Методика проведения родительского собрания в начальной школе

Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Родительское собрание - одна из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой. Классное родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.

В настоящее время родители в основном молодые люди. А это значит, что им необходимо гораздо чаще встречаться и с учителями, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Но практически он проводит на три-четыре собрания больше. Это связано с теми конкретными проблемами и ситуациями, которые требуют проведения дополнительных родительских собраний.

На классном родительском собрании решается ряд задач, направленных на:

• организацию коллектива родителей;

• психолого-педагогическое просвещение родителей;

• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

• участие родителей в совместной с детьми деятельности;

• оказание помощи родителям в воспитании детей.

Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания. Основополагающим должно быть вовлечение всех родителей в совместную деятельность по воспитанию счастливой личности из ребенка. Это не всегда легко. Подготовить родительское собрание порой сложнее, чем разработать урок или внеклассное мероприятие. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - учителя и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Для школьных психологов, социальных педагогов и логопедов классные родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники службы сопровождения постоянно участвуют в подготовке и проведении собраний, готовят отдельные собрания, предлагают актуальные темы собраний и, наконец, анализируют итоги.

По содержанию родительские собрания могут быть:

• организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, сообщаются результаты успеваемости учащихся, избирается родительский комитет;

• тематические - это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

• итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

Каким бы по содержанию ни было родительское собрание, оно требует тщательной подготовки.

I. Подготовка собрания

1. Выбрать тему собрания.

2. Определить основные задачи собрания.

3. Уточнить регламент и продумать ход собрания.

4. Изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме.

5. Определить, каких специалистов можно пригласить.

6. Разослать родителям приглашения.

7. Продумать выставочный и информационный материал.

8. Подготовить сценарий собрания.

9. Разработать проект решения собрания, рекомендации и памятки родителям.

10. Продумать свой внешний вид. Это также очень важно.

Для того чтобы собрание было эффективным, вызывало отклик у родителей, важно использовать разнообразные формы взаимодействия семьи и школы. Это:

• родительские конференции;

• мастер-классы (мастерские семейного опыта);

• круглые столы для родителей;

• собрания-практикумы;

• вечера вопросов и ответов;

• собрания-диспуты;

• устные журналы для родителей;

• консультации - индивидуальные, групповые, тематические;

• различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки и др.);

• совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, культпоходы, соревнования и т. п.);

• собрания-лекции;

• психологические тренинги;

• творческие собрания, когда дети показывают родителям свои достижения и умения;

• собрания-праздники.

II. Правила общения с родителями

1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2. Показать, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.

3. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

5. Всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо».

6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, внимательно, доброжелательно, стараясь быть тактичным и требовательным.

7. Стараться помнить: ребенок - главная цель общения.

III. Этапы родительского собрания

1 этап. Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с другими учителями, работающими в классе. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (например, маркером). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов» школьников.

Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Возможно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) включает две составляющие: отчет о проведенной работе и информацию о предстоящих делах; заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель, уважая чувство родителей, должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

IV. Правила подготовки классного родительского собрания

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

• перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

• отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

• самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

• перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

• предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

• поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

• дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

• в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

• доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

• родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

• осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

• сравнивать успехи отдельных учащихся;

• давать негативную оценку всему классу;

• переоценивать значение отдельных предметов.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье

Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня

Родительское собрание во 2 классе на тему «Выполняем домашнее задание»

Родительское собрание во 2 классе. Домашнее чтение

Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться

Нет комментариев. Ваш будет первым!