Внеклассная работа по математике в начальной школе

Особенности организации внеклассной работы по математике для начальных классов

Уже с первых уроков в школе или лицее первоклассник попадает в увлекательный мир цифр. Как привить ребятам интерес к математике? Это посильно опытному и увлеченному учителю. Начиная со второго класса ребят можно заинтересовать математикой через игровые формы уроков и внеклассную работу.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике. Например, Ю.М. Колягин различает два вида внеклассной работы по математике:

• работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике;

• работа с учащимися, проявляющими интерес к математике.

Но можно выделить еще и третий вид: работа с учащимися по развитию интереса к изучению математики.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. В этом случае работа носит ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого искусства. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). При этом важно учитывать следующие положения:

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике в начальных классах целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3—4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к обучению.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с неуспевающими целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой по индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль знаний (диагностику усвояемости учебного материала).

э. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных работ, занимательных и логических задач.

6. Учителю необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении математики, рассматривать типичные ошибки, допускаемые учащимися при освоении той или иной темы. Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики, например:

• развитие и углубление знаний по программному материалу;

• привитие навыков исследовательской работы;

• воспитание культуры математического мышления;

• развитие представлений о практическом применении математики, и т. п.

Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие креативных способностей обучающихся и работу с одаренными детьми.

Наиболее популярными формами внеклассной работы по математике являются:

• математические кружки и творческие объединения интеллектуалов;

• факультативы и спецкурсы (элективные профильные курсы);

• олимпиады, конкурсы и викторины;

• математические олимпиады и вечера;

• математические дискуссии и диспуты;

• защита авторских проектов и рефератов;

• проектная деятельность;

• неделя математики и творческие дни юных математиков;

• школьная и классная математическая печать (включая и электронную);

• изготовление и конструирование математических моделей;

• математические экскурсии и научно-практические конференции.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой-либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.

В любом случае при организации внеклассной работы с младшими школьниками учителю необходимо использовать игровые технологии, принципы «загадочности» и частичного экспериментирования.

Приложения

Математика в афоризмах для детей и взрослых

Внеклассное мероприятие по математике в 1 классе

Занимательные задачи по математике для 1-2 классов

Математические задачи в стихах для 1-2 класса

Занимательные задачи по математике для 3-4 классов

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Внеклассное мероприятие по математике. Сценарий, 4 класс

Внеклассное мероприятие по математике во 2 классе. Сценарий

Математическая игра по математике в 3 классе

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике. Сценарий, 4 класс

Внеклассное мероприятие «Занимательная математика», 2 класс

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе. Занимательная геометрия

Математическая игра крестики-нолики для 3 класса. Сценарий

КВМ (клуб весёлых математиков), 3 класс. Сценарий

Светлана Александровна Довбня # 27 января 2015 в 14:26 0
Заинтересовать ребят математикой можно ещё с детского сада. В первом классе у учителя масса способов заинтересовать ребёнка. Интересные задания сами по себе уже дают толчок ребёнку к познанию математики-этой великой науки,этого прекрасного мира .Нравится детям заниматься и исследовательской деятельностью, хотя это и делается в начальной школе под руководством учителя, но тем не менее такая работа даёт свои результаты.Игра-это ещё один путь познания.
Сергей Алексеевич Малюков # 27 марта 2015 в 10:15 0
Детям интересны будут и игры "из окружающей действительности" (то есть реальная математика, то, что может пригодиться младшему школьнику на самом деле" и "сказочная математика" (задачи и математические игры про сказочных героев).
Марина Леонидовна Рахманова # 23 апреля 2015 в 19:49 +2
Согласна с вышеперечисленными видами работ, но кроме этого я использую в своей работе математические недельки практически каждый месяц. Задания математического характера( ребусы, шарады, задания со спичками, логические задачки и т.п.) я даю желающим детям на карточках в течение перемен, после уроков и каждое задание оцениваю житоном. Дети начинают соревноваться. Самых отличившихся отмечаю в доске математического почета в классном уголке.
Наталья Петровна Артамонова # 3 ноября 2015 в 20:49 0
Спасибо за материал! Очень пригодится в работе.
Ирина Анатольевна Хлибаева # 8 апреля 2016 в 12:54 0
Спасибо за очень интересный, разнообразный материал. В этом месяце я проводила неделю математики в своем классе. Данный материал стал помощником в моей работе.
Валентина Анатольевна Сисева # 28 июля 2016 в 14:35 0
Здравствуйте.Все учителя любыми способами хотят вызвать интерес у детей к математике или другому предмету.Для этого мы и используем загадки,шарады,головоломки,кроссворды.задачи в стихах и много чего другого.Я уверена,у каждого учителя есть много таких наработок.Но почему то всегда хочется чего то нового интересного.Спасибо вам за то,что вы поделились с нами.С благодарностью буду использовать ваш материал.