Любовь к Родине начинается с семьи.
Ф. Бэкон
Форма проведения: лекция.
Задачи собрания:
1. Формировать у родителей гражданско-правовые знания; познакомить с задачами гражданского воспитания, позволяющего вырастить граждан страны, уважающих ее законы, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться своими правами и свободами;
2. Показать родителям роль семьи в гражданском воспитании, помочь профилактике негативных тенденций в сознании и поведении детей;
3. Выработать согласованные действия школы и семьи по вопросам гражданского воспитания;
4. Познакомить с нормативной базой по гражданскому воспитанию, с формой и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач гражданского воспитания.
Подготовительная работа: анкетирование родителей, анкетирование детей, подготовка памятки для родителей.
Вступительное слово:
— Сегодняшний наш разговор, уважаемые папы и мамы, мы посвятим непростым вопросам: с чего начинается любовь к Родине; нужно ли воспитывать в детях патриотические чувства; как это делать и др.
Почему сегодня мы начали об этом говорить? Для вас не будет большим секретом, что в последние десятилетия наше общество очень сильно изменилось. Эти изменения в обществе не могли не отразиться и на школе. Государство стало понимать, что вопросы гражданского образования и воспитания должны стать ключевыми в обучении и воспитании наших детей. Начинаться оно должно уже в дошкольном возрасте и продолжаться в школе. А участниками этого процесса должны стать не только педагоги, но и родители, и наше общество. Вопрос этот сложный и многогранный. Поэтому сегодня мы с вами постараемся найти решение вопросов, связанных с воспитанием настоящих граждан нашей страны.
Анализ анкетирования. Для предметного разговора на заявленную тему важно узнать мнение родителей и учащихся. Рекомендуется заранее провести анкетирование родителей и учащихся и в начале собрания познакомить родителей с результатами анкетирования.
Анкета № 1 для родителей касается приоритетных ценностей семьи.
Анкета для родителей № 1
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. Какие ценности вы бы назвали в числе приоритетных для вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько:
■ семья;
■ нравственность;
■ Родина;
■ здоровье;
■ образование;
■ дружба;
■ творчество;
■ карьера;
■ другое (допишите) _____________.
2. Как вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
■ на обучение;
■ на воспитание;
■ на сочетание обучения и воспитания.
3. Как вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что — семья и родители?
Школа должна:
■ обучать;
■ воспитывать;
■ обучать и воспитывать;
■ другое (допишите) _____________.
Семья должна:
■ обучать;
■ воспитывать;
■ обучать и воспитывать;
■ другое (допишите) _______________
Рекомендуется обработать анкету № 1 в процентном отношении и результаты представить в диаграммах. После представления полученных результатов педагог должен подвести итог.
Вариант итога по первой анкете может быть такой:
Вы, уважаемые родители, выбираете главными ценностями семью, здоровье и образование; вы уверены в том, что обучать и воспитывать должны и семья, и школа. Это значит, что мы с вами должны сотрудничать и направлять наши совместные усилия на обучение и воспитание наших детей. В этом вопросе цели школы и семьи совпадают.
Анкета № 2 для родителей касается вопросов патриотического воспитания.
Анкета для родителей № 2
1. Я считаю, что патриотизм — это ___________
2. Считаете ли вы себя патриотом? ___________
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? _______________
6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье? _____
7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и
8. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся? __________
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся? ____________
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся? _______________
Спасибо за ваши ответы. Надеюсь, что они помогут правильно организовать воспитательную работу в классе.
Обработка второй анкеты, где родителям нужно ответить на вопрос самостоятельно, требует от педагога умения анализировать, обобщать и выделять главное.
Первый вопрос касается термина «патриотизм». Обобщение всех ответов на этот вопрос должно дать определение понятия «патриотизм». Вот один из вариантов:
Патриотизм — это любовь к своей Родине, преданность традициям, вера и служение Отечеству, чувство уважения и гордости за свою страну, людей; определенные взгляды и убеждения и умение жить интересами своей страны.
Далее можно обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова и дать определение этого понятия на основе толкового словаря.
«Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу». В других источниках можно увидеть такое определение: «Патриотизм — это любовь к родине, преданность ей, стремление своими действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами».
Нужно отметить, что родители знают и понимают данный термин.
Следующий вопрос касается того, считают ли родители себя патриотами. Педагог после представления полученных результатов может дать определения понятия «патриот», используя толковый словарь.
Вопросы 3 и 4 обрабатываются в процентном отношении, и результат анкетирования по этим вопросам представляется на диаграммах.
Анализируя ответы на вопросы с 5 по 10, рекомендуется проранжировать ответы родителей и представить получившуюся последовательность качеств, методов, традиций, мероприятий и советов классному руководителю.
После анализа анкет родителей классный руководитель анализирует анкеты учащихся. Ученики заполняют три анкеты. Все они построены на методе «Незаконченные предложения», т.е. детям надо было закончить предложение своими словами.
Анкеты для учащихся Анкетирование «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя ________________
1. Что такое Родина?
Родина — это ______________
2. Что такое малая Родина?
Малая Родина — это ____________
3. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ______________
4. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ____________
5. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я _______________
6. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину — это значит ___________
7. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою Родину — значит _____________
8. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть ____________
9. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу ___________
Анкета «Мы — граждане России»
(Метод незаконченных предложений)
1. Гражданин — это ___________
2. Закон — это ___________
3. Конституция — это ____________
4. Что значит быть гражданином?
Быть гражданином — значит ____________
5. Имеет ли гражданин какие-либо права?
Подчеркни: да или нет.
6. Какие права имеет гражданин?
Гражданин имеет право ___________
7. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности?
Подчеркни: да или нет.
8. Какие обязанности имеет гражданин?
Гражданин имеет обязанности ___________
Анкета «Достопримечательности нашей Родины»
(Метод незаконченных предложений)
1. Какие города России ты знаешь?
Я знаю _____________
2. Какие реки России ты знаешь?
Я знаю _____________
3. Что такое достопримечательность?
Достопримечательность — это ___________
4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть __________
Я бы хотел(а) узнать о __________
5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду ____________
6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, куда бы ты их повел?
Я бы повел своих гостей ___________
7. Что есть в твоем городе, чем ты гордишься?
Я горжусь ___________
8. Чем знаменит твой город?
Наш город знаменит _____________
Анкета «Государственные праздники России. Государственная символика России»
(Метод незаконченных предложений)
1. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю ____________
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует __________
3. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет _____________
4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России: _____________
5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы: _________________
6. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть _________________
При подведении итогов результата анкетирования учащихся педагогу озвучивать все варианты ответов нет необходимости, но самое яркое и запоминающееся высказывание можно представить родителям.
Например:
Родина — это поле, где много деревьев.
Малая Родина — это когда мало места.
Защищать Родину — это значит не бросать бумажки.
Достопримечательность — это то, что принадлежит человеку.
Гражданин — это дяденька.
Гражданин имеет право на машину.
Конституция — это училище.
Гражданин имеет право кричать.
Гражданин имеет право ходить, пить, глядеть.
Гражданин имеет право ходить на дискотеку и слушать музыку.
Особенно стоит обратить внимание родителей на те анкеты, где ученик ничего не написал или написал «Не знаю», можно посчитать в процентном отношении количество таких анкет.
Таким образом, классный руководитель может сделать вывод, что дети плохо осведомлены в этих вопросах, не владеют терминологией, мало знают и большого интереса к этим вопросам не проявляют.
Далее подводится итог всего проведенного исследования. Педагог сообщает, что вопросы воспитания и обучения неразделимы, что заниматься этим должна и школа, и родители, что патриотическое воспитание и гражданское образование являются важнейшей частью общего процесса воспитания и обучения детей, что знаний в этих вопросах ученики практически не имеют.
Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти?
Ни для кого не секрет, что умения закладываются не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе.
Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют — все это вызывает у детей те особые светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни.
Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.
Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает сыну или дочери о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи.
Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны — все это воспитывает в детях чувство патриотизма.
Очень важно убедить ребенка в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше — хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия — это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда это надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла.
Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет.
Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Из недостатков семейного воспитания появляются различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.
Чтобы наши дети не стали такими, семье и школе необходимо объединиться и вести целенаправленную патриотическую работу. Прививать маленьким гражданам любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление к защите родины от внешних врагов.
Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу или селу, к человечеству в целом.
От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге.
Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика.
Все, чем славится настоящая семья, — нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства — все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Закончить я хочу словами известного английского философа Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи».
Далее родителям предлагается памятка.
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своих детей с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам очень не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.
5. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
6. Когда вы общаетесь со своими детьми, пытайтесь оценивать не только их учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты их жизни (кто им помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
7. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д.
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своих детях равнодушие, оно обернется против вас.
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
Подведение итогов собрания. При подведении итогов можно использовать методический прием «Корзина впечатлений». На передвижном стенде или классной доске прикреплено изображение корзины для цветов. Каждый родитель получает цветок, вырезанный из бумаги, на котором он должен кратко написать свои впечатления от родительского собрания. И затем прикрепить свой цветок на корзину.
Родительское собрание в 3 классе. Воспитательная система класса
Родительское собрание в 3 классе. Правильно ли питаются ваши дети?
Родительское собрание в 3 классе. Непослушный ребёнок
Родительское собрание в 3 классе. Совместная работа семьи и школе
Родительское собрание в 3 классе. Воспитание ответственности
Нет комментариев. Ваш будет первым!