Конкурсы

Час занимательной грамматики, 2 класс

Час занимательной грамматики в начальной школе «Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём»

Учитель. Сегодня мы проведём «Час занимательной грамматики» в рамках Недели русского языка. Тема нашего занятия:

Мы в родном краю по-русски

Пишем, думаем, поём.

- Как вы понимаете эти строки С. Михалкова? (Учитель обобщает ответы детей.)

Учитель. Занятие состоит из трёх частей, взаимосвязанных друг с другом.

1. Говорите правильно.

Дивишься драгоценности нашего языка:

что ни звук, то подарок.

Н. В. Гоголь

Учитель. Прочитайте эпиграф к первой части занятия.

- Как понимаете эти строки?

- Как вы думаете, для чего нужен язык людям?

- Когда он возник?

— Каким он был раньше, тысячи лет назад?

Язык - это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

- Как вы понимаете выражение «говорить правильно»?

Говорить правильно - значит говорить без речевых ошибок, выговаривать слова, говорить без запинок, чисто произносить звуки.

- Предлагаю выполнить задания, которое проверит ваши знания в области фонетики.

- Найдите слова, в которых рядом два гласных звука.

Театр, какао, каёмка, сиять, шпион, боец, дуэт, каучук.

- Сколько звуков [ж] в предложении?

Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит, как он пригож.

2. Почему мы гак говорим?

Учитель. Переходим к следующему разделу нашего занятия.

Прочитайте эпиграф к этому разделу.

Меткое слово - не в бровь, а в глаз.

Пословица

Учитель. Как понимаете эту пословицу?

Учитель обобщает ответы детей.

- В книге К. И. Чуковского «От 2 до 5» говорится: «Когда мальчик услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», он спрятал своего щенка. Может, мальчик напрасно испугался?

- Как называется выражение, которое использовал автор?

(Фразеологизм.)

- Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств - фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов.

- Что означает выражение «съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то деле.)

- Предлагаю вам отгадать загадку:

Между двух светил

Я в середине один. (Нос.)

- Придумайте фразеологические выражения со словом «нос». Объясните их.

(Совать нос в чужие дела, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и т. д.)

3. Тайны слова.

Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка,

нужно научиться открывать его тайны.

М. Ломоносов

Учитель. Переходим к заключительному разделу.

- Как вы понимаете выражение «тайны слова»?

- Прочитайте эпиграф этого раздела. -Для чего нужно открывать тайны языка?

Учитель. Чтобы хорошо говорить, надо знать язык. Лучше говорит тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, умеет отличать меткое слово от сорных слов.

- Послушайте, как разговаривали два человека, подумайте, почему они не поняли друг друга.

Учитель читает рассказ И. Шибаева «Несуразные вещи» из книги Шкатова «Подумай и ответь».

- В разговорной речи произношение было нечёткое, торопливое. Чтобы тебя услышали, говори правильно и чётко.

- Для чего человеку нужно слово?

Учитель обобщает ответы детей.

Учитель. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.

- Как называются такие слова? (Имена существительные.)

— Предлагаю вам разгадать чайнворд. Все слова в нем имена существительные.

Чайнворд

(Неряха, армия, яблоко, окуни, индюк, клён, нездоровье, ежевика, абориген.)

— Составьте как можно больше существительных из слова «палитра».

(Пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.)

- Продолжим открывать тайны слова и посмотрим выступление ребят.

Дети показывают сценку про твердый и мягкий знаки.

- Не чересчур ли ты добряк?

Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.

- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавитты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять.

- Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова, -

Услыша этот спор, сказала буква А.

- Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

П. Матвиенко

Учитель. Когда пишутся эти знаки?

— Ответьте на вопросы-шутки.

1. Чем кончаются день и ночь? (ь.)

2. Чем отличаются слова «сел» и «съел»? (ъ.)

3. Чем кончается лето и начинается осень? (о.)

4. Заключение.

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Это язык науки, техники, культуры. Он имеет большой лексический запас, располагает огромными возможностями. Наша задача - изучать его, раскрывая его тайны.

Автор: Л. А. Абъятанова

Рекомендуем посмотреть:

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!