Организация исследовательской деятельности в начальной школе на уроках окружающего мира

Организация исследовательской деятельности младшего школьника в курсе «Окружающий мир»

Рассмотрим возможность организации исследований в урочное время. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе позволяет развивать многие ценностные качества, определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, родной стране, элементы экологической культуры, нравственные чувства, культуру поведения и другое. Курс «Окружающий мир» призван способствовать формированию первоначальных представлений и понятий о научной картине мира, обеспечивать интеллектуальное развитие и духовное воспитание детей. Главной целью урока становится не передача знаний, а приобщение младших школьников к культуре и систематической творческой деятельности.

В методике изучения окружающего мира в начальных классах организация исследовательской деятельности школьника занимает значительное место. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, защиту проектов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Исследовательский подход представляет собой такой способ организации процесса познания, который обеспечивает поисковую деятельность учащихся в открытии фактических знаний и взаимосвязей между ними.

Возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из ее участников.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3) умений и навыков, связанных с культурой устной речи и письменной речи.

Рассмотрим реализацию каждого компонента исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса «Окружающий мир».

Развитие умения наблюдать — это и есть освоение учащимися приемов логического мышления, таких как:

♦ сравнение, которое позволяет выделить в предметах разнообразные признаки;

♦ абстрагирование, то есть выделение главных признаков наблюдаемого предмета;

♦ обобщение и обоснование выводов.

Искусство наблюдения — это специально организованное восприятие объектов в целях обучения. Чтобы кратчайшим путем привести ребенка к цели обучения — формированию четких понятий, необходимо обращать его внимание на сущность предметов в отличие от их изменчивых свойств.

Учитель должен принять за педагогическую аксиому факт, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире — процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащегося (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность и тщательность в выполнении заданий).

Как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета, поскольку они легко определяют черты различия, но не умеют находить черты свойства. Вместе с тем, без умений выделять существенный признак предмета невозможно провести его отнесение к определенному понятию.

Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения. В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместить третий, отличающийся именно по этому признаку.

Например, тема: «Насекомые и паукообразные».

Цель: формировать представление о насекомых и паукообразных.

На уроке в классе или на экскурсии учитель показывает детям муравья и бабочку (капустницу). Сначала идет рассматривание каждого насекомого: определяется цвет, форма, размер, наличие или отсутствие крыльев. Затем учитель предлагает сравнить их, найти признаки различия (муравей меньше бабочки; у него нет крыльев; он черный, а капустница белая с черными полосками; он не умеет летать и т. д.).

Затем задача усложняется: нужно найти признаки сходства. Здесь возникают трудности, так как школьники должны опираться на существенные признаки понятия «насекомые» (наличие 6 ног, пары усиков и трех частей тела — голова, грудь, брюшка). Тогда учитель включает в процесс сравнения третий объект: предлагает рассмотреть паука, определить части его тела, количество ног и наличие усов. В результате коллективного обсуждения учащиеся называют существенные признаки каждого вида, и формируют кратко характеристику понятий «насекомое» и «паук».

Завершить обсуждение можно так: дети выполняют рисунок-схему: муравей, бабочка и паук.

Постепенно дети приучаются к выделению существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, и работа может переходить на более высокий уровень исследовательской деятельности. Учащиеся могут самостоятельно проводить наблюдения, учитель только предлагает им план наблюдения (инструкции к наблюдениям).

Например, наблюдение за стрекозами.

Памятка

1. Какие стрекозы чаще встречаются на водоеме?

2. Изучи повадки отдельных стрекоз: как они поедают добычу (на лету, сидя на веточке, быстро или медленно)?

3. Какие насекомые служат им кормом?

4. Всегда ли легко ловят добычу или бывают неудачные попытки?

5. Как ты считаешь, каким должно быть отношение к стрекозам?

Показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения является участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы. Конечно, для младших школьников любой опыт — небольшой эксперимент, потому что в большинстве случаев они не знают, какой результат могут получить.

Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними.

Например, при изучении условий произрастания растений учитель предлагает детям провести такой эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях: семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в специальном питательном растворе; семена высеваются сухими. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза: «Давайте подумаем, что получится, если...». В данном случае учитель предлагает предположить, при каких условиях растение будет развиваться лучше, записать все гипотезы и заполнить таблицу для наблюдения.

Организация экологических исследований с младшими школьниками

 

Дата посева

Дата появления всходов

Даты появления

третьего, четвертого листа

Дата появления

цветочного бутона

Посев сухих семян

 

 

 

 

Посев замоченных семян

 

 

 

 

Посев семян, замоченных в питательном растворе

 

 

 

 

По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства.

Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий.

Суждение — акт мысли, который заключается в утверждении или отрицании чего-либо.

Например: воробей — не перелетная птица.

Умозаключение основано на ряде суждений.

Возьмем тему «Почва».

При проведении опытов с почвой и перегноем у учащихся выстраиваются суждения:

• рассматривая перегной, видят, что он состоит из сгнивших остатков растений, животных;

• при сжигании перегноя ощущается неприятный запах;

• при сжигании почвы запах такой же.

Учащиеся формулируют умозаключение: «В состав почвы входит перегной».

Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач.

Например, тема: «Живая и неживая природа».

Проблемный вопрос

Горшок с цветком — это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

Проблемное задание

Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, — живой организм.

Проблемные задачи

Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

Очень продуктивны так называемые «запутывающие» задания, которые уже в формулировке содержат ложное умозаключение, ошибку, сомнение.

Например: «Докажите, что пауки— насекомые»; «Правда ли, что крокодилы и черепахи относятся к земноводным?»; «Звери и млекопитающие— это одно и то же или разное?».

Следующим компонентом исследовательской культуры школьника является «умение и навыки работы с книгой и другими источниками информации». На конец обучения в начальной школе предполагаются следующие умения и навыки: слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, логическую последовательность, языковое оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в ходе беседы, сохраняя, если необходимо, особенности стиля высказывания; анализировать и рецензировать ответы учеников по определенному плану; учиться слышать и исправлять свою речь; слушать учебные и детские радиопередачи, использовать их содержание в учебной работе.

Под руководством учителя учиться выделять главное в текстах различного характера и назначения, работать с понятиями, выделяя существенные и второстепенные признаки предметов; использовать прием сравнения на однотипном материале учебника; пользоваться приемом составления простого плана при усвоении содержания учебника. Составлять схемы, таблицы, диаграммы, овладевать простейшими формами систематизации учебного материала (на основе установления причинно-следственных, временных пространственных связей, элементарной логической последовательности).

Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, аннотациями в каталожных карточках, выставкой, поклассными рекомендательными списками, тематическими картотеками, открытым доступом к книгам. Ориентироваться в структуре книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и работе с нею. Использовать в тех же целях элементы оформления книги (фотографии, чертежи, карты, рисунки и т. д.). Составлять каталог прочитанных книг. С помощью учителя или библиотекаря составлять индивидуальный план чтения. Привлекать материалы дополнительного (внеклассного) чтения на уроках и во внеклассной работе.

Важным компонентом исследовательской культуры школьника является развитие умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Часто педагоги не выделяют критерии оценки рассказа-описания и рассказа-рассуждения, которые используются при индивидуальном устном опросе, при защите исследовательской работы. Рассмотрим это более детально.

Критерием оценки рассказа-описания является умение ученика дать последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. Учитывается полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.

Особенно важно оценить стремление ученика отступить от текста учебника, рассказать «своими словами», привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Целью рассказа-рассуждения является проверка умения учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в необычной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот опрос очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Пример выступления младшего школьника о проделанной работе (разработан Тягловой Е. В. — учителем высшей категории, к. п. и., г. Волгоград)

Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме ……….

Высокие темпы развития различных отраслей науки привели к резкому увеличению потребления различных  ………. (описывается актуальность исследования) ………. (называется классическое определение исследуемого феномена, формулируется проблема исследования).

Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования.

………. мы определились с задачами своего исследования:

1. Определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения объемов использования  ………. на современном этапе.

2. Изучить методику проведения  ……….

3. Выявить наиболее значимые, дешевые и безопасные методы  ……….

4. Определить экспериментальным путем возможность использовать  ………. для  ……….

Первой задачей нашего исследования было определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения объемов использования  ………. на современном этапе. Решению этой задачи посвящена первая часть нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование  ………. а также изучили  ………. и необходимость использования  ………. в данный момент.

Так мы пришли к следующим выводам:

1  ……….

2  ……….

3  ……….

Для решения второй задачи нашего исследования: ………. для начала мы познакомились с анализом  ………. и только после этого приступили к изучению  ………. что и обобщили во второй части нашего исследования и пришли к следующим выводам:

1  ……….

2  ……….

3  ……….

Вторая часть нашего исследования подсказала нам наиболее оптимальный путь ……….

В третьей части мы изучили  ………. Выбрали путь, по которому можно определить  ………. (Показ по таблице).

Выводы экспериментальной части таковы:

1  ……….

2  ……….

3  ……….

Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута.

Однако на этом наше исследование не окончено, оно

ставит перед нами новую задачу — найти причину  ………. а именно определить  ………. Сравнить  ………. и вычленить  ………. Но это уже будет другое исследование.

Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, можно определить концептуальное положение построения курса — целесообразно, чтобы он был интегрированным. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек-предметный мир», «человек-другие люди», «человек и его самость», «человек-художественные образы», «человек-природа» и др.

Интеграция содержания позволяет исключить повторы в различных учебных курсах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Итак, применение учителем методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика в положение (на доступном для него уровне), требующее не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования. Познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого, и пусть учащиеся не сделают новых открытий, но они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не изменяет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Рекомендуем посмотреть:

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!