Инсценировка произведений Сухомлинского с учащимися начальной школы

Инсценировка мини-произведений В. А. Сухомлинского «Школа под голубым небом» для младших школьников

Цель: взять на вооружение воспитательное значение рассказов и сказок В. А. Сухомлинского.

Оборудование: технические средства, книга В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

Действующие лица: ведущий, рассказчик, действующие лица сценических миниатюр.

Ведущий. Кто не знает знаменитого педагога В. А. Сухомлинского? Его произведение «Сердце отдаю детям» известно не только на Украине (родине Сухомлинского) и в России, но и в других странах мира. Он учил детей, как надо учиться, любить красоту, природу, слышать музыку природы. Свои встречи с учениками он проводил под столетним дубом. Умолкает село, засыпает степь, из сада слышны таинственные шорохи, спит озеро. Только звездочка в небе мерцает да стрекочет кузнечик.

Рассказчик (из воспоминаний В. А. Сухомлинского). Это и есть наша Школа под Голубым Небом - источник живой мысли и слова. Я привожу детей сюда, чтобы они стали умными и сердечными, мудрыми и людьми большой души. Десятилетия труда - нелегкого, но радостного - убедили меня: сказка, творчество - это самое нежное прикосновение. Сказка - это детство мысли, и сделать его надо ярким и интересным. Дети не только слушают сказки, но и сочиняют их. Дети становятся умными, сообразительными, способными.

Ведущий. В. А. Сухомлинскому было присвоено звание «Герой Социалистического Труда, член корреспондент Академии педагогических наук». Целая армия педагогов внедряла его опыт в свою педагогическую деятельность. Чтобы стать таким замечательным педагогом, надо иметь доброе сердце, быть чутким, наблюдательным. Это и было присуще Василию Александровичу.

Рассказчик. Представляем вашему вниманию сценки из рассказов о детях В. А. Сухомлинского. Итак!

Петрик и ваза

Действующие лица: мама, Петрик, автор.

Автор. Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную. На подоконнике открытого окна стояла ваза. Большая красивая бабочка села на край вазы. Петрик хочет поймать бабочку, ударяет по вазе. Ваза падает и разбивается. Мальчик собирает осколки, несет их во двор и закапывает. Затем у окна ждет маму.

Петрик (бежит навстречу маме). Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнес осколки во двор и закопал их там маленькой лопаткой.

Мама (с тревогой). Кто же разбил вазу?

Петрик (тихо). Бабочка...

Мама (усмехается). Как бабочка разбила вазу - понятно... Но как она отнесла осколки во двор и там закопала - этого я понять не могу!

Автор. Петрик посмотрел на маму и заплакал.

Ведущий. Какие слова могут служить моралью?

Зритель. Это слова последнего предложения.

Почему плачет синичка?

Действующие лица: автор, Миша (10 лет), Оля (9 лет).

Автор. На краю села с родителями жили Миша и Оля. Около дома рос тополь.

Миша (обращается к Оле). Сделаем на тополе качели.

Оля. Ой, как будет хорошо качаться!

Миша. Подай мне веревку.

(Оля подает веревку.)

Оля. Готово? Опускай качели. Здесь закрепим доску. На земле удобнее.

Миша (слезает с дерева, крепит доску). Давай сядем вместе и будем качаться. Вот весело!

Садятся рядышком на качели, раскачиваются.

Оля (останавливает качели). Слышишь, синичка плачет. У нее в дупле гнездо, а там птенчики. Мы им мешаем. Вот синичка и плачет.

Миша. Почему же она плачет?

Оля. Подумай! Только качели отсюда надо унести.

Автор. А вы, ребята, подумали?

Мед в кармане

Действующие лица: Дима, Вася, Юра, мама.

Дима, Вася и Юра собираются в лес. Берут с собой по пирожку, кладут в карманы. Юрина мама наливает в бутылочку мед.

Мама (говорит Юре). Не хвались ребятам, что у тебя мед есть. Где-нибудь в лесу сядь один и съешь его с пирожком.

Юра (кладет бутылочку в карман). Ладно!

Друзья отправляются в путь. Идут лесом.

Дима. Хорошо бы отдохнуть!

Вася. И перекусить пирожками.

Юра (вздыхает). Да!

Друзья садятся на траву. Слышится жужжание пчел. Все они лезут в карман к Юре, который боится, что пчелы начнут жалить его.

Дима и Вася (удивленно). Что там такое у тебя?

Юра достает из кармана бутылочку, бросает ее в траву.

Дима и Вася (веселохохочут). Вон оно что!..

Юра краснеет, опускает голову.

Автор. Почему Юре стало стыдно?

Как Павлик списал задачу

Действующие лица: Павлик, Зина, учительница.

Павлик пришел в школу. Дома он не мог решить задачу.

Павлик (про себя). У кого бы списать задачу?

Входит Зина.

Павлик. Зина, сколько действий в задаче?

Зина. Три. А разве ты не решил?

Павлик. Не получилось... Дай, Зина, списать...

Зина. Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать?

Дает Павлику свою тетрадь.

Павлик списал два действия, перешел к третьему. Заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, она написала 32.

Павлик (про себя). Напишу у себя правильно, а у нее пусть так и останется.

Учительница (на другой день раздает тетради.) Павлик, у тебя пять. Молодец! Хорошо поработал. А у тебя, Зина, четыре, допустила ошибку...

Зина. Как?

Смотрит на Павлика. Тот покраснел, опустил голову. Немая сцена.

Обыкновенный человек

Действующие лица: дед, внук, 1-й проезжий, 2-й проезжий, 3-й проезжий.

На сцене имитация колодца, на длинной веревке ведро, которое обрывается и падает в воду. Нечем воды достать. На другой день подъезжает утром мужик к дедовой избе. Под соломой у него ведро.

1-й проезжий. Ну и ну! Ведра нет!

Поехал дальше. Слышен стук колес, топот усталой лошади.

Внук (спрашивает). Что это за человек?

Дед. Это не человек.

Полдень. Жара. Появляется второй проезжий. Вытаскивает ведро из своей телеги. Пьет воду, поит деда и внука, остатки воды выливает в сухой песок. Слышен стук удаляющейся телеги.

Внук. Что это за человек?

Дед. И это еще не человек.

Вечер. У дедовой избушки опять проезжий. Достает из телеги ведро, привязывает к веревке, набирает воды, пьет, благодарит хозяина. Оставляет на веревке ведро, уезжает.

Внук. А это что за человек?

Дед. Обыкновенный.

Автор. Как понимать последние слова деда?

Пшеничный колосок

Действующие лица: Сергейка, старший брат Сергейки - Максим.

Максим служит в армии, шлет письма.

Сергейка. Вот радость! От Максима письмо.

Максим (в письме). Служу я далеко-далеко. Охраняю границу. Куда ни глянешь, всюду камни и море сурово шумит. Сергейка, сходи в поле, сорви колосок пшеницы, положи в конверт и пришли мне. Я очень скучаю по родным местам.

Сергейка приносит с поля пшеничный колосок.

Сергейка (задумчиво). Зачем Максиму колосок?

Опускает его в конверт.

Сергейка (в письме). Колосок сорвал на ниве, что начинается за нашей хатой.

Сергейка (хлопает себя по лбу). Понял! Я понял, почему брат колосок попросил!

Автор. Так что же понял Сергейка?

Музыку к сценкам подбирает ответственный руководитель.

Ведущий. Еще много рассказов у В. А. Сухомлинского. Все они интересные, познавательные, поучительные. А как же без сказок? Итак!

Сказки

(По мотивам сказок В. А. Сухомлинского и его учеников из Школы под Голубым Небом)

Назло солнцу

Действующие лица: сказочник, лентяй, Солнце.

На сцене имитация лесной поляны. Здесь спит Лентяй.

Сказочник. В жаркий летний день пришел на поляну Лентяй. Лег и уснул в мягкой траве. Пока он спал, Солнце прошло большой путь и поднялось на самую высокую точку. Лентяй почувствовал, как Солнце припекает и голову, и ноги. Надо бы уйти в тень, но лень.

Лентяй. Солнышко, передвинься, пожалуйста, немножко в сторону, мне жарко.

Солнце (смеется). Разве мыслимое это дело, чтобы Солнце передвигалось, куда Лентяю захочется?

Лентяй (сердится). Значит, ты не хочешь передвинуться?

Солнце. Не хочу!

Лентяй (грозит). Тогда я назло тебе буду лежать здесь.

Сказочник. Придумайте продолжение сказки о том, что дальше произошло.

Борщ с куском свежего хлеба

Действующие лица: мать, Петро, Кузьма, сказочник.

Сказочник. Жили-были в селе два брата. Петро - работящий, а Кузьма лентяй из лентяев. Уехал Петро в поле работать, а ленивый брат спрятался в саду и улегся под грушей.

Мать (хлопочет у печки). Чего бы сыновьям сварить на обед повкуснее? Сварю борщ.

Сварила и присела на лавку. Ждет сыновей.

Мать. Что же мои сыночки не идут обедать? Я борща наварила, укропом посыпала. Сметаны приготовила. Испекла свежего хлеба.

Кузьма (в саду под грушей). Есть хочется, а идти неохота.

Петро (приехал с работы). Сейчас умоюсь и сяду обедать.

Кузьма. Я тоже буду обедать.

Мать. Садитесь, мои сыночки.

Наливает борщ, ставит хлеб.

Петро (ест, прихваливает). Ой и вкусный же ты борщ, мама, сварила! А хлеб какой душистый!

Кузьма (лениво хлебает). Да не такой уж он и вкусный. И хлеб как хлеб!

Мать (качает головой). Поезжай-ка ты, Кузьма, завтра в поле, тогда и хлеб, и борщ будут вкусными.

(Кузьма встает. В глазах удивление, рот разинут. Стоп- кадр.)

Сказочник. Почему Петру обед показался очень вкусным, а Кузьме - не очень?

Лебедь и лягушонок

Действующие лица: автор, Лягушка, Лягушонок, Лебедь.

Автор. В густом иле, под гнилым пнем, дремала Лягушка со своим сыном Лягушонком.

Лягушка (сыну/ Кто-то плещется в воде. Выплыви, сынок, посмотри, кто там плавает, что дремать нам не дает.

Лягушонок (плывет и быстро возвращается). Мама, здесь плавает какое-то гадкое чудовище. Уж какое противное!

Лягушка. Какое же оно?

Лягушонок. Толстое, белое, с длинной вытянутой шеей, с маленькой головкой. На конце головки клюв... Какая гадость!.. Что это такое, мама?

Лягушка (думает-гадает). О ком ты ведешь речь?

Лягушонок (удивленно). Я и сам в загадке.

Лягушка (выплывает на поверхность, кривится). Да это же Лебедь. Самая уродливая птица. Идем, сынок домой. Не смотри на это чудовище - спать ночью не будешь спокойно.

Автор. О чем эта сказка?

Коростель и крот

Действующие лица: рассказчик, Коростель, Крот.

Рассказчик. Из теплого края возвращался на север Коростель. Трудно Коростелю из-за маленьких крыльев долго лететь. Поэтому он где летит, а где пешком идет.

Коростель (вдруг увидел Крота, который из поры высунул голову). Кто вы такой?

Крот. Я уважаемый всеми Крот! А ты кто такой? Куда идешь?

Коростель. Я Коростель, возвращаюсь на родину.

Крот. Почему ты ежегодно путешествуешь? Ведь ты до крови изранил себе ноги. Тебя повсюду поджидает коршун. Что заставляет тебя переносить эти лишения?

Коростель. Родина!

Ведущий. Творчество и труд В. А. Сухомлинского заставляют над многим задуматься и вычленить для себя то, что нужно в жизни. (Пожелание постановщикам такое: умело подобрать музыку; изготовить реквизит, найти еще рассказы и сказки Сухомлинского для своей дальнейшей работы.)

Автор: Юлия Александровна Вакуленко

Рекомендуем посмотреть:

Конспект воспитательного мероприятия в 1 классе. Народы России

Сценарий игры – путешествия с элементами театрализации для учащихся начальной школы

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Жизнь и творчество Благининой

Нет комментариев. Ваш будет первым!