Конкурсы

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Илья Муромец

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов. Патриотическое воспитание

Инсценировка по мотивам произведения Н. Заболоцкого «Исцеление Ильи Муромца». Сценарий «Постоять в бою за крестьянский люд!»

Действующие лица

Рассказчики (2 человека)

Иван Тимофеевич - отец Ильи Муромца

Мать Ильи Муромца

Илья Муромец (в детстве и молодости)

Калики перехожие

Танцевальный коллектив

Ход мероприятия

I. Инсценированное действие.

В записи звучит русская народная мелодия героического характера. Танцевальный коллектив исполняет хореографическую постановку «Богатыри». Далее на авансцену с двух сторон выходят рассказчики.

1 рассказчик (нараспев).

Как во городе славном во Муроме,

Как во том ли селе Карачарове

Жил крестьянин достатка исправного,

По прозванью Иван Тимофеевич...

2-й рассказчик (нараспев).

Дал Господь ему сына единого,

Дал единого сына любимого.

Звучат русская православная музыка и перезвон колоколов. На экран проецируется изображение Богородицы. Из центра сцены появляется мать Ильи Муромца. Она несет на руках младенца. Мать Ильи медленно выходит на авансцену.

Из другой кулисы появляется Илья Тимофеевич - отец Ильи. Он обнимает за течи мать. Следует стоп-кадр. Рассказчики продолжают повествование об Илье Муромце.

2-й рассказчик (продолжает).

Хоть и люб был Илья отцу-матери,

Да здоровьем своим он не выдался...

Мать с младенцем уходит за кулисы. Далее на сцене поочередно появляются мальчики, изображающие Илью Муромца в разном возрасте. Они кланяются родному батюшке, отец учит их какому-либо ремеслу, затем через некоторое время уходят за кулисы. Рассказчики же в это время ведут свой рассказ.

1-й рассказчик.

Вот подрос Илья, стал пяти годов,

А на ножки Илья не становится.

Вот уж стал Илья десяти годов,

А с лежанки Илья не поднимется...

На сцену выходят молодой Илья Муромец и мать. Мать осторожно и нежно поддерживает сына. Илье очень трудно идти.

2-й рассказчик.

Вот уж стал Илья двадцати годов,

Так и ждать перестал исцеления...

Мать и отец жалеют Илью и печалятся. Звучит русская народная мелодия минорного характера.

1-й рассказчик.

Закручинились крепко родители,

Думу думают, приговаривают...

Родители Ильи (со вздохами и печалью в голосе).

Ох, ты чадушко наше убогое,

Ты убогое чадо, безногое!

Не помощник отцу ты в старости,

Не заступник ты матери в бедности.

Приберет нас Бог, ты беды хлебнешь –

Не поешь, не попьешь, на печи помрешь!

2-й рассказчик.

Раз пошел Иван Тимофеевич

Со старухою в поле крестьянствовать.

Взял он на руки сына любимого,

Посадил на печь высокую...

Отец сажает Илью на русскую печь.

Отец (Илье).

Ты сиди, сынок, дотемна сиди,

Дотемна сиди, за избой гляди,

А начнешь слезать - не удержишься,

Упадешь, разобьешься до смерти!

Родители уходят.

1-й рассказчик.

Вот ушел Илья Тимофеевич

Со старухою в поле крестьянствовать.

Удалец Илья на печи сидит,

На печи сидит, за избой глядит...

Звучит тиканье часов, ход времени. Рассказчики демонстрируют большие часы, передвигая на них стрелки.

2-й рассказчик.

В ту пору мимо города Мурома,

До того ли села Карачарова

Шли калики домой перехожие,

Перехожие калики, переброжие.

Появляются калики перехожие, подходят к дому Ильи Myромца и останавливаются вокруг дома.

1-й рассказчик.

Собирались калики под окнами,

Становились они во единый круг,

Клюки-посохи в землю потыкали,

Подорожные сумки повесили...

Рассказчики (вместе). Да вскричали они зычным голо сом...

Калики (громко).

Уж ты гой еси, чадо единое,

Ты единое чадо любимое,

Сотвори-ка ты нам подаяние,

Поднеси ты нам водицы колодезной,

Ты напой нас, калик, чистой водой!

Илья Муромец.

Я и рад вам дать подаяние,

Рад бы дать вам водицы колодезной,

Напоить вас, калик, ею чистою –

Да уж тридцать лет, как я сиднем сижу,

Как я сиднем сижу, за избой гляжу.

Мне ни с печки слезать,

мне ни ковш достать.

Мне ни ковш достать,

вам испить подать!

Калики.

Уж ты гой еси, Илья свет Иванович!

Про твое про злосчастье нам ведомо,

Про твои про заботы рассказано.

Растяни ты свои крепки жилочки,

Да расправь ты свои белы косточки,

Слезь ты с печки долой да притопни ногой,

Перехожих калик ты водицей напой!

Илья Муромец спускается с печки, расправляет плечи, распрямляет спину и приносит каликам в ковше водицы и кланяется низко до земли. Калики пьют водицу да нахваливают. Затем протягивают ковш с недопитой водой Илье Муромцу.

Калики.

Ты испей, Илья, да поведай нам,

Каково в себе чуешь здоровьице?

Илья Муромец допивает из ковша водицу.

Илья Муромец. Чую, стал я теперь будто здрав совсем!

Калики. Ты другую нам чашу поднеси, Илья!

Илья Муромец приносит каликам еще одну чашу. Те пьют и воду нахваливают. Недопив, вновь преподносят ковш Илье Муромцу.

Калики. Допивай, Илья, да поведай нам,

Ты какую в себе чуешь силушку? Илья Муромец вновь отпивает воды из ковша.

Илья Муромец.

Чую силушку в себе я великую!

Кабы было кольцо во сырой земле,

Ухватил бы кольцо я одной рукой,

Перевернул бы вокруг землю-матушку!

Калики.

Многовато у тебя стало силушки,

Не носить тебя мать сырой земле!

Наполни-ка, Илья, чашу в третий раз.

Илья Муромец наполняет вновь ковш и подносит каликам. Те пьют с удовольствием и все воду нахваливают, и опять протягивают Илье Муромцу допивать из ковша.

Калики (протягивая ковш).

Допивай, Илья, да поведай нам,

Какова у тебя стала силушка?

Илья отпивает водицы из ковша.

Илья Муромец. Вполовину ее поубавилось.

Калики

Ты купи, Илья, жеребеночка,

Станови его в сруб на три месяца.

Пусть в трех росах конь покатается,

По зеленым лугам поваляется, -

Он послужит тебе верой-правдою,

Он потопчет всю силу неверную,

Своему поможет он хозяину.

Звучит задорная, русская народная мелодия. Танцевальный коллектив исполняет хореографическую композицию с лошадками.

Калики.

Ты достань себе латы богатырские,

Меч булатный да палицу тяжелую,

Да коню кипарисное седлышко.

Поезжай ты, Илья, во чисто поле,

Смерть тебе в чистом поле не писана.

Совершишь ты дела богатырские,

Всей Руси нашей будешь защитником!

Калики уходят. Илья идет на поле к родителям, они, усталые, спят. Илья берется за дело: могучие деревья с поля переносит, вспахивает полосу, сеет пшеницу и рожь. Родители просыпаются и удивленно смотрят вокруг.

Родители (разводя руками).

Что в неделю всем домом не сделано,

То прикончил Илья за единый мах!

1-й рассказчик.

А Илья купил жеребеночка,

Становил его в сруб на три месяца,

В трех он росах коня повыкатывал,

Гривой шелковой стал он потряхивать,

Стал проситься конь во чисто поле

Показать свою силу буйную.

2-й рассказчик.

Тут взнуздал коня Илья Муромец,

Сам облатился, обкольчужился,

Взял он в руки булатную палицу,

Опоясался дорогим мечом.

То не дуб сырой к земле клонится

К земле клонится, расстилается –

Расстилается сын перед батюшкой,

Просит отчего благословения...

Илья Муромец подходит и кланяется низко до земли родителям.

Илья Муромец.

Уж ты гой еси, родный батюшка,

Государыня родна матушка,

Отпустите меня в стольный Киев-град,

Послужить Руси верой-правдою,

Постоять в бою за крестьянский люд!

Звучит перезвон колоколов. Далее демонстрируются кадры из м/ф или к/ф о богатырях, после этого исполняется пластическая зарисовка-финал с участием всех героев инсценировки.

II. Заключение.

Ведущий. В заключение послушайте стихотворение Я. Смелякова «История».

Учитель читает стихотворение «История» Я. Смелякова.

И современники и тени

В тиши беседуют со мной.

Острее стало ощущенье

Шагов Истории самой.

 

Она своею тьмой и светом

Меня омыла и зажгла.

Все явственней ее приметы,

Понятней мысли и дела.

 

Мне этой радости доныне

Не выпадало отродясь.

И с каждым днем нерасторжимей

Вся та преемственность и связь.

 

Как словно я мальчонка в шубке

И за тебя, родная Русь,

Как бы за бабушкину юбку,

Спеша и падая, держусь.

- О чем это стихотворение?

- О какой связи человека с историей говорит поэт?

- Как она осуществляется?

- Почему нам близки и интересны такие былинные герои, как Илья Муромец? Что этот герой сделал? С какими из его подвигов вы знакомились на уроках литературного чтения, самостоятельно из былин, сказаний, старинных песен?

Я думаю, что выражу общее мнение, если завершу наше мероприятие словами поэта Евгения Евтушенко:

Если будет Россия,

Значит, буду и я...

Рекомендуем посмотреть:

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Родительское собрание по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе

Осенний праздник в начальной школе

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!