приобщением ребенка к экологической культуре.
Представляем далее кинолекторий — как форму организации экологического образования учащихся младшего школьного возраста.
Телевидение вторглось в мир ребенка и играет все большую роль в его знакомстве с разнообразными явлениями жизни. Это объясняется достаточной доступностью, относительной легкостью восприятия телевизионных программ и их наглядностью. Все более возрастающее влияние телевидение начинает оказывать на процесс обучения в школе. Необходимость более широкого использования в учебном процессе технических средств обучения, в том числе телевидения, очевидна. Телевидение помогает сделать процесс обучения более наглядным, зрелищно привлекательным, эмоционально насыщенным, помогает рассказать о сложных проблемах науки в занимательной форме. Несмотря на необходимость внедрения телевидения в учебный процесс, большинство школ не имеют возможности оборудовать специальные видеоклассы. Тем более нет возможности оснастить видеоаппаратурой каждый кабинет. В связи с этим возникает необходимость централизованной организации тематических кинолекториев, доступных для школ и учреждений дополнительного образования.
Цель работы кинолектория: удовлетворение потребности образовательных учреждений района в просветительском видеоматериале; популяризация экологических знаний, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Кинолекторий призван не копировать традиционный школьный урок, а воплощать учебный материал в выразительной, интересной форме, соответствующей возможностям телеэкрана. Основную задачу работы кинолектория его создатели видят не во включении отдельных видеофрагментов в традиционный урок, а создании качественно новой формы образовательного процесса, отвечающей требованиям педагогики, научности содержания и достижению образной формы изложения материала.
Трудно переоценить значение кинолектория «Спешите спасти планету», учитывая его эколого-биологическую направленность. Кинолекторий помогает в наглядной форме изучить существующие в природе закономерности, познать тайны строения человеческого организма, вникнуть в актуальные для наших дней проблемы защиты окружающей среды. Экологический кинолекторий интересен не только как источник познания и средство воспитания, но и как яркое, выразительное зрелище, в котором жизнь различных животных, их первые шаги после рождения, освоение окружающего мира, борьба с соперником и врагом, различные повадки, искусно и с любовью заснятые оператором, предстанут действительно как целый мир, управляемый своими законами, мир гармоничный и прекрасный. Эстетическое воздействие видеоматериала усиливается умело подбираемым музыкальным сопровождением. В результате в процессе кинолектория достигается органичный синтез научно-познавательных, художественных и эстетических элементов, что позволяет одновременно воздействовать как на ум, так и на чувства учащихся.
Создание тематического занятия в рамках кинолектория процесс творческий. От цели, содержания, структуры занятия зависит в каждом конкретном случае выбор методики работы с классом, группой учащихся, группой продленного дня. Материал должен быть эмоциональным и вместе с тем деловым, но в меру. Перед показом фильма или видеофрагмента педагог должен направить внимание детей на те моменты, которые считаются наиболее важными, интересными. Условно схему проведения кинолектория можно разделить на следующие этапы:
♦ предкоммуникативный. На данном этапе педагог заинтересовывает учащихся рассматриваемой проблемой через вступительное слово перед фильмом или видеофрагментом;
♦ просмотр фильма, видеофрагмента;
♦ обсуждение, беседа после просмотра фильма, видеофрагмента.
Большое значение имеет включение в кинолекторий элемента занимательности, например, сказочных героев, которые вместе с ребятами дошкольного и младшего школьного возраста овладевают знаниями, помогают при повторении и закреплении новых понятий. Составляя сценарий кинолектория, педагоги стремятся не просто дать знания юным зрителям, но и вовлечь их в активный процесс сотворчества при освоении той или иной темы. Детям предлагаются разнообразные задания, увлекательные упражнения, викторины и прочие задания.
Тематика кинолектория для младшего школьного возраста представлены в Приложении 1.
Еще одно важное направление исследовательской деятельности — составление коллекций. Его тоже можно начать формировать даже у первоклассников.
Коллекция. Коллекция (от лат. collectio — собирание) — систематизация собрания однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес. Например, коллекция картин, материалов, почтовых марок1.
По общему счету и экспозиции музеев, и живой уголок, и различного рода выставки, так же как гербарии и собрание марок, представляют собой коллекцию. Правильно подобранная коллекция — отличная иллюстрация классификации и систематики предметов по значимым признакам. В овладении умением и навыком составления коллекции большую роль могут сыграть родители, увлекающиеся каким-либо видом собирательства и способные рассказать о своей коллекции.
В то же время составление коллекции способствует развитию аккуратности и навыков работы с простейшими инструментами. Так, учащиеся могут составить коллекцию осенних листьев. Коллекция может составляться по цвету листовой пластинки, по форме листовой пластинки, по форме края листа, либо учащимся предлагается самим определить принцип составления коллекции. Листья надо высушить, затем они могут быть наклеены/пришиты на картон, а могут послужить и на уроках труда для составления композиций. Творческие способности применительно к исследовательской деятельности — это поиск нетрадиционных способов решения поставленных задач, планирования экспериментов.
Можно дать учащимся задание собрать листья осенью по заданным признакам. Например, сделать коллекцию из 10 листьев какого-либо кустарника (чаще всего кизильника), собранных с верхушек побегов. При сборе необходимо соблюдать условие — не брать более двух листьев с одного куста. После обработки листьев (высушивания) необходимо измерить их по длине и ширине. Затем наклеить листья на картон в порядке увеличения длины листовой пластинки: от самой короткой до самой длинной. Коллекция должна называться «Изменение длины листьев кизильника, собранных _____ (дата) у ____ (место сбора)». Все листья должны быть пронумерованы, от 1 до 10.
К коллекции должна прилагаться таблица:
Изменение длины листьев кизильника, собранных
_____ (дата) у ______ (место сбора)
Размеры, см |
Номер листа |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Длина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ширина (в самой широкой части) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составление данной коллекции отрабатывает сразу несколько исследовательских умений. Во-первых, строгое следование инструкции; во-вторых, умение работать с инструментами (в данном случае линейка); в-третьих, фиксация результатов и сопровождение коллекции необходимыми подписями; в-четвертых, к данной коллекции можно вернуться, знакомя учащихся с факторами, влияющими на растения.
Охотно составляют учащиеся первых-вторых классов коллекции сухих плодов. Учащиеся третьих-четвертых классов могут попробовать свои силы в составлении гербариев. Гербарии могут быть тематическими. Например, «Коллекция кровоостанавливающих лекарственных растений». Гербарий также сопровождается подписями, в которых помощь взрослых неоценима (в определении самих растений и их систематического положения). Растение пришивается на картон, если оно не помещается, то его складывают гармошкой. Гербарный экземпляр обязательно должен содержать корни и цветки. Каждый лист гербария должен иметь этикетку с указанием названия, семейства растения, места сбора и имени сборщика.
К гербарию может прилагаться описание примерно следующего содержания.
Описание коллекции кровоостанавливающих лекарственных растений
Номер гербарного образца |
Вид и семейство |
Используемая часть растения |
Какие лекарства вырабатываются |
1 |
Водяной перец Семейство гречишные |
Трава |
Кровоостанав |
2 |
Зверобой продырявленный Семейство зверобойные |
Трава |
Кровоостанав |
3 |
Крапива двудомная Семейство крапивные |
Листья |
Кровоостанав |
4 |
Пастушья сумка Семейство крестоцветные |
Трава |
Кровоостанав |
5 |
Сушеница топяная Семейство сложноцветные |
Трава |
Понижает кровяное давление; лечение ран, язв, ожогов |
6 |
Тысячелистник обыкновенный Семейство сложноцветные |
Трава |
Кровоостанав |
Для развития познавательного интереса учащихся можно предложить им попробовать себя в роли сыщиков и раскрыть преступления, используя знания.
В Приложении 2 предлагаются короткие зарисовки (удобны для использования на уроках) и полновесные рассказы (уроки, занятия детских образовательных объединений) с главными героями Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, которые выходят победителями в схватке с преступностью благодаря биологическим знаниям. Ребятам предлагается отгадать, как Шерлоку Холмсу удалось разрешить очередную загадку следствия.
В начальной школе со второго-третьего класса можно приобщать младших школьников к наблюдениям и опытам.
Приведем примеры опытов и наблюдений с участием младших школьников.
1. Как выработать у морской свинки условный рефлекс на цвет. (Нахождение пищи в домике определенной окраски.)
Цель опыта — выяснить, различают ли морские свинки цвет и как скоро можно выработать у них условный рефлекс на цвет.
Материалы и оборудование: морская свинка, три цветных домика (красный, голубой, зеленый), корм.
Проведение опыта. Три деревянных (или из фанеры) домика окрашивают в разные цвета (красный, голубой, зеленый). Входное отверстие делают такой величины, чтобы морская свинка могла свободно проходить внутрь домика. Опыт ставят с прирученными животными в полной тишине без посторонних лиц. Трижды в день — утром, днем и вечером подопытное животное до 10 раз выпускают на стол. В начале работы ставят домик только того цвета, на который вырабатывается условный рефлекс. Кормят свинку только в этом домике.
Затем (дней через 5) рядом с этим домиком ставят домик другого цвета и отмечают поведение животного. После того как животное перестает путать домики, их переставляют на другое место и меняют местами, чтобы проверить, действительно ли животное различает цвет, или оно руководствуется кинетическим чувством. По окончании работы, которую следует проводить в течение месяца, учащиеся представляют дневник наблюдений с выводами.
2. Как выработать условный рефлекс у крыс.
Пять-шесть животных помещают в просторную клетку. Помимо различного корма, всем им дают наиболее предпочитаемые лакомства: семена подсолнечника, колбасу, сало и т. п. Лакомства кладут в небольшие баночки, выкрашенные в яркие цвета — белый, красный, синий и т. д.
По истечении нескольких дней все животные будут находить горшочки, окрашенные в соответствующий цвет, где бы они ни находились, даже если лакомство будет в сосудах, окрашенных в другие цвета, а первые будут пустыми. Для закрепления такого поведения животных, некоторое количество корма необходимо помещать в соответственно окрашенные горшочки. Между этими горшочками можно установить различные препятствия.
Этот опыт убедительно показывает, что крысы отлично различают цвета спектра и ориентируются на них, причем это ориентирование приобретает такой резко выраженный рефлекторный характер, что даже подавляет естественное для млекопитающих ориентирование при помощи обоняния.
3. Опыты и наблюдения за хомяками (или другими мелкими млекопитающими).
В первую очередь нужно ознакомиться с внешним строением животного, определить его размер, массу, пол, выяснить суточную и сезонную активность хомяков. Проследить, как влияет погода, время года, время суток на активность животного. Наблюдения проводить три раза в сутки по 20 минут.
Затем нужно установить суточную норму кормления. Выяснить, какие корма животные поедают лучше, какие запасают впрок. Для этого разложить в клетке различные корма и проследить, в какой последовательности берет их хомяк, в какой последовательности поедает сочные и сухие корма, а также при каких условиях использует корм кладовой.
Можно установить, как и где самка устраивает гнездо, для чего пересадить хомяков в большой ящик с землей, насыпанной до половины, и положить туда разнообразный материал для выстилки гнезда. Если это будет большой садок, то можно наблюдать процесс рытья норы. Выяснить: в чем проявляется забота самки о детенышах, какие взаимоотношения устанавливаются между хомячатами в разные периоды развития. Заметить, как самка ведет себя в случае появления около гнезда чужих детенышей и как реагирует на то, что ее детеныши побывали в чужом гнезде.
4. Наблюдения и опыты над пресмыкающимися.
Методика изучения пресмыкающихся в уголке живой природы позволяет максимально эффективно использовать представителей данной группы животных для развития исследовательских умений и формирования научного склада мышления у школьников.
Наблюдения в уголке живой природы могут включать в себя два следующих друг за другом этапа: ознакомительный; углубленное изучение объекта.
Памятка по изучению пресмыкающихся
1. Как называется вид, его систематическое положение?
2. Определите форму тела животного. На какие отделы тело делится?
3. Чем покрыто тело животного? Состояние кожи (сухая, влажная)? В каких местах может обитать животное с таким покровом? Какова окраска тела? Какое значение может иметь такая окраска в жизни животного?
4. Определите форму головы животного. Сильно или слабо развиты челюсти? С чем это связано? Есть ли зубы на челюстях? Велики ли размеры глаз? Подвижны ли глаза? Заметен ли зрачок? Какой он формы? Роль головного отдела в жизни организма.
5. Есть ли у животного шейный отдел? Значение шейного отдела в жизнедеятельности организма.
6. Форма туловища животного. Окраска, его размеры. Сколько конечностей, их расположение.
7. Одинаково ли развиты передние и задние конечности? С чем это может быть связано? Одинаково ли развиты пальцы на каждой конечности? Имеются ли когти? Есть ли между пальцами плавательная перепонка? Какие функции выполняют передние и задние конечности? Какие виды активности характерны для поведения этого животного?
8. Есть ли хвост у животного? Его длина, толщина? Чем покрыт хвост? Подвижен ли он? Функции хвоста.
9. Как быстро передвигается животное? Есть ли реакция на движения человека и другие воздействия из внешней среды? Контактирует ли объект изучения (и каким образом) с другими особями своего вида?
10. Боится животное человека или проявляет агрессию? Берет ли животное корм из рук? Какие корма предпочитает? Насколько сложно поведение пресмыкающегося?
11. Размножается ли животное данного вида в неволе? При каких условиях?
12. Рацион и режим кормления животного.
Младшие школьники часто отдыхают в летних лагерях, пришкольных лагерях. Системно организованная исследовательская деятельность в лагере дает положительные результаты в развитии исследовательских способностей ребенка.
Например, «День художника» в детском лагере. Ну, какой художник без красок?! А краски, если речь идет о натуральных, прежде всего, знание ботаники и химии. А это в традициях нашего лагеря, ведь краски мы будем делать сами — совсем как художники стародавних времен, когда для красок брали размолотые камни, обожженную землю, цветные глины, иногда кору, корни, стебли и листья.
Комнатные растения в образовательном учреждении необходимы для демонстрации, наблюдений, проведения опытов, при выполнении практических работ и внеклассных занятий. Большая познавательная и воспитательная роль уголка живой природы подтверждена школьной практикой. Зимний сад или уголок живой природы могут стать хорошей дополнительной материальной базой для учителя. Изучение комнатных растений способствует повышению познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности. Методический материал по работе учителя и учащихся начальных классов с комнатными растениями представлен в Приложении 3.
Младшим школьникам доступно следить за погодой и проводить фенологические наблюдения.
Температурные данные можно получать из официальных прогнозов погоды: радио-, телепрогнозы, газетные публикации, интернет. А можно получать данные самим с помощью уличного термометра. Все данные должны фиксироваться в дневнике. Затем можно устроить обсуждение: есть ли различие данных официальных от данных, полученных самостоятельно; отличаются ли показания уличных термометров на солнечной и теневой стороне; на сколько изменяются показания в течение дня; что такое «средняя температура». Правильно собранные и грамотно оформленные в дневнике данные могут быть использованы в исследовательской работе.
Фенологические наблюдения (фенология — раздел биологии, изучающий закономерности и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)1 организуются с младшими школьниками в непосредственной близости от школы. Выбирается 2-3 объекта, за которыми в определенное время проводятся наблюдения, и отмечаются все замеченные изменения в дневнике наблюдений. Младшим школьникам вести такого рода наблюдения будет интересно, если есть возможность сравнения полученных данных с данными, полученными ранее.
Юные исследователи должны уметь работать с литературой. Для начала неплохо освоить написание энциклопедических справок, которые могут быть использованы для публичных выступлений, подготовки паспортов растений и животных, тематических стенгазет и т. и. Энциклопедическая справка представляет собой краткое описание какого-либо предмета, объекта, явления и отражает основные его характеристики. Ниже будут приведены несколько энциклопедических справок обитателей живого уголка.
Энциклопедические справки об обитателях живого уголка представлены в Приложении 4.
Тематика кинолекториев для младших школьников
Приводим тематику кинолектория для младшего школьного возраста
1. Тайны заветных трав. (Лекарственные растения).
2. Кто как зимовал? (Приспособление животных к условиям зимы).
3. Во сне или наяву? (Экологические группы животных).
4. Подводное царство. (Приспособление животных к водной среде обитания).
5. Удивительный мир птиц. (Многообразие птиц, их приспособления, связанные с полетом).
6. Давайте думать вместе. (Экологическая азбука).
7. Лес и его обитатели. (Обитатели леса).
8. Крошечные соседи. (Мир насекомых).
9. Кто где живет? (Природные зоны России).
10. Динозаврики. (Период расцвета динозавров).
Зарисовки на биологическую тематику
Короткие зарисовки (удобны для использования на уроках) и полновесные рассказы (уроки, занятия детских образовательных объединений) с главными героями Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, которые выходят победителями в схватке с преступностью благодаря биологическим знаниям. Ребятам предлагается догадаться, как Шерлоку Холмсу удалось разрешить очередную загадку следствия.
Похищение статуэтки
Из дома коллекционера была похищена одна очень редкая статуэтка. Прислуга вне подозрения. Холмсу не составило большого труда убедиться, что за распорядком жизни коллекционера можно наблюдать из дома напротив. Однако окно, выходящее на дом коллекционера, было плотно закрыто ставнями. Сосед клялся, что в эту комнату никто давно не входил, ставни не открывал и ничего не трогал. На что Холмс, взглянув на зеленое растение, стоящее на окне, сказал, что у него есть свидетель, который может доказать обратное.
Что это за свидетель?
Какие неопровержимые «доказательства», уличающие хозяина дома во лжи, этот свидетель может предъявить?
Неудавшееся алиби
Подозреваемый в одном преступлении пытался доказать свое алиби фотографией. Он утверждал, что в вечер преступления был за городом, где и была сделана эта фотография на фоне подсолнухов с высоко поднятыми соцветиями. «На обратной стороне, — добавил подозреваемый, — я поставил не только дату, но и время. У вас еще остались какие-то сомнения?»
— Нет, — ответил Холмс, — теперь я абсолютно уверен, что на месте преступления были именно вы.
Что привлекло внимание Шерлока Холмса на фотографии?
На основании чего сыщиком был сделан вывод, что подозреваемый лжет?
Прерванный эксперимент
Шерлока Холмса в свою лабораторию пригласил знаменитый профессор.
— Я был в пяти минутах от открытия, которое перевернуло бы мир! Сегодня, войдя в лабораторию, я нашел подопытную мышь мертвой. Посмотрите, стеклянный колпак полностью изолировал ее от окружающей среды, где могли бы находится микробы. В рационе присутствовали все витамины и питательные вещества. Ничто не предвещало подобного исхода. Есть одно объяснение — это чьи-то происки. Прошу вас, Холмс, найдите виновного.
— Успокойтесь, профессор. Просто я бы посоветовал вам в следующий раз под колпак с мышью поставить какое-нибудь растение.
Что, по вашему мнению, послужило причиной гибели мыши?
Почему Холмс посоветовал поставить под колпак растение?
Дело контрабандиста
Два друга, мистер Холмс и доктор Ватсон, возвращались с прогулки.
— Смотрите, Холмс, около нашего дома стоит кэб. Наверное, кто-то приехал за помощью.
— Нет, Ватсон, это полицейский экипаж. Посмотрите на расстояние между колесами и фонарь. А вот и констебль.
Констебль вышел из подъезда и, увидев Холмса, поспешил навстречу.
— Сэр, инспектор Лейстред недалеко отсюда проводит осмотр дома, и хотел бы услышать ваше мнение. Можете воспользоваться моим экипажем.
Прибыв по указанному адресу, мистер Холмс и доктор Ватсон увидели толпу полицейских. Сыщика и его друга сразу же проводили к инспектору. Лейстред был в замешательстве и ходил из угла в угол.
— О, мистер Холмс, хозяин дома сущий дьявол. Нам хорошо известно, что он занимается контрабандой, но ни разу не был пойман с поличным. Сегодня агент выследил его. И что вы думаете, этот человек со свертком под мышкой поднялся к себе, ровно через три минуты приехала полиция, а свертка и след простыл. За домом давно установлено наблюдение. Я уверен, что передать свою ношу он никому не мог.
В углу на стуле сидел подозреваемый — маленький человечек с хитрыми бегающими глазами.
— Инспектор, не было никакого свертка, ваш человек ошибся.
Тем временем Холмс уже приступил к осмотру. Вскоре окно со стоящими на подоконнике растениями привлекло внимание сыщика.
— Инспектор, что вы можете сказать об этом растении? — мистер Холмс указал на один из цветочных горшков.
— Абсолютно ничего. Я не разбираюсь в комнатных растениях.
Лейстред вдруг прекратил свой бег по комнате.
— Холмс, не думаете ли вы, что этот сверток спрятан в цветочном горшке? Если да, то ошибаетесь, он был достаточно большим.
Холмс продолжал осматривать растение.
— Подойдите к окну, инспектор. Вы слышали о листовой мозаике? Я вам напомню. Это взаимное расположение листьев, при котором листовые пластинки крупных листьев и все листья побега или ветки находятся в одной плоскости. Осуществляется за счет неравномерного деления клеток черешков.
Куда направлена листовая мозаика этого растения, Лейстред?
Инспектор, не ожидавший такой полной справки, произнес только: «В комнату».
— Так вот, Лейстред, тайник находится в этом окне, скорее всего под подоконником.
В очередной раз Шерлок Холмс оказался прав. Сверток был обнаружен, и на неуловимом контрабандисте защелкнулись наручники.
Возвращаясь домой, Холмс не выдержал.
— Завтра все снова будут говорить, какое сложное дело раскрыл инспектор Лейстред из Скотланд-Ярда, — и, взглянув на друга, добавил: — Только не спрашивайте, Ватсон, как я нашел тайник. Это же элементарно.
— Листовая мозаика способствует лучшему поглощению солнечных лучей. Поэтому у всех растений, стоящих на подоконнике она была направлена в сторону окна и лишь у одного — в комнату. Для растений очень важен свет, и как бы ни переворачивали цветочный горшок, листовая пластинка обращается к окну. Но для ориентации требуется время. Поэтому, увидев растение, «отдавшее предпочтение» темной комнате, я сразу сделал вывод, что его кто-то совсем недавно трогал. Учитывая короткий временной промежуток до появления полиции, логичнее предположить, что цветочный горшок в спешке поставили на подоконник, чтобы замаскировать наличие тайника, но забыли о листовой мозаике.
Дело о похищенном бриллианте
Мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон завтракали, когда в дверь постучали, и в комнату вошел инспектор Лейстред.
— Лейстред, не хотите ли чашечку кофе? — предложил Холмс.
— Спасибо. Прошу простить меня, джентльмены, что побеспокоил в столь ранний час. Вы, наверное, слышали о выставке цветов, которая должна состояться сегодня?
— Ну, конечно же, — ответил Холмс, — об этом написано во всех газетах. Любители цветов привезут свои лучшие растения со всех уголков Англии.
— Мистер Холмс и доктор Ватсон, если вы сегодня не заняты, я предлагаю посетить вам ее.
Ватсон удивленно посмотрел на Лейстреда.
— Как, вы решили заняться цветоводством, инспектор?
— Между прочим, — заметил Холмс, — разведение цветов может быть довольно прибыльным делом. Группе американских собирателей орхидей удалось получить за несколько растений 100 000 долларов. Однако подобное путешествие в дебрях Юго-Восточной Азии около Калькутты могло окончиться совершенно иначе.
Холмс встал и взял с полки книгу.
— Послушайте, что писал об орхидеях Герберт Уэллс: «Приобретать орхидеи так же увлекательно, как играть на бирже. Это своего рода спекуляция. Перед вами сморщенный коричневый корешок и ничего больше. Быть может, растение умирает или умерло, быть может, также, оно является драгоценным приобретением, а такие случаи бывали не раз... на нежно-зеленом стебле, быть может, расцветет предмет вашей гордости, который принесет вам бессмертие — ибо чьим именем надо увековечить новооткрытое чудо природы, как не именем того, кто его открыл?».
— Вы хотите прославиться, Лейстред? — сказал Холмс, откладывая книгу.
— Не время шутить, мистер Холмс, дело серьезнее, чем вы думаете. Готов держать пари, что ваш оригинальный метод не справится с этой задачей.
Вы, конечно же, слышали о похищении бриллианта у американского миллионера. След привел в Англию. Четверть часа назад в Скотланд-Ярд телеграфом было сообщено, что передача бриллианта новому владельцу произойдет как раз на выставке цветов. Предположительно, бриллиант будет спрятан под одним из растений. Полиция не в состоянии перерыть тысячи цветочных горшков, да и никто не даст на это разрешение. Однако нельзя упустить этот бриллиант. Холмс, по-моему, эта загадка как раз в вашем вкусе.
Минутой позже мистер Холмс и доктор Ватсон уже сидели в кэбе.
— Какие у вас предположения, Ватсон?
— Преступники недавно приехали в Англию, скорее всего с выращиванием цветов совершенно незнакомы. Я думаю, нужно обратить внимание на невзрачные и слабые растения. Сожалею, Холмс, вряд ли это будут ваши любимые орхидеи.
— Браво, Ватсон, вы делаете успехи.
На выставке Холмс долго ходил от одного растения к другому. Лейстред начал заметно нервничать: передача бриллианта могла произойти в любую минуту. Холмса, казалось, это нисколько не беспокоило. Он увлеченно разговаривал с продавцом прекрасных флоксов.
— У вас прекрасное растение. Оно великолепно смотрится в этом горшке. Его цвет делает окраску венчика более выразительной. В обыкновенном глиняном он выглядел куда менее эффектно. Скажите, это была ваша идея покрасить горшок масляной краской?
— О, да, — ответил продавец, человек средних лет с красивыми, правильными чертами лица, — цветы очень много значат в моей жизни. Я рад, что вы так высоко оценили мой труд, но, к сожалению, скоро с моим любимцем придется расстаться.
— Я вас пониманию. Однако думаю, у этого растения главное достоинство скрыто под землей. Лейстред, вот человек, который вам нужен, — и, повернувшись к изумленному Ватсону, добавил, — идемте, Ватсон, я покажу вам орхидеи.
Возвращаясь домой, Ватсон не выдержал:
— Холмс, как вам это удалось? Прекрасное растение, приятный человек — это совсем не соответствует моим предположениям.
— И, тем не менее, Ватсон, вы были совсем не далеки от истины. Все настолько очевидно, если бы на горшке было написано: «Здесь лежит бриллиант». Как вы еще не догадались? Это же элементарно. Масляная краска, Ватсон, масляная краска.
Вскоре в дневнике доктора Ватсона появилась запись.
— Мой дорогой друг, вы почти решили эту задачу, — Холмс сидел в своем кресле и курил трубку, — конечно же, преступники ничего не знали о выращивании растений. Им и невозможно было что-то вырастить, так как постоянно приходилось менять местонахождение. Больше чем уверен, идея о выставке цветов пришла им в голову в последний момент. Они просто купили растение и спрятали бриллиант. Только несведущему человеку могла прийти мысль покрасить горшок масляной краской, которая нарушает дыхание корней. Еще день или два и растение полностью соответствовало бы вашему описанию, Ватсон. Возможно, действительно, преступники сочли, что в таком горшке растение будет выглядеть лучше, но возможно и то, что цвет горшка был опознавательным сигналом, что бриллиант был благополучно доставлен. Но эту последнюю загадку я предоставлю решать инспектору Лейстреду.
Работа с комнатными растениями
Подбор растений
Растения должны отвечать следующим требованиям:
♦ могут быть использованы в учебном процессе;
♦ широко распространены и доступны для приобретения;
♦ неприхотливы к условиям выращивания;
♦ не занимают много места и декоративны;
♦ легко размножаются в комнатных условиях.
Растения следует подбирать для южных и северных окон. На северных окнах хорошо растут нефролепис, птерис, адиантум. При недостаточном освещении можно выращивать и некоторые виды красивоцветущих и декоративно-лиственных растений — сенполию, кливию, аспидистру, марантовые, а также хвойные — кипарисовик, араукарию.
Для нормального роста и развития комнатные растения нуждаются в хорошем освещении, особенно такие, как колеус, каланхоэ, циперус, пассифлора, кактусы, пальмы.
При выращивании комнатных растений следует знать, что все они, в том числе и светолюбивые, могут пострадать ранней весной от ярких лучей солнца. Поэтому в ранний весенний период рекомендуют притенять растения, особенно в полуденные часы.
Нередко в хорошо освещенных уголках живой природы создают горки суккулентных растений. Суккуленты можно подобрать из разных семейств (кактусовых, толстянковых, лилейных, молочайных и др.). Все они приспособлены к жизни в условиях резкого недостатка влаги. Одним из приспособлений является запасание воды в органах. Все суккуленты принято разделять на листовые и стеблевые. Первые — алоэ, гастерии, хавортии, седумы, эхеверии, толстянки — запасают воду в листьях; вторые — кактусы, стапелии и др. — накапливают воду в толстых стеблях. Учащихся, как правило, интересует медленный рост суккулентов. Объясняется он тем, что у данных растений замедлена транспирация, с чем связано и замедление непрерывного тока пластических и минеральных веществ по растению. Следовательно, физиологические процессы у суккулентов замедлены, поэтому и рост у них замедлен. Почти все суккуленты растут на плотной, не очень питательной земляной смеси (глинистой, листовой, перегнойной земли и крупнозернистого песка в равных частях). При поливе нельзя допускать попадания воды в листовые пазухи — это приводит к загниванию растения. Избыточный полив летом и недостаточное освещение зимой вызывают вытягивание растений.
Среди большого разнообразия декоративных растений для зимнего сада можно выбрать много ампельных и вьющихся растений. Разместив их в оригинальных кашпо, на пристенных полочках, подставках, можно сделать уютные привлекательные уголки (филодендрон, традесканция, циссус, аспарагус, сеткрезия, сциндапсус, клеродендрон и др.).
Некоторые растения нуждаются в особых условиях выращивания. В зимнем саду они часто поражаются вредителями или подвергаются болезням. Например, при выращивании цитрусовых нарушение режима питания или увлажнения ведет к листопаду, поражению щитовкой.
Растения, которые зимой сбрасывают листья, придают саду неухоженный вид (фуксия, ахименес, гинкго, гортензия и др.). Поэтому очень важно иметь больше таких видов, которые вегетировали бы в осенне- зимний период, когда в природе совсем нет растений в цветущем состоянии.
Размещение растений в помещении
Размещают растения в соответствии с их биологическими особенностями.
Растения, требующие повышенной влажности, хорошо растут в специально оборудованной влажной камере (папоротники, мхи, традесканции, циперус). Можно оборудовать комнатную тепличку на передвижном столике.
Желательно оборудовать комнатный парничок и световую камеру для проведения опытов.
Определенное место занимают горки самых разнообразных конструкций. Если горка имеет вид пирамиды, то на стороне, обращенной к окну, нужно выставить светолюбивые растения, а на противоположной стороне — теневыносливые. Высокие растения ставят на самые нижние полки. Такой расстановкой достигается хорошая освещенность.
Посуда
При организации зимнего сада необходимо помнить об его эстетическом виде. Важное значение имеет подбор посуды для растений. Лучше всего подбирать горшки и кашпо в каком-то одном стиле. Если же имеются нестандартные, разные горшки, то можно их поместить в контейнер высотой до 15 см, специально изготовленный, выравнивая глубину погружения горшков с помощью гравия, песка, торфа и т. п.
Для создания кактусовых горок растения высаживают группами в специальные плошки или выставляют в небольших вазонах.
После того как растения выставлены на постоянное место, необходимо к каждому виду составить паспорт, по которому произвести запись в инвентарной книге. К горшку прикрепить этикетку с указанием видового названия растения, семейства и происхождения.
Необходимо правильно подобрать почвенные смеси, своевременно и грамотно вести уход за растениями.
Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений
1. Сделайте вместе с детьми морфологическое описание комнатных растений. Составьте этикетку для каждого растения (название вида, принадлежность к определенному семейству, родина комнатного растения).
2. Нанесите на контурную карту полушарий географическую родину комнатных растений.
3. Используя знания по природоведению, опишите климатические условия жизни растений на их родине.
4. Вместе с детьми выясните, какие условия жизни необходимо создать различным комнатным растениям для их роста и развития. На какие окна, по сторонам горизонта, необходимо расставить ваши комнатные растения? Какое количество тепла и влаги им необходимо?
5. Пронаблюдайте за их ростом и развитием после того, как вы создали для них необходимые условия жизни.
6. Результаты выводов, наблюдений и рекомендаций по уходу за комнатными растениями зафиксируйте и оформите в тетради для самостоятельной работы.
Уход за растениями (Памятка)
Полив. Количество воды для полива зависит от биологических особенностей растения, времени года, температуры, освещенности, размера горшка, качества почвы. Полив необходим, когда почва в горшке становится светлой, сухой на ощупь, горшок становится легким, при ударе по нему слышится звонкий звук. Поливают отстоенной в течение суток водой комнатной температуры.
Рыхление поводят на следующий день после полива. Почву в горшках рыхлят неглубоко около корня растения, глубже к краю горшка.
Опрыскивание проводят теплой отстоенной водой, так, чтобы листья полностью покрылись слоем мелких капелек воды. Нельзя опрыскивать растения с опушенными листьями; нежелательно проводить опрыскивание при низкой температуре воздуха в помещении.
Мытье. Растения можно мыть под душем, с помощью опрыскивателя или мягкой губкой, поддерживая листья во время мытья рукой. Суккуленты и растения с опушенными листьями не моют — пыль с них сметают мягкой щеточкой.
Обрезка и прищипка проводятся для усиления кущения растений. Прищипка — это удаление точки роста на стебле. При обрезке удаляют часть побега под острым углом над узлом. Используют секатор, ножницы или нож.
Формовка подразумевает подвязывание стеблей к опорам для того, чтобы внешне растение выглядело более эффектно. В качестве опор используют колышки, трубки со мхом, обручи из проволоки; опоры устанавливают так, чтобы они доставали до дна горшка.
Полировку крупнолистных растений проводят с помощью ваты, смоченной специальными полирующими жидкостями. Нельзя полировать молодые листья и сильно нажимать на листья.
Очистка — это удаление отмерших листьев, поврежденных частей и увядших цветков.
Подкормку растений удобрениями необходимо начинать через два месяца после пересадки (в течение этого времени истощается запас питательных веществ в почве). Подкормки проводят в период активного роста и цветения регулярно, учитывая биологические особенности растений. В период покоя подкормки уменьшают или совсем исключают.
Вредители. При их обнаружении необходимо применять меры сразу: провести соответствующие обработки химическими или народными средствами, устранить ошибки в уходе (являющиеся, как правило, главными причинами поражения растений вредителями).
Болезни. При появлении первых признаков заболевания удалить пораженную часть растения; если требуется, использовать фунгицид, исправить ошибки в уходе.
Энциклопедические справки об обитателях живого уголка
Энциклопедические справки выполнены учащимися под руководством педагога дополнительного образования Детского эколого-биологического центра Заволжского района г. Ульяновска О. В. Елфимчевой.
Европейская болотная черепаха. Имеет средние размеры. Длина панциря от 15 до 20 см. Спинной щит (карапакс) соединен с брюшным (пластроном) подвижно — сухожильной связкой. Хвост довольно длинный, до половины длины панциря. Плавательные перепонки на лапах хорошо развиты. Сверху темно-оливкового или темно-бурого цвета. Брюшной щит желтый или темно-бурый. Шея, ноги, хвост покрыты многочисленными пятнышками желтого цвета. Пластрон у взрослых самцов вогнутый, у самок плоский. У самцов радужная оболочка глаза коричневая, у самок желтая с темными радиальными полосками.
Ареал распространения: Южная, Центральная Европа, Средняя Азия, Северо-Западная Африка, центральные и южные районы Европейской части на Кавказе, Приуралье. На территории Ульяновской области проходит северная граница ареала.
Обитает в реках, озерах, старицах, прудах с илистым дном. От водоемов отходит недалеко. При опасности уходит в воду, затаившись на дне. В воде передвигается быстро, хорошо плавает и ныряет, подолгу оставаясь под водой. Активна днем и в сумерки. Кормится как в воде, так и на берегу. В рацион питания входят беспозвоночные (личинки комаров, стрекоз, жуки, головастики, дождевые черви), а также растительные корма, водоросли, высшие водные и приводные растения. Ведет скрытый образ жизни.
Зимует на дне водоемов, уходя на зимовку в конце октября. Выходит после зимней спячки в конце апреля — начале мая, когда температура достигает +5...+10 °С. Самка откладывает по 5-10 яиц (май, июнь, июль). Яйца откладываются в вырытую самкой ямку глубиной примерно 10 см. Яйца покрыты белой известковой скорлупой, имеют вытянутую форму, длиной 28-39 мм, шириной 18-20 мм, вес около 8 гр. Развитие в яйце продолжается 70-100 суток. Половой зрелости достигает в 6-8 лет. Продолжительность жизни 25-30 лет.
Песчанки — это мелкие грызуны, внешне напоминающие крыс и мышей. Морда заостренная, глаза большие, хвост приблизительно равен длине тела, покрыт густыми короткими волосками и заканчивается «метелкой» из удлиненных волос черного цвета. Окраска меха на спине желтовато-песчаная, брюхо белое, хвост рыжевато-желтый.
Распространена в Нижнем Заволжье, на юге Сибири. Населяет поросшие пустынной растительностью участки с песчаной, глинистой и щебенистой почвами. Питается зелеными частями травянистых растений и ветками кустарников, охотно поедает различное зерно. Осенью зверек делает запасы на зиму из веток саксаула, верблюжьей колючки и др. Норы семья песчанки роет глубокие (до 3 м) и сложные, с десятками входных отверстий, сетью подземных галерей.
В домашних зооуголках песчанка встречается редко, хотя у нее много положительных качеств. Эти зверьки активны в светлое время суток, они довольно быстро приручаются и легко вступают в контакт с человеком (приходят на зов, берут угощение из рук). Песчанки очень подвижны, им несвойственно проявление хищнических инстинктов. Легко размножаются в неволе, продолжительность их жизни составляет 3-4 года.
Канарейка. Звонкая, красивая песня с чередованием замысловатых колен, способность перенимать песни других птиц, сравнительная простота разведения сделала канарейку любимицей человека.
Родиной канареек являются Канарские острова — это край вечной весны, что и послужило названием. Эти птицы стараются избегать тенистых лесов и встречаются лишь там, где негусто растущие деревья перемежаются кустарниками и полянами. Кроме того канарейки живут в садах и даже в городских парках. Птицы населяют как низменности, так и горы.
Дикая канарейка стройнее и меньше одомашненной, оперение у нее плотнее прилегает к телу. Ее волнообразный полет напоминает полет нашего реполова.
Окрашена она очень скромно. У самца верхняя сторона тела серовато-зеленая с темными продольными пестринами, нижняя зеленовато-желтая; окраска самки тусклая, серее; длина птицы от конца клюва до конца хвоста 12-14 см.
Домашняя канарейка всеядна. Основным рационом взрослых птиц служит смесь различных семян: канареечного семени, овсяной крупы, мышиного семени, семян сорных трав. Птицы охотно едят яблоки, тертую морковь, капусту, салат, мокрицу, листья одуванчика и другую зелень. Также нужно давать канарейкам сваренное вкрутую куриное яйцо, размельченные каши.
Первыми разводчиками канареек стали испанские монахи. В XVI веке канарейка распространилась по всем странам Европы, а позднее очень стремительно по всему миру.
В настоящее время мировое канароводство развивается по трем основным направлениям: разведение певчих, декоративных и цветных канареек.
Золотистый хомяк. Впервые это животное было обнаружено в 1839 г. где-то в Аравийской пустыне. Затем длительное время золотистого хомяка не удавалось увидеть в природе, и поэтому его считали вымершим. Лишь спустя около ста лет, этот вид животного был вновь обнаружен в природе, несколько особей было отловлено, и с 1930 г., его стали разводить в неволе как лабораторное животное.
Длина тела зверька около 8 см. Коренаст, с очень маленьким хвостом. Мех на спине рыжевато-коричневый, охристо-буроватый или золотисто-желтый, брюшко светлое. Шерсть у золотистого хомяка густая, мягкая и бархатистая.
Этот зверек популярен среди любителей животных, очень интересен и довольно забавен. Передними лапками с гибкими подвижными пальцами он действует во время еды как руками. Любит делать запасы корма, который перетаскивает в удивительно объемных защечных мешках.
Кормление золотистых хомяков несложно. Практически, это всеядные зверьки. Они едят различные крупы, зерно и зерновые отходы. Не брезгуют кашами, хлебом и корнеплодами, любят вареное мясо и насекомых. В небольших количествах поедают зелень, сено и фрукты.
В неволе золотистые хомяки живут около 3 лет. Это животное обладает достаточно высокой плодовитостью. За один год самка приносит потомство несколько раз (3-4 помета по 6-9 детенышей). В двухмесячном возрасте молодые хомячки становятся вполне самостоятельными и, в свою очередь, тоже могут приносить потомство.
Единственным недостатком золотистого хомяка является его ночная активность (большую часть дня эти животные спят, прячась в укрытии), но это не мешает считать золотистого хомяка одним из интереснейших обитателей живого уголка.
Волнистый попугайчик. Вывезенный из Австралии более ста лет назад, этот вид попугая очень быстро завоевал весь мир, приобретя славу интересной общедоступной птички.
Волнистые попугайчики — жители открытых пространств типа саванн, где они находят свою основную пищу — семена травянистых растений. Полет этих птиц очень быстрый и маневренный, что позволяет им преодолевать большие расстояния при кочевках.
По окраске даже волнистые попугаи очень красивы: цвет оперения у них — травянисто-зеленый, спереди на голове маска желтого цвета, внизу которой расположено 6 черных точек (по 3 с каждой стороны). Верхняя точка сливается с фиолетовым пятном каплевидной формы. Верхняя часть тела, начиная от края желтой маски и включая шею, спину и крылья, покрыта черным волнистым рисунком, что и послужило для названия этого попугайчика — волнистый. Два длинных центральных хвостовых пера у него, темно-синего цвета с металлическим блеском. Размер тела взрослых птиц 18—19 см. Самец отличается от самки по цвету восковицы, расположенной в верхней части надклювья. У самца она ярко-синего цвета, блестящая, а у самки серовато-белая или коричневая.
В неволе волнистые попугайчики живут долго (до 20 лет) и легко размножаются. Они мирно уживаются с другими попугаями и никогда не обижают равных по величине птиц; выносливые, они могут жить как в теплой комнате, так и в неотапливаемом помещении.
Способность волнистого попугайчика подражать человеческой речи, а такие интересные повадки, сделали его одной из самых распространенных комнатных птиц. В настоящее время количество волнистых попугайчиков в неволе намного превышает количество этих птиц, находящихся в природе.
Морская свинка не имеет никакого отношения ни к морю, ни тем более к свиньям, а называется так, потому что попала в Европу из-за моря — из далекой Южной Америки, где в диком виде встречается и в настоящее время. Звук, издаваемый этим грызуном, очень похож на хрюканье свиней, потому ее и назвали «свинкой».
В Европу морских свинок завезли во второй половине XVI века. С тех пор этих смирных и интересных зверьков начали разводить в лабораториях для использования в научных опытах. Оттуда они попали в домашние зооуголки.
У дикой морской свинки мех серо-коричневый. В результате длительного разведения и селекции получены различные домашние породы, отличающиеся окраской и формой волосяного покрова. Чаще всего встречаются трехцветные особи, у которых черная, красновато-желтая и белая окраска распределяется пятнами в различных сочетаниях. Достаточно многочисленна подгруппа одноцветных свинок, есть породы, окрашенные в два, четыре цвета. Наряду с гладкими, короткошерстными, существуют длинношерстные и с фигурным волосяным покровом виды (розеточные).
Морские свинки питаются исключительно растительной пищей. Летом — в основном зеленью: травой, зелеными побегами кукурузы, ветками деревьев лиственных пород, овощами, фруктами; зимой — сеном, зерном.
Эти зверьки безобидны, не производят шума, хорошо приживаются в домашнем зооуголке. Устойчивы к неблагоприятным природным воздействиям, но сквозняки и сырость для них небезопасны. В неволе живут до 8- 10 лет. Отличаются миролюбивым характером по отношению друг к другу. Дерутся между собой лишь самцы.
Хотя морская свинка и относится к т. н. группе медленно размножающихся животных, но детеныши рождаются уже вполне приспособленными к жизни, они покрыты шерстью, с первых минут жизни активно бегают за матерью, едят корм взрослых животных.
Дикий европейский кролик — единственный вид, который был одомашнен и дал большое разнообразие пород, разводимых в настоящее время. Дикий кролик имеет длину тела 35-45 см, а уши у него длиной 6-7 см.
Окраска меха буровато-серая с мелкоштриховым рисунком. Низ тела белый или с примесью сероватого цвета. Верх хвоста серый. Распространен в Западной и Средней Европе, в Северной Африке.
Акклиматизирован в Австралии, Новой Зеландии, в Северной и Южной Америке. Места обитания кроликов довольно разнообразны: они населяют небольшие леса, заросли кустарников, парки, сады и открытые пространства, предпочитая участки с песчаной почвой и изрезанным рельефом, оврагами и холмами.
Живут в норах, чаще колониями. В норе кролик обитает из года в год, увеличивая в ней число ходов; давно обжитая нора представляет собой весьма сложное сооружение. Бодрствующих кроликов можно видеть в любое время суток, однако, наибольшая активность у них ночью. Питаются исключительно растительной пищей. Размножаются очень быстро. Взрослые кролики в природных условиях доживают до 3-летнего возраста, тогда как в неволе они живут 10-12 лет.
В настоящее время любителями селекционирования выведено более 100 пород (мясных, шкурковых, пуховых, декоративных) и цветовых вариаций кроликов. Кролиководство в наши дни превратилось большей частью в хобби.
Корелла. Голова и хохол — светло-желтые. Перья хохла узкие и заостренные. Перья, прикрывающие ухо, красновато-оранжевые. Оперение верха тела буровато-серые. Нижняя строка тела, затылок и поясница светло-серые. Верхние, кроящие перья крыльев — белые. Моховые перья шиферно-серые. Хвост черный. Глаза темно-коричневые. Клюв серый. Ноги серые. У самки голова и хохол желтовато-серые, пятно в области уха, подхвостье и надхвостье с размытыми неправильными полосками, хвост желтоватый с темными поперечными полосками. Молодые птенцы похожи на самок. Длина птицы 30-33 см, длина крыльев 15,5-16 см. Надо иметь в виду, что, несмотря на наличие подвижного хвоста, корелла не является родственником какаду.
Родина кореллы — Австралия. Населяет преимущественно открытые пространства степи и саванны с небольшими островками леса.
Кореллы типичные дуплогнездники, занимают под гнезда дупла деревьев и любые укрытия. Питаются семенами различных травянистых растений, а также собирают некоторые цветковые эвкалипта.
Кореллу уже давно с успехом разводят в неволе, можно считать, что эта птица теперь в значительной мере одомашненная. Кореллы миролюбивы и в достаточно просторном помещении их можно держать вместе с другими неагрессивными видами попугаев.
Корелла легко переносит небольшую минусовую температуру, ее можно до поздней осени держать в вольере на улице.
При одиночном содержании с молодого возраста кореллы очень хорошо приручаются, делаются доверчивыми и ласковыми. Единственным недостатком этих птиц является резкий и неприятный крик, но кричат кореллы мало, обычно когда чем-то встревожены или напуганы.
Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!