Учитель. Сегодня мы проведём «Час занимательной грамматики» в рамках Недели русского языка. Тема нашего занятия:
Мы в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
- Как вы понимаете эти строки С. Михалкова? (Учитель обобщает ответы детей.)
Учитель. Занятие состоит из трёх частей, взаимосвязанных друг с другом.
1. Говорите правильно.
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то подарок.
Н. В. Гоголь
Учитель. Прочитайте эпиграф к первой части занятия.
- Как понимаете эти строки?
- Как вы думаете, для чего нужен язык людям?
- Когда он возник?
— Каким он был раньше, тысячи лет назад?
Язык - это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.
- Как вы понимаете выражение «говорить правильно»?
Говорить правильно - значит говорить без речевых ошибок, выговаривать слова, говорить без запинок, чисто произносить звуки.
- Предлагаю выполнить задания, которое проверит ваши знания в области фонетики.
- Найдите слова, в которых рядом два гласных звука.
Театр, какао, каёмка, сиять, шпион, боец, дуэт, каучук.
- Сколько звуков [ж] в предложении?
Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит, как он пригож.
2. Почему мы гак говорим?
Учитель. Переходим к следующему разделу нашего занятия.
Прочитайте эпиграф к этому разделу.
Меткое слово - не в бровь, а в глаз.
Пословица
Учитель. Как понимаете эту пословицу?
Учитель обобщает ответы детей.
- В книге К. И. Чуковского «От 2 до 5» говорится: «Когда мальчик услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», он спрятал своего щенка. Может, мальчик напрасно испугался?
- Как называется выражение, которое использовал автор?
(Фразеологизм.)
- Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств - фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов.
- Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то деле.)
- Предлагаю вам отгадать загадку:
Между двух светил
Я в середине один. (Нос.)
- Придумайте фразеологические выражения со словом «нос». Объясните их.
(Совать нос в чужие дела, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и т. д.)
3. Тайны слова.
Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка,
нужно научиться открывать его тайны.
М. Ломоносов
Учитель. Переходим к заключительному разделу.
- Как вы понимаете выражение «тайны слова»?
- Прочитайте эпиграф этого раздела. -Для чего нужно открывать тайны языка?
Учитель. Чтобы хорошо говорить, надо знать язык. Лучше говорит тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, умеет отличать меткое слово от сорных слов.
- Послушайте, как разговаривали два человека, подумайте, почему они не поняли друг друга.
Учитель читает рассказ И. Шибаева «Несуразные вещи» из книги Шкатова «Подумай и ответь».
- В разговорной речи произношение было нечёткое, торопливое. Чтобы тебя услышали, говори правильно и чётко.
- Для чего человеку нужно слово?
Учитель обобщает ответы детей.
Учитель. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.
- Как называются такие слова? (Имена существительные.)
— Предлагаю вам разгадать чайнворд. Все слова в нем имена существительные.
(Неряха, армия, яблоко, окуни, индюк, клён, нездоровье, ежевика, абориген.)
— Составьте как можно больше существительных из слова «палитра».
(Пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.)
- Продолжим открывать тайны слова и посмотрим выступление ребят.
Дети показывают сценку про твердый и мягкий знаки.
- Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавитты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –
Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять.
- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова, -
Услыша этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
П. Матвиенко
Учитель. Когда пишутся эти знаки?
— Ответьте на вопросы-шутки.
1. Чем кончаются день и ночь? (ь.)
2. Чем отличаются слова «сел» и «съел»? (ъ.)
3. Чем кончается лето и начинается осень? (о.)
4. Заключение.
Русский язык - один из самых богатых языков мира. Это язык науки, техники, культуры. Он имеет большой лексический запас, располагает огромными возможностями. Наша задача - изучать его, раскрывая его тайны.
Автор: Л. А. Абъятанова
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!