Конкурсы

Упражнения на развитие речевого аппарата в 1 классе

Упражнения для развития речевого аппарата у детей 6-8 лет

Дыхательная гимнастика

«Ароматный цветок». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок!»

«Воет вьюга». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно звук [у], усиливая его (в другой раз - ослабляя).

«Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд, затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

«Дует ветер» (исходное положение: выполняется стоя или сидя). Ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч; с закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь, и задержаться в конечном положении на 1—2 секунды; сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение. Повторить 2-3 раза.

«Злая собака». Сделать глубокий вдох носом, а на выдохе сначала усилить, затем ослабить раскатистый звук [р].

«Именинный пирог». Сделав глубокий вдох носом, постараться задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе. Количество коротких выдохов может быть разным.

«Колесо спустило». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с].

«Комар» (исходное положение: стоя; руки вытянуть перед грудью ладонями одну к другой). Вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа руки в стороны, затем свести руки и соединить ладони (пытаясь хлопнуть воображаемого комара), при этом медленно выдыхая воздух и имитируя писк комара: «З-з-з».

«Корова». Сделать глубокий вдох носом, а выдыхать через рот, имитируя мычание коровы: «Му-у-у».

«Насос» (исходное положение: сидя; руки и плечи опущены). На вдохе плечи поднять, на выдохе опустить.

«Озябшие руки». Пальцы одной руки сжать в кулак; обхватить кулак ладонью другой руки; поднести руки к губам, сделать глубокий вдох и дуть на «озябшие» руки, выдыхая воздух медленно и до конца.

«Пилим дрова» (исходное положение: сидя; повернуться в паре лицом друг к другу, взять друг друга за правую руку). Сцепленными руками выполнять движения к себе (на вдохе носом) и от себя (на выдохе ртом), имитируя пилку дров.

«Пятёрка». Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержать дыхание; на выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

«Рубим дрова» (исходное положение: стоя; пальцы рук сцеплены в замок). На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

«Самовар». Сделать глубокий вдох носом, выдыхать также через нос порциями, имитируя шум пыхтящего самовара: «Пых- пых-пых».

«Свеча-1». Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

«Свеча-2». То же, что «Свеча-1», но выдыхать более медленно и ровно.

«Свеча-3». То же, что «Свеча-1», но выдыхать в два этапа: сначала три коротких выдоха, а затем окончательный (долгий, медленный) выдох. Нужно следить за тем, чтобы дети не добирали воздух при выдохе.

«Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и при сомкнутых губах выдохнуть через нос порциями, будто фыркая.

«Тишина». Сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести: «Ш-ш-ш».

«Тридцать три Егорки». Сделать глубокий вдох носом, а на выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки»; вновь сделать глубокий вдох и продолжить: «Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка» и т.д., пока хватит набранного воздуха. Добирать воздух нельзя.

Артикуляционная разминка

«Верблюд». Выполнять круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережёвывание пищи верблюдом.

«Губы». Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить упражнение 2—3 раза.

«Конфета». Заложить язык за щёку, как конфету, а затем перемещать его из одной стороны в другую.

«Лошадка» (цоканье языком). Щелчок - пауза, щелчок - пауза, щелчок — пауза.

«Моторчик». Губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: «Бр-р-р».

«Пчела». Глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчёлы: «Ж-ж-ж».

«Рыбка». Губы сомкнуть, на вдохе носом втянуть щёки внутрь, а затем медленно выдохнуть, приоткрыв рот и округлив губы.

«Сластёна». Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо и справа налево.

«Трубочка». Рот открыть и кончик языка упереть в нёбо как можно глубже, а губы выдвинуть вперёд трубочкой.

«Хомячок». Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

«Щётка-1». Губы сомкнуть и перемещать язык, как зубную щётку, по верхнему ряду зубов слева направо и обратно; те же движения — но нижнему ряду зубов.

«Щётка-2». Рот открыть и чистить языком, как зубной щёткой, с внутренней стороны верхние зубы сверху вниз, нижние зубы — снизу вверх.

«Щёчки». Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки; повторить упражнение 5—7 раз.

Работа над дикцией

«Распевка». Сделать вдох, а на выдохе произнести любой гласный звук кратко, затем нараспев.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!