Автор: Шекк Ольга Юрьевна, КГУ «Областная специальная школа-интернат №5 для детей с ограниченными возможностями в развитии», г. Сарань, учитель начальных классов, учитель – логопед.
Внеклассное занятие направлено на коррекцию недоразвития фонематического восприятия, фонематического и языкового анализа и синтеза, развитие и обогащение словарного запаса у учащихся 1 класса с задержкой психического развития. На занятии в игровой форме восполняются пробелы в изучении программного материала, воспитываются навыки коллективного общения, что особо актуально для первоклассников с ЗПР. Разработка занятия может внедряться в практику как учителей начальных классов, так и для воспитателей про проведении самоподготовки в специальной коррекционной школе.
Тема: Путешествие в страну «Буквозвукию».
Цель: совершенствование навыка дифференциации гласных и согласных звуков и букв.
Задачи: закрепить гласные и согласные звуки, навыки слогового чтения, корригировать звукопроизносительную сторону, развивать фонематический слух, активизировать речевую деятельность учащихся во внеурочной работе, воспитывать интерес к изучению грамматики русского языка, навыки коллективной деятельности, взаимопомощи, дружеских отношений.
Оборудование: тренажеры сенсорной комнаты «горка», «сенсорная тропинка», сухой бассейн, стойки с цветными фишками, карточки с буквами и слогами, колокольчик.
Ожидаемый результат: навыки дифференциации согласных и гласных, слогового чтения; самоконтроля; теплые взаимоотношения в детском коллективе;
Вы любите путешествовать? Тогда в путь! Мы отправляемся в далекую страну, где живут буквы и звуки, она так и называется «Буквозвукия».
Упр. «Кораблик»
(Спокойный вдох-выдох 2р.)
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем! (выполняем сначала для правой, затем для левой ноги)
Упр. «Кулачки»
(Спокойный вдох-выдох 2р.)
Руки опущены,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем пальчики прижаты…
Пальчики сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем.
И еще сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются…
3.Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком».
Выполнение артикуляционных упражнений.
- «Тропинка гласных звуков»
Ведущий: Слышишь, гласные зовут, звонким голосом поют?
Задание: Назови гласные звуки. Каким цветом в звуковой схеме мы их обозначаем?
- «Тоннель согласных звуков»
Ведущий: Здесь согласные звуки построились в ряд
Из шума и голоса они состоят.
Задание: «Услышишь согласный – хлопни в ладоши». Педагог называет звуки русского языка, когда дети слышат согласный звук, то подают сигнал хлопком в ладоши.
- «Гора Твердыня»
Ведущий: На этой горе живут твердые согласные звуки. Каким цветом в звуковой схеме мы их обозначаем?
Задание: Назвать твердо согласные звуки, подобрать опорную карточку с буквой из предложенных.
- «Пенек Мягкости»
Ведущий: Присев на этот пенек, согласные звуки сразу становятся мягкими. Каким цветом в звуковой схеме мы их обозначаем?
Задание: «Скажи наоборот». Ведущий называет согласный звук твердо, а учащиеся в ответ произносят его мягко.
- «Поляна звонкости и глухости»
(Ведущий звенит в колокольчик и приглашает детей на поляну).
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
С помощью чего мы узнаем о звуке звонкий он или глухой?
Задание: «Буква заблудилась». Учащиеся должны разделить буквы по принципу звонкости и глухости звуков, которые они обозначают (дети работают в парах).
Релаксация «Волшебный сон»: реснички опускаются, глазки закрываются… напряженье улетело и расслаблено всё тело… мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем… дышится легко, ровно, глубоко… наши руки отдыхают… ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают… дышится легко, ровно, глубоко…шея не напряжена, а расслаблена она… губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется… дышится легко, ровно, глубоко…(выдерживается пауза) хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать… потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться!(упражнение выполняется сидя в удобной позе «кучера на дрожках»)
- «Море ударности»
Рассказ ведущего о важности ударения в словах.
Собрались однажды слова на собрание, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на собрание Ударение. И оно очень обиделось. Выскочило Ударение и громко закричало:
- Что вы без меня значите? Захочу и изменю значения у многих из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед старый замок и сказал:
- Я тебя не боюсь! Я такой высокий, могущественный и крепкий, а ты же просто черточка!
Ударение рассердилось и перепрыгнуло с первого слога на последний, и исчез замок, и возник замок.
Шутник он, невидимка – молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог.
И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок.
Слова зашумели….заволновались. Видят, дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор с большим уважением к нему относятся.
Ведущий: Ударный слог, ударный слог, он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток, отметь его ударом! (дети имитируют удары молотком).
(Дети вместе с ведущим повторяют «волшебное превращение» слова «замок» с имитацией действия удара молотком)
- «Болото слогов»
Ведущий: Беда! Беда! Идите скорее сюда!
Если вы слоги сейчас не спасете, они утонут, утонут в болоте!
Задание: «Освободить» слоги из болота, прочитав их правильно.
Ведущий: Вот и подходит к концу наше путешествие по стране «Буквозвукия»: «Тропинка гласных звуков», «Тоннель согласных звуков», «Гора Твердыня», «Пенек Мягкости», «Поляна звонкости и глухости», «Море ударности», «Болото слогов», где мы сегодня только не были?! Но вы не только преодолели все препятствия, успешно решив поставленные задачи, но и выручили из беды слоги, и они считают вас своими друзьями! Помните это! Ведь недаром народная мудрость гласит: Друзья познаются в беде!
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе
Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»
svetlana # 7 мая 2013 в 17:47 +1 |
Спасибо за разработку. Доступный и интересный материал для коррекционного занятия! Желаю успехов! |