Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы на тему: ЗОЖ
Тема: Питание и здоровье
Цели: формирование у школьников представления об основных принципах рационального питания, понимание того, что их внешний вид, физическая и умственная работоспособность зависят от соблюдения этих принципов; привитие навыков здорового образа жизни.
Ход занятия
I. Информационная справка.
В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и в нужное время.
Рациональное питание - это соблюдение трех основных принципов:
1.Баланс энергии (равновесие между энергией, поступающей из пищи, и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности).
2. Баланс веществ (употребление пищевых веществ в определенных количествах и соотношениях).
3. Режим питания (определенное время приема пищи и определенное количество пищи при каждом приеме).
Остановимся подробнее на режиме питания. Первое правило режима питания - регулярность. У человека должна быть выработана привычка есть в определенное время суток, это имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приему и перевариванию пищи.
Второе правило режима питания - его дробность в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья. Практически здоровому человеку рекомендуется, как минимум, трех- или четырехразовое питание, а именно: завтрак, обед, ужин и стакан кефира перед сном.
Набор продуктов при каждом приеме пищи должен быть сбалансирован с точки зрения поставки организму белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минеральных веществ в наиболее рациональном соотношении. Наиболее полезен такой режим, при котором за завтраком и обедом мы получаем более 2/3 общего количества калорий суточного рациона, а за ужином - менее 1/3.
Множество людей вместо обеда обходятся пирожными, сдобами или булочками. Это серьезное нарушение режима питания.
Если организм вместо рационального набора необходимых пищевых веществ получает преимущественно углеводы, часть из которых преобразуется в жиры, то человеку грозит ожирение. Ученые установили, что, например, избыток сахара (то есть, углеводов) стимулирует состояние сонливости, а избыток белков, наоборот, вызывает состояние повышенной концентрации. Важно также поддерживать дневную норму железа, витаминов В6 и С, меди и цинка.
Правильно организованное питание имеет колоссальное значение для нормального роста и развития ребенка. Ведь в детстве формируются костная, мышечная, нервная системы, развиваются внутренние органы, укрепляются защитные силы организма.
На школьный возраст, от 7 до 17 лет, приходится очень ответственный период жизни - совершается большой скачок в развитии. За эти 10 лет рост увеличивается на 40-50 см, вес - более чем на 30 кг, бурно развиваются интеллект, мышление, происходит становление личности.
Немаловажная роль при этом отводится рациональному питанию. Оптимальным для школьников считается четырехразовое питание.
Разнообразие полезно для здоровья. Но только в том случае, если человек не перестает совсем употреблять в пищу основные продукты, такие как хлеб, рис, корнеплоды, считая их «невкусными». Это может привести к расстройству пищеварительной системы и другим болезням, которые вызывает неправильное питание.
II. Игра «Что нам дарит еда?»
Перед детьми карточки, на которых написаны слова: здоровье, сила, болезни, усталость, хорошее настроение, бодрость, комфорт, вялость, рост, ожирение, раздражение, радость жизни и др.
Предложите им выбрать те слова, которые дают правильный ответ на поставленный вопрос, и объяснить свой выбор.
III. Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, может ли какая-нибудь еда излечить человека от болезни? Из каких продуктов можно приготовить эту еду?
- Что значит здоровые продукты? Какие продукты называют вредными, и чем они вредны? Разработайте несколько рецептов блюд из здоровых продуктов (это задание можно делать по подгруппам и индивидуально).
- Из каких продуктов готовят еду у вас дома (в будни, в праздничные дни)?
- Как вы думаете, в чем секрет кулинарного мастерства?
IV. Игра-представление «Советы Феи питания».
К детям приходит Фея питания с волшебной палочкой, и на каждый совет она взмахивает этой палочкой.
1. Если, дети, вы хотите
Пользу от еды иметь,
Нужно знать, какую пищу
И в какое время суток предпочтительнее есть.
2. Если стройным быть желаешь –
Ешь побольше овощей.
От пирожных, шоколада
Откажись тогда вообще.
3. Меньше нужно есть мучного,
Больше фруктов - и тогда
Будешь ты всегда здоровым,
Пользу принесет еда.
4. Выбирай банан, орехи,
Цитрус, творог, молоко,
В спорте ждут тебя успехи
Рост и сила - ого-го!
5. Важно, чтобы даже в будни
Стол красиво был накрыт.
И тогда любое блюдо вызовет твой аппетит.
6. Пищу нужно есть спокойно,
Не спеша ее жевать.
Это очень непристойно –
Целые куски глотать.
7. Не горячей, не холодной
Быть должна твоя еда.
Не вчерашней, а сегодня
Приготовлена с утра.
8. Вкусной и разнообразной
Пищей пользуйтесь, друзья.
И поверьте - не напрасно
Вам даю советы я.
9. Если вы их все учтете
И запомните, тогда
Вы быстрее подрастете –
Пользу принесет еда.
V. Подведение итогов.
Автор: Т. В. Шепелева
Рекомендуем посмотреть:
Классный час: Гигиена труда и отдыха, 3 класс
Классный час «Здоровье в саду и на грядке», 3 класс
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов
Сценарий сказки для учащихся начальных классов «Приключения Пети»
Конспект занятия «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», 2 класс