Мы собрали игры и викторины, которые могут быть использованы педагогами при творческих разработках собственных сценариев.
Где бы человек ни находился, он не может вести себя так, как ему хочется. Существуют писаные и неписаные правила поведения, которые объясняют, как нужно себя вести в том или ином месте. Есть правила поведения для тех, кто посещает театр, а есть для тех, кто идет в горы, правила — для тех, кто находится в транспорте.
В правилах обычно разъясняется, что категорически нельзя делать в указанном месте, что нежелательно делать и что можно делать, но обязательно соблюдая технику безопасности.
Сочините правила поведения для человека, оказавшегося в необычном месте, а именно:
— в собачьей конуре;
— на летающей тарелке;
— на мачте Останкинской телебашни;
— в гостях у Волшебника и т. п.
Ведущий начинает читать стихотворение С. Маршака «Живые буквы», вынимая из конверта рисунки к соответствующим строчкам.
Алик — авиатор (это значит летчик),
Алик самолетом режет облака.
Боря — барабанщик,
Влас — водопроводчик.
Глеб — гранатометчик, меткая рука.
Дима — детский доктор Ходит он в больницу.
Ева — ездит в цирке на коне верхом.
Женя — жница в поле. Жнет она пшеницу.
Зинаида — зодчий. Значит, строит дом.
Игорь — самый главный инженер завода —
Из фанеры строит новый пароход.
Коля капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки Коля поплывет.
Леня — лучший лоцман. Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.
Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днем и ночью, в бурю и в туман.
Николай — наборщик. Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой...
Ведущий (останавливаясь): Но алфавит не кончился. Он еще только на середине. Но другие профессии пускай назовут ребята. На О? На П? На Р?
Ответы ребят: овощевод, овцевод, оператор, писатель, пекарь, программист, рыбак, рудокоп, радист и т. д.
Для детей до 10 лет
Набирается класс — команда детей разных возрастов. Придумывают название команде. «Учителя» — дети постарше дают задания каждому ученику в соответствии с возрастом. Можно выбрать учителя математики, природоведения, географии и др. Когда каждый ученик справится со своим заданием, все вместе переходят из первого класса во второй и т. д. Задания самые разнообразные. В 1 классе лёгкие, потом сложнее.
Малыши очень любят задания на категории. Например, в 1 классе — назвать времена года, а кто постарше — месяцы, дни недели. Во 2 классе одному ученику — назвать 5 домашних зверей. Второму — 5 диких зверей, дальше — птиц, деревья, цветы, насекомых. В 3 классе — одежду, обувь, посуду, транспорт и т. д. Но старшие дети не должны подсказывать. Если только малыши сами попросят.
Игра в ассоциации. Учитель говорит слово, например, город. Ученики, начиная с малышей, вспоминают что-нибудь, связанное с городом: дом, машина, улица, дым, магазин. Деревня — корова, колодец, сено, петух. Осень — листья, дождь, школа.
Забавная кулинария. Девочкам постарше можно дать задания: в 1 классе — составить меню обеда, во 2 — придумать названия своим блюдам, в 3 — рассказать, как что готовится.
Забавы мужчин. Мальчикам — назвать 10 видов спорта или марок машин, 10 городов, 10 стран. В старших классах — рассказать, как и из чего строится дом, и нарисовать свой дом мелом.
По окончании каждого класса — переменка.
Кто не хочет быть учеником, становится директором школы или завучем. Завуч важно ходит среди учеников и делает им замечания или хвалит. Директор бегает взад-вперёд и приговаривает: «Где бы достать краску? Где бы достать кирпич? Кто бы сделал ремонт?» А также заготавливает аттестаты и золотые медали из подручного материала. И вручает их всем выпускникам по окончании школы.
Мы хотим, друзья, сказать вам:
На обычном стуле сидя,
Можно что-нибудь сплясать.
Все движенья хороши —
Сядь покрепче и пляши!
Включается любая музыка, и участники делают различные движения или под руководством ведущего, или произвольно.
Мелодии должны быть разными: ламбада, вальс, танго, плясовая, лезгинка и т. д.
В игре участвуют от 5 до 30 человек.
Ведущий:
Вам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный с белым не берите,
«Да» и «нет» не говорите.
Обращаясь к играющему: В море синяя вода?
Если играющий ответит «да» или «нет», то он выбывает из игры или отдает ведущему фант.
Ведущий:
Заяц беленький всегда?
Ты не плачешь никогда? и т. д.
Все играющие, ответившие на вопросы запрещенными словами, вызываются в центр круга и выполняют задания ведущего.
Для детей 7 — 8 лет
Игра проводится на детской оборудованной площадке или в школьном дворе. Археологи — ищут древние сокровища. Путешественники — открывают новые земли.
Ведущий перед началом игры прячет ключ для искателей (древние сокровища или записку «Новая земля»). Набирается команда археологов (путешественников). В пути всем нужно держаться вместе. Нельзя никого потерять по дороге. Сначала выясняется, где север. Встаём к нему лицом. Запоминаем, что сзади у нас юг, справа — восток, слева — запад. Ведущий говорит команде: сколько шагов нужно сделать на север, сколько — на запад. Ребятам главное не перепутать сторону и не сбиться со счета. Старшие помогают ориентироваться младшим. Искатели нашли ключ, археологи — древние сокровища, новая земля открыта.
Для детей 9-11 лет
Рисуется карта местности. Могут рисовать старшие дети. Каждый объект имеет номер или название. Ведущий прячет записку или ключ. Объявляется старт — от объекта №1. Дети ищут его на карте. Там спрятана записка с новым направлением «5 метров на северо-восток». На следующем объекте новая записка — куда идти дальше. Можно давать подсказки и задания.
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии «домов». Участники игры выбирают двух водящих — рыбаков. Все остальные играющие — рыбки. Они становятся за чертой одного из домов. Рыбаки берутся за руки и становятся по середине площадки лицом к рыбкам. По сигналу рыбаков рыбки перебегают («переплывают») через площадку в другой дом, г. е. с одного берега на другой.
Рыбаки же ловят рыбок, стараясь сомкнуть вокруг них руки. Пойманные становятся между рыбаками, берутся с ними за руки и образуют таким образом «сеть». Затем рыбаки опять подают команду, и все рыбки снова перебегают на другую сторону, а рыбаки ловят их, окружая сетью. Рыбки могут выскальзывать из сети до тех пор, пока она не замкнулась. Силой вырываться нельзя. Пойманные рыбки снова присоединяются к сети, размеры ее все больше увеличиваются.
Игра заканчивается, когда все играющие окажутся пойманными. Если во время ловли сеть порвется (т. е. игроки расцепят руки), то пойманные рыбки уходят на свободу. Играющие, выбежавшие за границы площадки, считаются пойманными.
В центре площадки выкапывают лунку и кладут в нее мяч. С помощью считалки выбирают Повелителя лунки (ведущего). Повелитель садится на расстоянии 3—5 м от играющих. Игроки встают в круг диаметром 4—6 м вокруг лунки на равном расстоянии друг от друга. Когда все готовы, Повелитель выкрикивает имя любого из игроков. Названный должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места или догоняя игрока. Если названный Повелителем игрок промахнулся, то он выбывает из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующей игре он становится Повелителем лунки.
Отберите пять-семь упражнений с маленьким мячом, они должны быть разными, постепенно возрастающей сложности (например, подбросить мяч и поймать его одной правой, а затем одной левой рукой, перебросить мяч через ногу и поймать его, ударить мячом об пол и поймать его, присев, и т. д.). Каждый участник выполняет все упражнения по очереди, каждое упражнение по три раза. Тот, у кого мяч окажется «заколдованным», кто ни разу не упадет, будет победителем. Можно играть не с мячом, а со скакалкой.
Одного ребёнка выбирают царём Берендеем. У него лесные дары: листья, шишки, жёлуди, ягоды. Он раздаёт каждому своему подданному по подарку, и предлагает рассказать о нём: с какого дерева этот лист или что это за ягода.
Или каждый участник выбирает себе лесного зверя или птицу. И рассказывает царю Берендею про повадки своего зверя и птицы: что ест, как готовится к зиме, как заботится о своих детёнышах.
Выигрывает тот, кто интереснее всего расскажет про свой предмет.
Группу ребят разделяют на три команды. Ведущий задает по 20 вопросов каждой команде. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов за определенное время, например, за одну минуту.
I
1. Какое мороженое в шоколаде? (Эскимо)
2. Как называются ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? (Вожжи)
3. Как называется сборник географических карт и таблиц' (Атлас)
4. Как называется ковер для борьбы дзюдо? (Татами)
5. Какой материк — страна всех сумчатых животных (Австралия)
6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей (Пингвины)
7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
8. Какой снег быстрее тает — чистый или грязный? (Грязный)
9. Кто появляется весной раньше — летучие мыши или насекомые? (Насекомые)
10. Что вниз верхушкой растет? (Сосулька)
11. Висит сито, не руками свито. (Паутина)
12. Какой зверь падок до малины? (Медведь)
13. Вороне через три года что бывает? (Четвертый идет)
14. Что ест жаба зимой? (Ничего, спит)
15. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
16. В избе мерзнут, а на улице нет? (Окна)
17. Пожелания благополучного плавания с упоминанием цифры «семь». (Семь футов под килем)
18. Большой вязаный платок. (Шаль)
19. Время уборки хлебов. (Страда)
20. Какой океан самый теплый? (Индийский)
II
1. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими)
2. Африканский крокодил. (Аллигатор)
3. Народное собрание в Древней Руси. (Вече)
4. Тонко скрученная пряжа. (Нитка)
5. Наука о животных. (Зоология)
6. Куда зайцу бежать удобнее — с горы или в гору? (В гору)
7. Что делает еж зимой? (Спит)
8. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да)
9. Где раньше тает снег — в лесу или в городе? (В городе)
10. Сколько дней в високосном году? (366)
11. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
12. Сколько крыльев у жука? (Две пары)
13. У какого слона нет хобота? (У шахматного)
14. В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
15. Когда мы мальчика называем женским именем? (Соня)
16. Горели 4 свечи, 3 потушили. Сколько осталось? (Три, одна сгорела)
17. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
18. Площадка для бокса. (Ринг)
19. Век. (Сто лет)
20. Какой океан самый большой? (Тихий)
III
1. Самая большая обезьяна. (Горилла)
2. Недавно полученное известие. (Новость)
3. Сколько крыльев у блохи? (Совсем нет)
4. Продолжительность двух таймов футбольного матча. (90 минут)
5. Другое название черного леопарда. (Пантера)
6. Самый малый океан. (Северный Ледовитый)
7. Животный мир. (Фауна)
8. Морская щука. (Акула)
9. Самая быстроногая птица. (Страус)
10. Эмблема государства. (Герб)
11. Самое крупное наземное животное. (Слон)
12. Самая высокая вершина земли. (Эверест)
13. Высший спортивный показатель. (Рекорд)
14. Сладкая фруктовая жидкость. (Сироп)
15. День веселья, радости, торжества. (Праздник)
16. Детский юмористический киножурнал. (Ералаш)
17. Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)
18. Чем кончаются «день» и «ночь»? (Мягким знаком)
19. Знак почтовой оплаты. (Марка)
20. Что идет, не двигаясь с места? (Время)
(Игра для новогоднего праздника)
Дед Мороз приглашает на соревнование самого маленького участника Новогоднего праздника, предлагая ему обежать вокруг елки и постараться первому сесть на стул. Около елки ставится стул. Дед Мороз встает от стула слева, его соперник — справа. По команде участники обегают елку с разных сторон. Дед Мороз делает несколько шагов, возвращается и садится на стул. Ведущий говорит Деду Морозу, что он играет не по правилам, и дает еще одну попытку. Во второй попытке Дед Мороз берет с собой стул, обегает с ним вокруг елки, ставит на место и садится на него. Ведущий недоволен соревнованиями. Дед Мороз просит третью попытку и встает рядом с соперником. После команды ведущего Дед Мороз берет соперника на руки, бежит с ним вокруг елки, садится на стул, а соперника сажает себе на колени. Дед Мороз признает свое поражение и награждает соперника.
Конкурс командный. После минутного обсуждения команды поочередно должны представить свои версии действий в предложенной ситуации. Ведущий может предложить такие ситуации.
Что делать, если:
• прямо на вас несется печка без номерных знаков и габаритных огней?
• Иван-царевич выгуливает серого волка в детском сквере без ошейника и намордника?
• Леший с помощью видеозвукового блюдечка показывает у себя в берлоге нелицензированные западные фильмы и берет за это деньги?
• Соловей-разбойник своим свистом валит деревья в городском парке?
• Баба-Яга спекулирует китайскими шапками-невидимками в неположенном месте и при этом заявляет, что шапки швейцарского производства?
После всех высказываний ведущий просит жюри оценить правовую грамотность и находчивость команд.
Игра-шутка
На сцену вызываются три человека, ведущий предлагает им повторить одну за другой три волшебных фразы.
Ведущий обращается к первому участнику с волшебной фразой:
— У нас очень весело! (играющий повторяет);
— Мальчики смеются, а девочки — нет! (играющий повторяет);
— Вот и ошибся!» (играющий повторяет предыдущую фразу).
Ведущий: Что же ты не повторяешь моей третьей фразы? Моя последняя фраза была «Вот и ошибся!» Почему ты не повторил? Может быть, ты не ошибешься (обращается ко второму вызванному играющему), наученный горьким опытом своего предшественника? Повторяй за мной!
— Сегодня хорошая погода! (играющий повторяет);
— Кругом так красиво! (играющий повторяет);
— Громче повторяй! (играющий кричит: «Кругом так красиво!»).
Ведущий: Чудак... моя третья фраза была «Громче повторяй!» Надо было это и сказать. Что мне с вами делать? Я даже готов дать приз тому, кто повторит за мной три волшебные фразы. (Достает из кармана приз). Вопросы к третьему играющему! Вот приз! Выиграешь — получишь его. Не выиграешь — не получишь.
— Повторить фразу нелегко, (играющий повторяет);
— А я все-таки повторил! (играющий повторяет);
— Вот теперь получай приз! (играющий порывается получить приз).
Ведущий: Постой, постой, моя третья фраза была: «Вот теперь получай приз». Надо было ее повторить, и только тогда браться за приз. Придется пока остаться без награды.
Звезды больших и малых величин с номерами и без них могут служить как оформлением зала, так и для проведения различных конкурсов. Например, таких.
• После окончания какого-либо танца объявляется номер «счастливой звезды», и та пара, которая оказалась под ней или близко к этой звезде, либо награждается, либо заказывает любую музыкальную композицию.
• После окончания танца объявляются номера звезд, и партнеры с партнершами меняются друг с другом или меняются все пары.
• На некоторых звездах могут быть изображены знаки зодиака. По сигналу ведущего участники бала собираются вместе под своим знаком и исполняют коллективный танец.
Ребята, давайте попробуем по рассказам самих героев сказок, угадать кто они?
• «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые...» (Колобок)
• «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...» (Теремок)
• «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались...» (Яичко из сказки «Курочка-Ряба»)
• «Мне приятно быть на голове у этой девочки. Мне нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...» (Красная Шапочка)
• «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)
• «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)
• «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)
• «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)
• «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)
Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.
Раунд общих вопросов
1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)
2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)
3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»)
4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)
5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло — валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)
6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)
7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)
8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)
9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)
10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)
Раунд блицвопросов
I
1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)
3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)
II
1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)
2. Самая маленькая птичка. (Колибри)
3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)
III
1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)
2. Какую страну носят на голове? (Панаму)
3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)
Географический раунд
1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)
2. На каком материке нет рек? (В Антарктиде)
3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)
4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)
Музыкальный раунд
1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)
2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)
3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)
4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)
5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («В траве сидел кузнечик»)
Раунд «Мир живой природы»
1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)
2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)
3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)
4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)
5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)
6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)
7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)
8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)
9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки)
Литературный раунд
1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)
3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)
4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)
6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)
7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)
8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)
9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
Раунд загадок
1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)
2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)
4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)
5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)
6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)
7. В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (Соль)
8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)
9. Что за зверь:
Белый как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест. (Гусь)
10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)
11. Много рук, а нога одна. (Дерево)
12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)
Игра путешествие в начальной школе
Логические игры для учащихся начальной школы
Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Нет комментариев. Ваш будет первым!