Развитие творческого мышления у младших школьников в процессе обучения

Развитие творческого мышления у детей начальной школы

Без воображения нет соображения.

Умение воображать выше многознания,

ибо без воображения нельзя сделать открытия.

А. Эйнштейн

Определяя направления своей работы, многие педагоги стремятся выбрать максимально эффективные виды деятельности. Одним из таких видов является работа по развитию творческих способностей детей, которые могут проявляться в мышлении, общении, характеризовать личность в целом.

В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Развиваются воображение, фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Дети начинают проявлять активность, инициативу, у них складываются и дифференцируются интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Принимая во внимание то, что развивать творческие способности возможно у всех детей независимо от их уровня интеллектуального развития, можно сказать, что, необходимость работы в этом направлении крайне ценна.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Творческое мышление напрямую зависит от уровня развития того вида мышления, которое имеет пик развития на определенном этапе. Следовательно, с самого детства у ребенка необходимо развивать и творческое мышление, и критическое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Для определения творческих способностей выделяют следующие параметры (по модели Торранса):

• беглость мысли (количество выдвигаемых идей);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

• оригинальность (способность не только производить, но и высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое);

• любознательность;

• способность рисковать (у детей еще нет стеснения при высказывании каких-либо идей, даже если они нелепые);

• быстрота мышления;

• дивергентное мышление;

• богатое воображение.

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте протекает наиболее результативно при определённых условиях.

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников:

• создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

• организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;

• используются технологии развития творческого мышления;

• производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Способы стимулирования творческих способностей:

• обеспечение благоприятной атмосферы;

• доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес ребёнка;

• обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

• поощрение высказывания оригинальных идей;

• предоставление детям возможности активно задавать вопросы, высказываться.

Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие, внимание, которые в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.

Методы активизации творческого мышления

1. Метод мозгового штурма. (Постановка задачи, выдвижение и обсуждение идей, принятие решения.)

Цели метода: научить детей генерировать идеи, при этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной; смело высказывать свои идеи на людях; научить детей фантазировать; поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая; оценить общую активность детей.

2. Метод контрольных вопросов. (Формулировка задачи, составление вопросов, формирование решения в процессе ответов на вопросы, выбор наилучшего решения.)

Наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос - это форма мышления, в которой выражается потребность в информации. Задавание вопросов - это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Сильное мышление - это, в частности, умение задавать вопросы по существу. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Именно с целью развить мышление рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы.

3. Развитие фантазии и воображения.

Это виды мышления, умение мысленно представлять то, что есть в памяти. Воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Фантазия - создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Творчество

На основании анализа и отбора материала из программ Ю. Б. Гатанова «Развитие творческого мышления», Г. В. Тереховой «Уроки творчества» разработана программа по развитию творческого мышления для детей с низким уровнем внимания, памяти, интеллекта, а также для детей коррекционно-развивающего обучения.

Творчество - новый предмет в обучении и воспитании детей, который предусматривает целенаправленное и последовательное обучение младших школьников креативному мышлению, воспитанию положительных качеств творческой личности. При этом данный предмет органично дополняет базовые школьные предметы. Многие задачи уроков «Творчества» (например: преодоление шаблонности, выработка умений наблюдать, сравнивать, анализировать, критически оценивать и обобщать, выбирать цели, планировать и находить рациональные пути решения) тесно связаны с некоторыми целями и задачами математики, развития речи, природоведения и других базовых школьных дисциплин. Особенно близки главная цель трудовой подготовки младших школьников - развитие творческой личности - и задачи программы по чтению в части развития мышления, внимания, памяти, воображения школьников, их познавательной активности.

Однако все упомянутые выше традиционные школьные предметы всего лишь способствуют (помогают) развитию креативных способностей и становлению творческой личности, так как каждый из них уделяет основное внимание своему «профилирующему» виду деятельности, а обучение младших школьников мышлению, тем более творческому, не является для них главным.

В отличие от традиционных школьных учебных предметов, где главным для младших школьников считается формирование общеучебных знаний, умений и навыков и которые побуждают к творчеству, обучение по предмету «Творчество» позволяет школьникам научиться не только эффективно усваивать учебный материал, но и самим добывать знания, находить нестандартные пути к разрешению возникающих проблем, делает каждого учащегося способным самостоятельно, стабильно и продуктивно творить.

Новый предмет отличается от известных школьных дисциплин не только содержанием, но и формами организации процесса обучения. На уроках творчества доминирующей формой передачи знаний является сотворчество - целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников. Стимулируется также самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.

Учебный материал по новому предмету не только «перекликается», но и органично «вплетается» в начальный курс русского языка, природоведения и других дисциплин.

Учебная дисциплина «Творчество» (основы творческого мышления) предназначена для обучения детей умению творить, формирования у учащихся творческого стиля мышления и воспитания личности с развитым созидательным потенциалом.

Цели и задачи

Главная цель учебно-воспитательной работы - развитие у детей креативных (творческих) способностей, формирование культуры мышления и положительных качеств творческой личности, умеющей решать нестандартные задачи в различных областях человеческой деятельности.

Основные цели и задачи:

- развивать восприятие, память, внимание, воображение, активизировать мыслительную деятельность, вызвать положительное эмоциональное состояние;

- развивать диалектическое, системное и творческое мышление;

- развивать познавательные способности и творческие возможности и фантазийность, индивидуальные интересы и склонности школьников.

Основные формы уроков: беседы, игровые ситуации, уроки творчества (рисунки, поделки, рассказы детей), индивидуальные и групповые занятия, защита фантастических проектов, физкультминутки с имитацией движений.

На занятиях происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип «от сложного к более простому» в ходе каждого задания, проводятся динамические паузы. Очень многие младшие школьники нуждаются в развитии сенсорики и моторики, поэтому в занятия включены упражнения на развитие графических навыков, мелкой моторики руки.

Основные методы работы: индивидуальные, групповые, коллективные занятия.

Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали и что понравилось больше всего, каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилась ли у него творческая работа.

Средства обучения, применяемые на уроках: рисунки и фотографии, карточки, раздаточный материал, игрушки, сказки и рассказы писателей разных стран и народов, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, кроссворды, ребусы и шарады, информационно-коммуникационные технологии.

Система заданий: творческие задания даются не только на уроках творчества, но и включаются в другие уроки в определенной последовательности, в логической взаимосвязи, в усложнении соотношений, элементов, повышении уровня самостоятельности учащихся при их выполнении. Содержание предлагаемого материала тесно связано с программой. Творческие развивающие задания могут выполняться как фронтально, так и самостоятельно.

Задания разбиты на 4 группы.

1-я группа включает задания, направленные на формирование и развитие умения сравнивать предлагаемые объекты.

Умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух фигур, двух чисел, примеров, объектов, слов, явлений, а затем группы чисел, группы примеров, группы предметов, группы слов. Задания на выделение различного и сходного. Для выполнения таких заданий ученик не только должен владеть определенным запасом понятий, терминов, не только устанавливать те или иные связи, но и проявлять наблюдательность, а также умение анализировать данные, полученные в процессе наблюдения.

2-я группа включает задания, направленные на развитие умения проводить анализ. Используются задания на выявление различных признаков объектов, выделение из них существенных для данного понятия. Выполняя творческие задания данного вида, учащиеся анализируют условия, выделяют те из них, которые являются существенными в предложенной ситуации, соотносят данное и искомое, выделяют связи между ними.

В эту группу включены задания на выполнение классификации предметов, чисел, выражений, нестандартные задачи, на развитие познавательных возможностей и способностей детей, задачи-головоломки.

При решении таких задач формируются и развиваются умения: 1) самостоятельно анализировать задачи, подходить к каждому заданию творчески; 2) планировать ход мысли; 3) искать новые пути решения.

3-я группа включает задания, направленные на формирование и развитие умения делать обобщение. Эти задания направлены на формирование умений осуществлять последовательные мыслительные операции: сравнивать группы объектов, выделять и обобщать признаки, свойственные каждой группе, сопоставлять их.

В группу включены задания на отыскание недостающей фигуры, предмета, объекта, упражнения на установление закономерностей (подобные задания требуют от учеников умения наблюдать, анализировать полученные навыки и обобщать их); задания на выяснение причинно-следственных связей, при выполнении которых учащиеся должны провести ряд логических рассуждений и сделать из них определенные выводы, задания на нахождение «лишнего» предмета, числа, выражения,

4-я группа включает задания, направленные на достижение нового результата. Включение заданий «придумай», «составь», «измени», «выбери», «дополни» создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность.

Творческие развивающие задания могут выполняться как фронтально, так и самостоятельно. В учебном процессе подобные задания целесообразно использовать для устной работы, для введения в новую тему, для закрепления и обобщения.

Программа рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю).

1 класс

В первом классе учебно-воспитательная работа направлена в основном на выполнение двух важных задач:

1. Перенастроить детей с игровой (дошкольной) на активную школьную учебную деятельность, развить у них навыки умственной работы, научить учиться.

2. Развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности) и логического мышления. Но так как дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и бывает недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено. Поэтому проводится работа по завершению формирования наглядно-действенного мышления.

2 класс

Во втором классе учебно-воспитательная работа направлена на развитие логического мышления и на его основе причинного мышления, на развитие творческого воображения, фантазии. Кроме того, во втором классе продолжается работа по развитию общих познавательных способностей и интеллекта (смотри пояснительную записку к программе 1 класса), а также (но уже на более высоком уровне) по анализу качеств, свойственных творческой личности.

3 класс

В третьем классе учащиеся закрепляют навыки причинного мышления. Основное внимание уделяется развитию управляемого фантазирования, для чего схема талантливого мышления используется на данном этапе в большей мере для управления творческим процессом.

Стимулированию развития фантазийное™ у учащихся способствуют также «путешествия в страну сказок», которые направлены в первую очередь на развитие ассоциативного мышления.

На развитие диалектического мышления нацелены темы, знакомящие детей с типовыми приемами разрешения противоречий.

В третьем классе учащиеся приступают также к освоению азов функционального анализа.

4 класс

Закрепление навыков диалектического мышления. Развитие системного мышления.

Если материал давать не отдельными заданиями, а в системе, последовательно, то это принесет гораздо больший эффект и будет лучший результат в усвоении программы, в развитии психофизических качеств, чем стандартные уроки по теме.

Поэтому, пересмотрев и проанализировав программный материал, можно выделить 1 час в неделю на урок творчества за счет объединения и группировки некоторых тем по окружающему миру, математике, чтению, технологии и изобразительному искусству, которые детьми усваиваются быстрее.

Диагностика творческого мышления

В начале учебного года проводится вступительная диагностика развития психических механизмов (внимания, памяти, воображения, логического мышления).

Для тестирования на выявление уровня творческого мышления учащихся, его гибкости, беглости и оригинальности используются тесты Е. П. Торренса.

Справка. Тесты Е. П. Торренса созданы в 1966 году. Все тесты сгруппированы в вербальную и невербальную батарею. Первая батарея обозначается как словесное творческое мышление, вторая - изобразительное творческое мышление. Тест на вербальное творческое мышление предназначен для диагностики у детей таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предложения. Невербальными тестами предусматривается выполнение таких заданий, как конструирование, завершение картин, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Надежность тестов очень велика - от 0,7 до 0,9.

Интенсивное изучение творческих способностей осуществляется с конца 50-х годов XX века. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того материала, на основе которого составлено задание. Например, ребенок может достаточно легко и продуктивно фантазировать, комбинируя элементы зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или если он легко составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные фразы.

Эти данные подтвердились и в диагностических исследованиях нашего класса, когда не было обнаружено связи между способностью к фантазированию на основе зрительного образа и способностью к составлению слов. Способность к составлению слов оказалась не связанной со способностью придумывать фразы. Также обнаружилось отсутствие связи между способностью к смысловой аналогии.

Отсутствие связей можно объяснить тем, что каждая мыслительная способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и имеет свои психические механизмы развития.

Исследования показывают определенную этапность формирования творческих мыслительных способностей. К примеру, раньше других формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Эти задания доступны уже шестилетним детям. Показателями творческих способностей здесь могут служить: оригинальность рисунков, количество идей, смысловая завершенность сюжета. К 7-8 годам формируется способность к обобщениям и классификациям. Способность к аналогиям формируется только к 9- 10 годам. Среди речевых способностей раньше других формируется способность к словообразованию (7-9 лет), а способность к образованию фраз складывается только к 10-12 годам.

Результаты исследования показывают возросшую способность детей оригинально мыслить, давать интересные развернутые ответы при выполнении заданий. Им нравится фантазировать, находить что-либо необыкновенное в обычных предметах и ситуациях. Но еще не сформирована способность систематично и последовательно рассуждать. Дети с удовольствием выполняют задания, где нужно жестами, мимикой изобразить какой- либо предмет, но не всегда с этим справляются самостоятельно. Почти всем легко даются задания, связанные с творчеством на основе зрительных образов и представлений. У большинства ребят в классе уровень развития наглядно-образного мышления и воображения поднялся на более высокую ступень. Но возникают трудности при выполнении заданий на построение графических образов, на основе одного и того же повторяющегося контура, связанных с гибкостью воображения. Заметны значительные улучшения и в работе над развитием речи. На уроках и во внеурочное время дети выполняют задания, связанные с подбором слов, близких и противоположных по значению, подбирают рифмы к словам, стараются сочинять сказки.

Младшие школьники проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, интересное, более сложное, когда надо «придумать», «догадаться», также им становится интересно, если они чувствуют, что у них это получается.

И если в начале учебного года некоторые учащиеся стесняются выступать публично, читать стихи, выполнять физкультминутки с движениями, то через несколько месяцев они с удовольствием выступают на классных концертах, танцуют и поют, рисуют, проявляя не только самостоятельность, но и творческий подход.

Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано, и если эти качества умело и вовремя начать развивать, то мыслительную деятельность можно поднять на определенный уровень. Развивать творческое мышление можно у всех детей, включая и детей с задержкой умственного развития.

Приложение

Материалы для исследования и развития творческих способностей учащихся

1. Изучение оригинальности рисунков

Цели: изучение и развитие умений создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей; развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности, воображения и образного мышления.

Задание: каждому ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены различные контурные фигуры (простой геометрической формы - круг, треугольник, квадрат; или сложной - облака, капли, кляксы и т. д.). Дети могут, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого им нужно дорисовать к фигурке все, что они захотят, чтобы получилась красивая картинка. Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценивания результатов задания необходимо найти показатель оригинальности. Для этого нужно подсчитать количество изображений в рисунках ребенка, которые не повторялись бы ни у него, ни у других детей.

Если ребенок нарисовал от 7 до 10 оригинальных рисунков - это соответствует высокому уровню. 5-6 оригинальных рисунков - это средний уровень. Если нарисовал 4 и менее - это соответствует низкому уровню.

2. Исследование способности генерировать множество ответов

Цели: исследование и развитие способности генерировать множество ответов; по-разному реагировать на одну и ту же ситуацию.

Задание: детям дается любое слово, и они подбирают слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Время выполнения задания - 3 минуты. (Светлый, быстрый.)

3. Изучение гибкости построения графического образа

Цели: изучение и развитие гибкости при работе с образной информацией; развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей; развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности.

Задание: каждому ученику дается лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями. Используя данные контуры, придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить фигуры в один рисунок.

Время выполнения задания ограничивается 15-20 минутами.

Главный показатель творческого мышления в этом задании - количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их, нужно обратить внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом.

Высокий уровень - 7 и более баллов; средний уровень - 6,5^1,5 баллов; низкий уровень - меньше 4 баллов.

4. Изучение образной памяти

Ход исследования: ученику показывают таблицу с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (или записать, или рассказать).

Стимульный материал: таблица.

Норма: 7-10 правильных ответов.

5. Друдлы

Друдлы (Droodle) - это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Можно увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. Данный друдл может быть всем, что ему припишут. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке.

Рекомендуем посмотреть:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Нет комментариев. Ваш будет первым!