Цели: дать представление о разнообразии народов нашей страны, формировать осознание необходимости доброжелательных взаимоотношений с ними (содружество, уважение традиций); продолжить знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Оборудование: картинки с изображением народов нашей страны, карта.
I. Игра «Волшебный стул».
Учитель объясняет правила игры.
Один ученик садится на стул. Стул как бы «высвечивает» лучшие качества человека. Остальные ученики рассказывают всё хорошее о своем однокласснике.
Учитель. Все мы разные: по внешнему виду, по характеру. Что объединяет нас?
Дети. Все мы учимся в одном классе. Говорим на русском языке. Живем в одном городе, стране.
Учитель. Каждый человек рождается в каком-то государстве. Как называется страна, в которой мы живем с вами?
Ответы детей.
Учитель. Название «Россия» идет из глубины веков.
II. Беседа.
Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».
Учитель. Какие чувства возникли у вас, когда слушали стихотворение?
Ответы детей.
Учитель. Посмотрите на карту. Какой вам представляется наша страна?
Ответы детей.
Учитель. Другое название страны - «Российская Федерация». Слово «федерация» в переводе означает «союз», объединение. Много братских народов проживает на территории нашего государства.
На доске - картинки с изображением разных народов России.
Учитель читает стихотворение.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ШАР ЗЕМНОЙ
Если б в поле расцвели
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели
Только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной –
Разноцветный шар земной!
Б. Александров
Учитель. Чем отличаются народы друг от друга?
Дети. Разные лица и телосложение, цвет кожи.
Учитель. Почему?
Ответы детей.
Учитель. Вероятно, так сложилось потому, что в таком облике людям выжить в тех или иных природных условиях было легче. Темная кожа помогала защитить организм человека от воздействия солнца в жарких, сухих местах. Люди, живущие в странах с пасмурной погодой, возможно, всегда имели бледную кожу. Это помогало им получать необходимые витамины от солнца. У людей, живущих в условиях холода и мороза, по-видимому, глаза постепенно сузились, приобретая тем защиту от холода. У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура.
Демонстрация русской народной одежды.
Учитель. Назовите обычаи, традиции русского народа.
Ответы детей.
Учитель. Независимо от того, к какой нации относится человек, каждый мечтает о счастье, мире, согласии. Люди во всех странах начинают понимать, что счастье всякого человека зависит не только от счастья его народа, но и всех людей на земле.
Чтение сказки Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Учитель. Как вы понимаете пословицу «Птица сильна крыльями, а человек дружбой»? •
Какие черты характера могут привести к ссоре? (Жадность, хитрость, зависть, злость.)
III. Игра «Что я люблю и чего не люблю».
Учитель. Нужно уметь избегать ссор, учиться дружить, беречь дружбу, дарить тепло и доброту.
Назовите правила вежливости во время разговора.
• Обращаться к собеседнику по имени, по имени и отчеству.
• Когда разговариваешь, нужно смотреть не в сторону, а на того, с кем говоришь.
• Нельзя перебивать собеседника.
• Если тебе нужно обратиться к собеседнику, то сначала вежливо извинись.
• Нельзя разговаривать, когда жуешь.
• При разговоре нужно пользоваться вежливыми словами «пожалуйста», «спасибо», «извините», «извините, пожалуйста».
IV. Хоровод.
Звучит песня Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
V. Творческая работа.
Учитель. Все мы соседи на планете. Кто ваши соседи? Расскажите о них.
Дети составляют рассказы на тему «Интересные люди рядом».
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему «Какой вам представляется наша страна».
В заключение учитель читает стихотворение.
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ
Давайте будем
Дружить друг с другом.
Как птица - с небом,
Как поле - с плугом.
Как ветер - с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами! ...
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!..
Давайте будем
Беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас Она?
И. Мазнин
Авторы: Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Жизнь и творчество Благининой
Инсценировка произведений Сухомлинского с учащимися начальной школы
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Игра счастливый случай для младших школьников
Сценарий игры – путешествия с элементами театрализации для учащихся начальной школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!