Конкурсы

Внеклассное занятие в 1 классе по коррекции речевого развития

Внеклассное занятие по коррекции речевого развития у учащихся 1 класса с ЗПР

Автор: Шекк Ольга Юрьевна, КГУ «Областная специальная школа-интернат №5 для детей с ограниченными возможностями в развитии», г. Сарань, учитель начальных классов, учитель – логопед.

Внеклассное занятие направлено на коррекцию недоразвития фонематического восприятия, фонематического и языкового анализа и синтеза, развитие и обогащение  словарного запаса у учащихся 1 класса с задержкой психического развития. На занятии в игровой форме восполняются пробелы в изучении программного материала, воспитываются навыки коллективного общения, что особо актуально для первоклассников с ЗПР.  Разработка занятия может внедряться в практику как учителей начальных классов, так и для воспитателей про проведении самоподготовки в специальной коррекционной школе. 

Внеклассное занятие по коррекции речевого развития у учащихся 1 класса с ЗПР

Тема: Путешествие в страну «Буквозвукию».

Цель: совершенствование навыка дифференциации гласных и согласных звуков и букв.

Задачи: закрепить гласные и согласные звуки, навыки слогового чтения, корригировать звукопроизносительную сторону, развивать фонематический слух, активизировать речевую деятельность учащихся во внеурочной работе, воспитывать интерес к изучению грамматики русского языка, навыки коллективной деятельности, взаимопомощи, дружеских отношений.

Оборудование: тренажеры  сенсорной комнаты «горка», «сенсорная тропинка», сухой бассейн, стойки с цветными фишками, карточки с буквами и слогами, колокольчик.

Ожидаемый результат: навыки дифференциации согласных и гласных, слогового чтения; самоконтроля; теплые взаимоотношения в детском коллективе;

Ход занятия:

1. Вводная беседа.

Вы любите путешествовать? Тогда в путь! Мы отправляемся в далекую страну, где живут буквы и звуки, она так и называется «Буквозвукия».

2. Психогимнастика.

Упр. «Кораблик»

(Спокойный вдох-выдох 2р.)

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем! (выполняем сначала для правой, затем для левой ноги)

Упр. «Кулачки»

(Спокойный вдох-выдох 2р.)

Руки опущены,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем пальчики прижаты…

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

И еще сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются…

3.Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком».

Выполнение артикуляционных упражнений.

4. Путешествие по стране «Буквозвукия».

- «Тропинка гласных звуков»

Ведущий: Слышишь, гласные зовут, звонким голосом поют?

Задание: Назови  гласные звуки. Каким цветом  в звуковой схеме мы их обозначаем?

- «Тоннель согласных звуков»

Ведущий: Здесь согласные звуки построились в ряд

Из шума и голоса они состоят.

Задание: «Услышишь согласный – хлопни в ладоши». Педагог называет звуки русского языка, когда дети слышат согласный звук, то подают сигнал хлопком в ладоши.

- «Гора Твердыня»

Ведущий: На этой горе живут твердые согласные звуки. Каким цветом  в звуковой схеме мы их обозначаем?

Задание: Назвать твердо согласные звуки, подобрать опорную карточку с буквой из предложенных.

- «Пенек Мягкости»

Ведущий: Присев на этот пенек, согласные звуки сразу становятся мягкими. Каким цветом  в звуковой схеме мы их обозначаем?

Задание: «Скажи наоборот». Ведущий называет согласный звук твердо, а учащиеся в ответ произносят его мягко.

- «Поляна звонкости и глухости»

(Ведущий звенит в колокольчик и приглашает детей на поляну). 

Чтобы  поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

С помощью чего мы узнаем о звуке звонкий он или глухой?

Задание: «Буква заблудилась». Учащиеся должны разделить буквы по принципу звонкости и глухости звуков, которые они обозначают (дети работают в парах). 

Релаксация «Волшебный сон»: реснички опускаются, глазки закрываются… напряженье улетело и расслаблено всё тело… мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем… дышится легко, ровно, глубоко… наши руки отдыхают… ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают… дышится легко, ровно, глубоко…шея не напряжена, а расслаблена она… губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется… дышится легко, ровно, глубоко…(выдерживается пауза) хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать… потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться!(упражнение выполняется сидя в удобной позе «кучера на дрожках»)

- «Море ударности»

Рассказ ведущего о важности ударения в словах.

Собрались однажды слова на собрание, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на собрание Ударение. И оно очень обиделось. Выскочило  Ударение и громко закричало:

- Что вы без меня значите? Захочу и изменю значения у многих из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед старый замок и сказал:

- Я тебя не боюсь! Я такой высокий, могущественный и крепкий, а ты же просто черточка!

Ударение рассердилось и перепрыгнуло с первого слога на последний, и исчез замок, и возник замок.

Шутник он, невидимка – молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог.

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

Слова зашумели….заволновались. Видят, дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор с большим уважением к нему относятся.

Ведущий: Ударный слог, ударный слог, он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток, отметь его ударом! (дети имитируют удары молотком).

(Дети вместе с ведущим повторяют «волшебное превращение» слова «замок» с имитацией действия удара молотком)

- «Болото слогов»

Ведущий: Беда! Беда! Идите скорее сюда!

Если вы слоги сейчас не спасете, они утонут, утонут в болоте!

Задание: «Освободить» слоги из болота, прочитав их правильно.

5. Итог занятия.

Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие по стране «Буквозвукия»: «Тропинка гласных звуков», «Тоннель согласных звуков», «Гора Твердыня», «Пенек Мягкости», «Поляна звонкости и глухости», «Море ударности», «Болото слогов», где мы сегодня только не были?! Но вы не только преодолели все препятствия, успешно решив поставленные задачи, но и выручили из беды слоги, и они считают вас своими друзьями! Помните это!  Ведь недаром народная мудрость гласит: Друзья познаются в беде!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса

Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе

Классный час по профилактике правонарушений

svetlana # 7 мая 2013 в 17:47 +1
Спасибо за разработку. Доступный и интересный материал для коррекционного занятия! Желаю успехов!