Составлено и проведено Т.В. Федоровой
Цели:
— познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников чувства ответственности;
— стимулировать полноценное общение родителей друг с другом.
Участники: родители учащихся третьего класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель консультируется у психолога по проблеме собрания.
II. Классный руководитель готовит листы с заданиями для обсуждения в группах, тесты.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на классной доске написана тема родительского собрания;
— на доске расположены таблички со словами «ответственность», «дисциплинированность», «настойчивость», «самостоятельность», «личный пример», «авторитет родителей», «инициативность»;
— листы с заданиями для обсуждения в группах;
— листы для теста;
— карточки «Советы родителям».
* **
I. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители! Я рада сегодня встрече с вами. Каждый из нас хочет, чтобы наши дети были культурными, умными, добрыми, замечательными людьми. Я предлагаю сегодня обсудить очень важный вопрос: «Как воспитать у ребенка чувство ответственности?».
II. Выполнение теста «Незаконченное предложение»
Родители делятся на две группы.
Классный руководитель. Перед вами на партах лежат листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит ...». Каждый из вас по очереди будет писать ответ, сворачивая листок и передавая друг другу.
Родители выполняют задание.
Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу выбрать по одному представителю от каждой группы для чтения ответов (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».
III. Выступление классного руководителя
Ответственность — важное моральное качество личности.
Ответственным может быть тот, кто отдает полный отчет в своих действиях, кто может принять свою вину за ошибки, кто понимает свой долг, свою обязанность в любых обстоятельствах, кто добросовестно трудится.
С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. Это очень важно понять, прививая ребенку навыки ответственного отношения к делам и поступкам, которые он совершает. Очень важно, чтобы он ощущал себя нужным человеком, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни семьи.
Иногда родители проявляют нетерпение, когда их ребенок долго убирает в комнате или заправляет постель, но не стоит торопиться, постепенно все будет делаться куда быстрее. Доведя начатое до конца, ребенок получает чувство удовлетворения, и у него крепнет уверенность в собственных силах. Пусть по началу он допускает ошибки, но в процессе своей деятельности учится исправлять их. Неудачи — неотъемлемая часть детства, заложенная в самой природе взросления. Правильно сформулировал это правило один малыш: «Я слишком маленький, чтобы все время помнить, что надо кормить собаку, но я достаточно взрослый, чтобы гладить ее и дать ей почувствовать, что мы ее любим».
Ответственность рождается не в условиях злобного подчинения, а тогда, когда ребенок чувствует, что его уважают как личность, и знает, что окружающие нуждаются в нем. Если мы требуем от наших детей больше того, что они могут сделать, единственный вывод, к которому они в результате придут, — взрослые сильнее. Если же мы занижаем наши требования, мы лишаем их возможности почувствовать, что и они могут внести свой вклад в общий труд. Лучший способ установить равновесие между слишком малыми и слишком большими требованиями — семейный совет.
IV. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания
Каждая группа получает свою ситуацию для решения.
1 группа. 8-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется выстирать вещи в
Задание: подумайте, правильно ли реагируют родители на предложение ребенка.
2 группа. В семье второклассницы подрастал братик, которому исполнилось 2 года. Родители ни разу не оставляли с братом старшую дочь одну. Говорили ей, что она не сможет уследить за малышом. «Откуда вы знаете, что я могу, если вы не даете мне попробовать?» — говорила девочка. Однажды в субботу родители осмелились оставить дочь вдвоем с братишкой. По возвращении увидели, что мальчуган сидел в кухне на полу, радостно стуча кастрюлями, а дочь в это время делала уроки.
Задание: подумайте, правы ли родители в этом случае.
После обсуждения в группах данных ситуаций родители высказывают свои мнения.
V. Выступления классного руководителя
В воспитании у детей ответственности родители особое внимание должны обратить на формирование интереса к учебе, порученному делу, разъяснение их значимости, важности приобретения знаний и выполнения поручений. Для этого необходимо проводить с детьми совместные игры, читать интересные книги, совместно трудиться, изготавливать поделки для дома и т.д. Ребята должны поверить в свои силы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок выполнял задания в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Важно стремиться к тому, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы. Родители должны приучать ребят выполнять и неинтересную, но нужную работу, уметь преодолевать трудности. Для закрепления добросовестного отношения ребенка к делу нужно стимулировать его деятельность в школе и дома.
Мы допускаем наиболее серьезную ошибку, когда приравниваем успехи и достижения детей к чувству ответственности. Стоит помнить, что некоторые люди считаются очень преуспевающими, потому что они обладают деньгами и властью, хотя в жизни не отличаются порядочностью.
Чувство долга по отношению к окружающим находится у ребенка в прямой зависимости от того, насколько другие ответственно ведут себя по отношению к нему. Если он чувствует себя одиноким и испуганным, понимает, что не может удовлетворять деспотичные требования взрослых, у него не будет достаточно времени и энергии, чтобы беспокоиться о других или интересоваться, что с ними происходит. Если мы хотим, чтобы наши дети стали ответственными гражданами, мы должны разделять с ними глубокую озабоченность благополучием других людей. Нужно воспитывать у детей милосердие и внимание к людям.
VI. Рефлексия
Считаете ли вы, что тема нашего собрания актуальна и полезна для вас? Подведем итог сегодняшнего разговора, составив схему.
VII. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе и успеваемостью учащихся
Классный руководитель отмечает положительные моменты поведения и знакомит с результатами обучения, дает советы по изучению сложных тем программы.
«Советы родителям»
♦ Помните: волевые и моральные качества ребенка формируются вами. От вас зависят его нрав, вкус, ум, круг знаний, мир увлечений, навыки и привычки, сила и слабость характера.
♦ Добрые свойства передаются ребенку не нравоучениями и запретами, не угрозами и наказаниями, а жизненным примером отца и матери, их линией поведения, атмосферой семьи, теплом домашнего очага.
♦ Не забывайте: ребенок учится не только тогда, когда мы посадим его перед собой и станем разъяснять ему законы человеческой жизни. Думая, что ребенок играет и не слышит нас, мы иногда не очень щепетильно обсуждаем свои взрослые проблемы, выражаем свое отношение к ним. Дети впитывают все это, как губка.
♦ В интересах своих детей строго спрашивайте самих себя, завоевывайте право указывать, требовать, влиять.
VIII. Решение собрания
Классный руководитель выносит на обсуждение решение собрания.
1. Воспитывать детей наличном примере, стараться иметь в семье авторитет.
2. Обратить внимание на формирование интереса к учебе, порученному делу.
3. Стремиться, чтобы дети переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.
4. Воспитывать у детей милосердие и внимание к людям.
Литература
Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. М., 1990.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1 — 4 классы. М., 2005.
Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Конспект родительского собрания в 1 классе
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Нет комментариев. Ваш будет первым!